На избирательном участке
На избирательном участке
Воскресные довыборы в городскую думу Биробиджана по округу №9 - это был один урок по трем предметам сразу. Такой, знаете, объемный классный час, вернее, день. И у каждого предмета, соответственно, были свое особое назначение и своя целевая аудитория.
 
Организатор и идеолог этого «классного часа» - новый руководитель городского отделения партии «Единая Россия», политический интеллектуал Ирина Николаевна Пинчук. А исполнитель - кандидат в депутаты городской Думы, выдвинутый этим отделением «Единой России», директор школы №11 Татьяна Валерьевна Нестерова.
 
Сразу скажу: я далека от такой науки, как «Педагогика». Поэтому могу судить о качестве идеи и ее исполнении только как зритель и слушатель. Так вот, как зрителю, мне было очень грустно на это смотреть, а как слушателю - стыдно это слушать. В какой-то момент грусть и стыд слились воедино, и возникло чувство омерзения. Было очень трудно досмотреть и дослушать данный «урок» до конца, но мне пришлось это сделать, хотя бы ради того, чтобы рассказать о нем сегодня вам.
 
Итак, один урок из трех предметов.
 
Предмет первый - «Технология» - был нацелен на очень небольшую, ограниченную аудиторию разных возрастных категорий, а именно на конкурентов Татьяны Валерьевны - трех кандидатов в депутаты городской Думы, которые сначала были уверены, что конкурируют с Татьяной Валерьевной на равных, а потом, часам к двенадцати дня, начали в этом сомневаться. К концу дня их уверенность окончательно испарилась, в глазах исчез интерес к происходящему, на лицах появилось выражение безразличия. Урок удался.
 
Предмет второй - «Обществознание» - в новой, эксклюзивной интерпретации был нацелен, как я поняла, на аудиторию в возрасте от восемнадцати до семидесяти пяти лет и старше и имел конкретное предназначение: разъяснить этой аудитории в возрасте от восемнадцати до семидесяти пяти лет и старше, что «общество» и «знание» - абсолютно разные, не пересекающиеся понятия, особенно когда это касается выборов. Целевая аудитория в конце урока должна была прийти к осознанию того, что она, конечно, и есть «общество», но не ее с-чье дело, кто и почему должен представлять ее интересы в городской Думе в качестве депутата. И главное, ей не надо знать, почему она должна принять данный постулат, ей надо просто принять его, и все!
 
Предмет третий - «ОБЖ» («Основы безопасности жизнедеятельности») был разработан для аудитории в возрасте от семи до восемнадцати лет, большей частью обучающейся именно в школе №11. При подготовке и проведении данного урока эта аудитория, как я понимаю, была условно разделена на три подгруппы: ученики начальной школы, ученики пятых - девятых классов, ученики выпускных классов. Основ безопасности тоже было всего три. Первая - для первой подгруппы. Я думаю, суть данной основы, вы, уважаемые читатели, сможете сформулировать сами. Итак, внимание!
 
Полдень. К избирательному участку №9 быстрым шагом, почти бежит женщина средних лет, держа за руку, еле успевающую за ней девочку лет восьми. Взгляд женщины сосредоточен, лицо напряжено. Вот она поднимается по ступенькам, открывает дверь, не сбавляя скорость, входит в небольшой холл, не останавливаясь, поворачивает налево, почти вбегает в зал, где проходит голосование и… резко останавливается.
 
Поворот головы влево, взгляд в упор на Татьяну Валерьевну Нестерову, быстрый кивок: «Здравствуйте!». Отпускает руку ребенка и бежит к столу, где сидят члены избирательной комиссии. Девочка растерянно стоит одна, смотрит на Татьяну Валерьевну.
 
Видно, что она знает: это директор ее школы. А Татьяна Валерьевна благосклонно улыбнулась и вписала в свой блокнот ее маму.
 
Мама же, не пробыв у стола и минуты, возвращается к дочке, берет ее за руку, выходит из зала и тут вдруг, остановившись, обращается ко мне:
 
- Ничего не понимаю. Зачем я бежала?
 
- А зачем вы бежали? - отвечаю я вопросом на вопрос.
 
- Так мне же пришло сообщение, что надо срочно, что обязательно…
 
- Простите, что надо срочно?
 
- Ну, что надо обязательно прийти проголосовать, что директор же…
 
- Кто прислал?
 
- А я не знаю. По Интернету, из «школьной группы», ну, по вацапу на телефон прислали, а тут сказали, что мой дом не входит в этот округ, - взгляд растерянный, даже голос слегка дрожит.
 
- Значит, зря бежали.
 
- И что теперь? Это же директор нашей школы! Надо же проголосовать!
 
- Да вы не расстраивайтесь. Она же вас видела, даже отметила у себя в блокноте, так что у вашего ребенка, я думаю, неприятностей не будет.
 
- Да? - женщина еще раз кинула растерянный взгляд в сторону зала голосования, взяла дочь за руку и вышла из помещения.
 
Итак, основа безопасности для первой подгруппы (учеников начальной школы) кратко: знание - сила! Подробно: знание кандидата в депутаты тебя в лицо (если он - директор твоей школы) - это сила, которая гарантирует тебе «безопасность» твоей жизнедеятельности в школе.
 
