Прибыл в Даду 9 мая в самый праздник, когда в деревне проводился митинг возле здания администрации. Школьники и молодёжь маршировали и пели песни больше похожие на речёвки. В руках почти у каждого "бессмертный полк" - небольшие транспаранты с именами воевавших дедов. От федеральной трассы, где меня высадили, до Дады идти порядка 1 км. На подходе к митингу встретил полисмен Бельды и устроил тщательный допрос: кто, откуда, с какими целями, есть ли документы? Заглянул в багаж, спрашивал, что за провода. Ну террорист точно! Меня редко так останавливает полиция, и обычно установление личности отнимает 5 мин. Но в этот раз досмотр был более тщательный. Значит в стране непорядок! Когда идентификация личности была закончена, мне было дозволено пройти на митинг, но тут окликнул местный забулдыга: "Эй, волосатый! Ну-ка поди сюда." Однако полисмен его тут же осадил.
Деревенский митинг - место, где можно сделать устное объявление о предстоящем концерте. Мы так планировали сделать с организатором. Погода стояла ветреная, но тёплая и солнечная. Просить и объявлять не пришлось: пока ходил кругами и фотографировал действо, привлёк достаточно внимания, и после того как всё закончилось, обступили любопытные школьники и школьницы и завалили всевозможными вопросами. Быстро подружились. Вещи до клуба несли компанией.
В маленькой деревне новости узнаются быстро, и для анонса вполне хватает нескольких афиш. Единственное сомнение было насчёт платы за вход. Накануне интересовался у организатора, как там народ, проявляет ли интерес к грядущему мероприятию, и когда в ответ вышла заминка, то стало ясно, что лучше сделать вход бесплатный. Что мы и сделали - отменили плату за вход за два дня до концерта. Можно было не прибегать ни к каким мерам и плану Б. Люди почти все знают о концерте, и придут они, или не придут, зависит от того, смогут ли физически оторвать себя от повседневных дел. А всевозможного труда в деревне, особенно в период посадок, немало.
Можно было расслабиться перед выступлением и пройтись вдоль домов по улицам в хорошую погоду. Повстречался некий человек средних лет Денис Бельды, местный проповедник Иисуса Христа, и начал мне проповедовать. Я хотел спросить его про наводнение, но он упорно меня не желал слышать и продолжал свою проповедь. В таких случаях лучше самому помолчать, не вступать в спор, пока он не закончит. Денис был слегка навеселе, покуривал сигарету, между слов также спросил, есть ли у меня деньги. При этом мне желал и советовал вести благочестивую жизнь, ничего не употреблять и не брать с него, с Дениса, дурной пример.
Мы закончили с Денисом, и некоторое время спустя, я продолжил изучение села. В глаза бросился большой дом с современным фасадом. Возле забора стояли несколько машин. Сперва решил, что это административное какое-нибудь здание и подошёл поближе, чтобы разглядеть какую-нибудь вывеску. Вывески никакой не было, но скоро ко мне спустился хозяин дома и спросил, кого я ищу. Ответил ему, что нужна вода, ищу колодец. Хозяин сходил за водой для меня, а потом пригласил в дом. Так я, просто проходя мимо, познакомился с большим семейством Пассар, в чьём доме 14 детей, из которых 10 приёмных. Это не считая внуков. Хозяева очень гостеприимные, хлебосольные и общительные. Посидел у них немного перед концертом и заходил ещё потом. Узнал разные подробности местной жизни. Из работы только рыбалка и вахта - тем и живут. Но на жизнь почти никто не жалуется. Хозяйка дома Маргарита Пассар, выслушав короткий мой рассказ о себе, вынесла вердикт: "Больной на всю голову!" На концерт потом ходила с несколькими детьми, но скоро ушла по причине неотложных дел. Музыка тем не менее её заинтересовала. Выяснился наш общий знакомый - человек из Москвы, который горит изучением нанайской культуры и языка и приезжает иногда на Дальний Восток. Я лично с ним знаком не был, но он на меня недавно выходил в соц. сетях. Тесен мир. Семья Маргариты Пассар напоминает семейную общину, описанную в романе нанайского автора Григория Ходжера "Амур широкий". Такая община так и называется - большой дом.
Концерт был без проектора и длился 2 часа, хотя я пытался сокращать программу. Много получилось разговоров. Было всего порядка 30 человек - нормальный результат. Больше половины из них - дети. Конечно, столько времени они усидеть не могли и после первых нескольких песен один за одним начали убегать, но ближе к концу выступления почему-то снова прибежали - не поймёшь этих детей. Жалко, не было кина в этот раз - может, они бы и сидели, не срываясь с места. 14-летние старшеклассницы, которые больше всего общались со мной после митинга, сидели весь концерт от начала и до конца. Были ещё другие люди. В середине подошёл какой-то человек, похожий на Дениса, хотя, возможно, и не он. Просил спеть Апостола Андрея. Память не подвела - спел. Потом пел песню про Бога "Везде есть Он" - тоже ему понравилась. Играл также упырька, который в программу не входил. Когда рассказывал про готовящийся фильм про инвалидов, то человек, похожий на Дениса, сказал: "Тебе надо не про инвалидов кино снимать, а ты про себя снимай!" Ещё на концерте произошла драка мальчишек, которую развязал один из приёмных сыновей Маргариты Пассар. Эту драку я совершенно не помню, так был полностью сосредоточен на исполнении песен - про неё мне сказала потом Маргарита.
Ночевал в клубе. На следующий день уезжал в Лидогу на автобусе. Пока народ собирался на остановку, обратил внимание, что матерщина из уст деревенских жителей не так страшно воспринимается - она почти беззлобная в сравнении с лексикой многих жителей города. Пока ждал автобус, недалеко воспитатель вывела на небольшую экскурсию нескольких детей, и один из них мне крикнул: "Здравствуйте, дядя, который вчера выступал! Не помню, как вас зовут!" Помахал ему рукой, и скоро подъехал автобус.
Фотогалерея: