Если взять центр Хабаровска, вырезать его по периметру и поместить в глухую тайгу, то получится город Тында. Начиная с самого вокзала, который выполнен в футуристическом стиле и напоминает посадочный док космических кораблей, сам город производит впечатление марсианской колонии. Зима очень суровая с температурами под -50 (хотя местные говорят, что таких температур давно уже не было, -40 и то бывает редко, и вообще, в Хабаровске еще холоднее). Тында расположена на одной широте с Москвой, и ее еще называют крайней точкой Москвы. Многоэтажные дома, включая знаменитые 16-этажки, составляют основу жилмассива. Но таежные нетронутые сопки видно из любой части города. В городе ходит общественный транспорт, и у меня это вызывало сперва удивление: зачем он вообще здесь нужен, когда сама Тында размером с большую деревню? Медведи иногда заходят на улицы. Город кризисный, непредсказуемый, имеет короткую историю - 30-40 лет. Стремительно вырос на волне строительства БАМа, затем с развалом страны население стало уменьшаться и к сегодняшнему дню сократилось примерно вдвое. Есть немного ощущения, что дух 90-х ещё не выветрился из этого маленького города.
Первый раз я посетил Тынду два года назад. Концерт проходил в библиотеке в рамках ежегодной библионочи. Позже мне никак не удавалось снова сюда приехать из-за невозможности с кем-то договориться. В этот раз на предложение провести концерт откликнулся местный ночной клуб "Дизель". Наверное, не стоит проявлять такую настойчивость, пытаясь покорить что-то такое, где тебя не особенно хотят видеть. Результат этой поездки нужно ещё анализировать.
Прибыл поздно вечером, заночевал в библиотеке. К людям, у которых останавливался в прошлый приезд, в этот раз напроситься не удалось. Утром направился в местный храм. Хотелось где-то провести дневное время, посидеть в тишине, настроиться и сосредоточиться перед выступлением, но так как в этот раз не было домашней обстановки, пришлось пойти туда, где обычно принимают всех. Служительница храма, которая убирает свечи и оттирает парафин от пола, скоро заговорила со мной. После объяснения целей приезда, рассказа, кто я такой и чем занимаюсь, мне принесли обед и предложили расположиться в соседнем доме. Как быстро разрешились все вопросы! Перенес вещи в квартиру, в котором служительница храма живет с 60-летним сватом. Дверь они не запирают. Душ и все остальное в распоряжении. От угощений, правда, пришлось отказаться, так как они были с мясом. Сват тут же начал рассказывать о том, как он живёт, как старому знакомому. В течение дня, пока я отдыхал и повторял концертную программу, сват уходил, потом приходил его сын, потом жена сына с дочкой - никто не удивился моему присутствию в чужом доме, будто приехал знакомый или ещё один родственник. Забыл подарить диск!
Когда подошло время выдвигаться, я вышел со всеми вещами. До клуба Дизель всего километра 2. По меркам Тынды это считается далеко. Пройдя полкилометра, присел отдохнуть, и тут подъехала машина и предложила подвезти, куда нужно. К слову сказать, в последнее время стали очень часто подвозить, хотя я никогда в жизни не автостопил. И я даже вывел для себя простое правило: если хочешь, чтобы тебя подвезли, иди по правой стороне дороги, а если не хочешь - иди по левой. Стараюсь ходить пешком с вещами, чтобы успевать совершать прогулки во время частых переездов, но это не всегда удаётся, так как спустя 10-15 минут обязательно кто-то остановится и предложит свою помощь. Во время таких подвозов успеваю коротко рассказать о том, чем занимаюсь, куда направляюсь, что исполняю, и даю адрес своего сайта.
Помещение Дизеля довольно большое и чем-то напоминает игровую локацию, в которой стреляют вооруженных противников. При том, похоже, оно часто пустует. Но в конечном счёте я сильно пожалел, что приехал в это место, так как при полном отсутствии публики местный персонал, общаясь друг с другом, воспроизводит вслух такое кол-во мата, какое я не слышал в самой спившейся деревне. Крепкие слова в адрес друг друга, перемежаясь с громким гоготом, исходили из уст молодых людей, внешне вполне приличных. Если бы меня позвали в такое место на чей-то концерт, то я бы точно отказался. Мы отстроили звук, и я ждал пока кто-нибудь придёт слушать, но все куда-то ушли и, похоже, совсем забыли о том, что сюда кто-то приехал выступать. Где-то неподалёку что-то шумно и весело обсуждали, и, спустя час ожидания, когда мои уши совсем завяли, я начал сворачивать оборудование. Конечно, досадно уходить, когда ехал сюда больше суток. Надежд изначально не было, что проведут хороший анонс, но была надежда увидеть постоянную публику заведения и какую-никакую организацию мероприятия. Никто не провожал, никаких слов извинения. Выхожу на улицу - асфальт намок от мелкого дождя. Останавливаются две машины. Из одной кто-то обращается ко мне:
- Ты из Дизеля?
- Да. Но уже ухожу.
- Чё, там тёлки есть?
- Похоже, там вообще никого нет.
- Да вечно в этом Дизеле грёбаном нихрена нет! Ты где живёшь? Садись - довезём.
- Мне на вокзал.
Так всё и закончилось. Поезд должен был уходить глубоко ночью, но я по ошибке чуть не залез в другой, идущий в противоположном направлении. Потом перед самой посадкой повалил обильный снег размером с тополиный пух, будто кто-то распорол подушку и тряс ей над головой. За два-три часа всё покрыло снежными сугробами. На носу май - здравствуй лето!
Вечером следующего дня во время высадки с поезда в Белогорске, чтобы потом сесть на автобус до Благовещенска, мой сосед по купе кавказской национальности помогал мне снимать рюкзак с третьей полки: "Давай, студент, тебе помогу. Турист! Я бы на твоем месте дома сидел. Еду на вахту, как на расстрел."
Поздно вечером благополучно прибыл в Благовещенск, в котором вовсю зеленеет весна.
 
Фотогалерея: https://passer-beside.livejournal.com/24405.html