Вторая основа - для второй подгруппы (учеников пятых - девятых классов).
 
В помещение вошли трое: папа, мама и сын лет четырнадцати. Папа вдруг остановился у стенда, на котором размещен агитационный плакат. На плакате фотографии четырех кандидатов в депутаты. Мама достает из сумки паспорта, один протягивает папе. Сын, продолжая движение, уже входит в зал голосования.
 
Мама (папе): - Ты чего встал?
 
Папа: - Да тут аж четыре кандидата!
 
Мама: - Ну и что? Пойдем.
 
Папа: - Дай почитать. Интересно же.
 
Мама: - Потом почитаешь.
 
Папа: - А как же право выбора?
 
Мама: - Ну что ты опять начинаешь? Тебе же сказали, за кого надо!
 
Сын (выглядывая из зала голосования): - Ну где вы там?
 
Папа: - Да идем уже, идем!
 
Вошли в зал голосования, остановились, повернулись в сторону Татьяны Валерьевны. Чуть впереди сын с выражением на лице: «Всегда готов!», за ним покорно улыбающиеся папа с мамой. Почти хором: «Здравствуйте!». И снова на лице Татьяны Валерьевны Нестеровой благосклонная улыбка. Она наклоняется над своим блокнотом и вносит в него папу с мамой. Сын удовлетворен.
 
Родители берут бюллетени, входят в кабинки, затем выходят, опускают бюллетени в урну и, двигаясь к выходу, продолжают покорно улыбаться Татьяне Валерьевне, держа голову вполоборота к ней. Вышли в холл.
 
Мама (папе): - Вот теперь читай.
 
Сын: - Зачем? Проголосовали же! Пошли, я опаздываю, меня ребята ждут…
 
Основа безопасности для второй подгруппы кратко: сделал дело - гуляй смело. Подробно: если ты сделал дело, о котором тебя попросил твой учитель, то можешь потом гулять смело. А твоего учителя с вопросами к тебе по поводу твоего гуляния, в том числе и в урочное время, направляй в дальнейшем к кандидату в депутаты - директору школы. Твоя гарантия - голосование твоих мамы и папы.
 
Третья основа для третьей подгруппы - учеников выпускных классов. Я не стану подробно «рисовать» картинки с участием представителей этой подгруппы, потому что их в воскресный день голосования было очень много и все они были похожи друг на друга, как две капли воды: старшеклассники, в основном это были парни, приходили с мамами.
 
И у парней, и у мам были одинаковые выражения лиц: насупленные брови, напряженный взгляд. Парни входили в зал голосования с мамами, здоровались с Татьяной Валерьевной, затем быстро выходили из зала в холл и ждали мам.
 
Мамы голосовали, а потом… Они вдвоем выходили из помещения, облегченно вздыхали, напряжение исчезало с их лиц, брови вставали на место, и мамы с сыновьями молча расходились в разные стороны.
 
Основа безопасности для третьей подгруппы - выпускников: непременно должен быть хотя бы один очень веский аргумент для того, чтобы беспрепятственно получить допуск к выпускным ЕГЭ. И это не обязательно твои знания, но обязательно - покорность твоих родителей, их готовность наплевать на собственное мнение, покривить душой, поступить нечестно ради твоего ЕГЭ!
 
В целом урок ОБЖ для аудитории в возрасте от семи до восемнадцати лет, я думаю, тоже удался. Урок, который, наверняка, останется в памяти этой аудитории навсегда. Урок, заложивший в души представителей этой аудитории недоверие и презрение к выборам! Ау, Ирина Николаевна Пинчук, идеолог вы наш, политический интеллектуал! Цель достигнута? Вы довольны?
 
А ведь я еще не все сказала. Самое интересное, как говорится, на закуску. Статья 49 Федерального закона о выборах и референдумах гласит:
 
«Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается».
 
А она велась! Вопреки закону, вопреки совести и просто вопреки элементарному приличию! Велась открыто, нагло и, извините за подробности, тупо!
 
- Мне позвонили на мобильник пару часов назад, - рассказывает Светлана Д., пришедшая на избирательный участок, - и говорят, что мои контакты им предоставила кандидат в депутаты Нестерова. Откуда, интересно, у нее мои контакты? Я, если честно, очень разозлилась и «послала» звонивших…
 
А я попросила у Светланы номер телефона, с которого ей звонили. Мобильник тем и хорош, что номера в нем сохраняются. Через пару минут на этот номер, включив громкую связь, уже звонил один из кандидатов в депутаты Максим Семенов. Я находилась рядом с включенным диктофоном. В трубке раздался женский голос:
 
- Алло.
М. Семенов: - Здравствуйте.
- Здравствуйте.
 
М. Семенов: - Подскажите, пожалуйста, с кем я разговариваю?
- Меня зовут Виктория Александровна. Ваши контакты предоставила мне Нестерова Татьяна Валерьевна. Мы приглашаем вас на избирательный участок №9…
 
М. Семенов: - Вы знаете, я далек от выборов… А кто эта Нестерова?
- Она избирается в депутаты вашего округа.
 
М. Семенов: -… А кто там еще из кандидатов избирается?
- Честно? Не знаю…
 
М. Семенов: - А вы ее представитель или кто? А избирательный участок еще работает? Я успею проголосовать?
- Да, до восьми часов.
 
М. Семенов: - А вы кто?.. Вы и есть Нестерова?..
- Нет. Я обзваниваю людей и приглашаю на избирательный участок.
 
М. Семенов: - Вы работаете в избиркоме или где?
- В исполкоме.
 
М. Семенов: - Что?
- В исполнительном комитете.
 
М. Семенов: - В исполнительном комитете чего? Мэрии? Я просто не понял, откуда мой номер телефона у Нестеровой? Вы кто, из какой структуры?.. Вас, наверное, от «Единой России» наняли?..
- Да…
 
Очень интересно, правда? База данных с телефонами жителей микрорайона им. Бумагина и других улиц г. Биробиджана, входящих в избирательный округ №9, каким-то чудесным образом оказалась у Татьяны Нестеровой, если верить девушке по имени Виктория Александровна.
 
А это, кроме всего прочего, грубое нарушение закона о персональных данных. Но на что только не пойдешь ради того, чтобы «протащить» в думу своего человека, да, Ирина Николаевна Пинчук?
 
Я много раз работала на выборах. Но в этот раз «особым интеллектом» и отчаянным рвением в содействии одному единственному кандидату-директору отличилось не только городское отделение партии «Единая Россия», но и некоторые представители участковой избирательной комиссии, такие, например, как некто Александр Музыка.
 
На просьбу кандидата в депутаты Максима Семенова показать, где можно подзарядить телефон для того, чтобы была возможность с его помощью вести видеозапись подсчета голосов, этот самый Музыка вдруг ответил грубым отказом. Максим попытался объяснить, что по закону ему должны предоставить все условия.
 
А. Музыка: - Покажите пункт, где мы обязаны вам предоставить, и мы позвоним в Территориальную избирательную комиссию…
 
А затем, увидев, что я веду аудиозапись, он обратился ко мне:
- Не записывайте! Мы не даем согласие на запись!
 
Я: - А мне не нужно ваше согласие.
 
А. Музыка: - Вы должны нас предупредить.
 
Я: - Нет. Не должна. Кстати, есть Закон «О СМИ», который тоже не помешало бы читать избирательной комиссии.
 
А. Музыка: - А вы должны нас предупредить перед тем, как… Люди должны знать, что их записывают.
 
Я: - А вы не просто люди, вы сегодня должностные лица. И вы не должны делать ничего тайного…Все, что вы сейчас сказали, появится в газете, и тогда народ пусть решает, по закону вы отказали кандидату или не по закону…
 
Максим Семенов тут же позвонил в городской избирком Шашкиной, объяснил ситуацию с розеткой. Шашкина ответила, что ему должны предоставить возможность зарядить видеоустройство. Даже разрешила поискать розетку в зале голосования.
 
М. Семенов (обращаясь к Музыке): - Ну вот, Екатерина Александровна сказала, что можно. Она вообще не против, чтобы я вел съемку.
 
А. Музыка: - Вот пусть она нам позвонит и скажет…
 
Я: - А вы кто, чтобы вам еще и перезванивали? Начальник? Любой кандидат имеет право вести видеозапись, установить видеокамеру. И вы должны предоставить ему для этого условия, показать, где можно подключить камеру. Рассказать вам дальше, что написано в законе? Или вы все-таки читаете его перед тем, как начинать здесь руководить?
 
А. Музыка: - Я здесь не руковожу…
 
Я: - А тогда какого вы отвечаете кандидату? Должен отвечать тот, кто руководит.
 
А. Музыка: - Мы вдвоем имеем право…
 
Я: - Вы не руководитель, но имеете право? Послушайте, вы живете в городе, в котором почти нет дураков, разве только те, кого вы лично близко знаете… Поэтому, извините, но вести себя надо прилично и в рамках закона в избирательной комиссии, даже в такой маленькой…
 
Примерно через час после этого инцидента Музыка подошел ко мне, держа в руках толстенький сборник законов, и тихо так произнес: «Я извиняюсь. Вы были правы».
 
- Почему вы извиняетесь передо мной? - удивилась я. - Извинитесь перед кандидатом в депутаты!
 
- А он на диктофон меня не записывал, - откровенно нагло бросил мне в ответ Музыка и вернулся на свое не руководящее место.
 
Ах, интеллект, интеллект! Я понимаю, что тебе не со всеми удается ужиться, но так хотелось бы, чтобы в нашем городе было иначе!!! Как было грустно на это смотреть! Как было стыдно это слушать!
 
А когда грусть и стыд слились воедино, возникло чувство омерзения от всего увиденного и услышанного и еще уверенность в том, что итоги этих воскресных довыборов в г. Биробиджане должны быть отменены, а госпожа Нестерова должна извиниться перед учениками своей школы и их родителями. Возможно, это позволит сохранить их уважение к ней.
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №36