Алена Белякова - автор заявления |
|
О людях: терпение человека, как натянутая струна, обязательно лопается, когда сила натяжения превышает предел возможного.
О власти: не предвидеть это, с одной стороны, глупо, с другой - просто бессовестно. Особенно, когда речь идет о той части молодежи, за которую ответственность несет именно власть. Я говорю о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
Государство гарантировало этим молодым людям не только полное обеспечение во время нахождения их в детских домах, но и предоставление благоустроенного жилья после их выхода из детских домов. И это правильно. Выпускаясь из детского дома, они остаются, по сути, в полном одиночестве. Им некуда идти, не от кого ждать помощи и поддержки, кроме как от государства. И они ждут.
В нашем стольном городе Биробиджане, как выясняется, ждут долгими годами. Взрослеют, у них самих появляются дети, а они все ждут, кочуя по съемным квартирам. Далеко не все из них дожидаются. Кто-то уезжает в другой регион и устраивает свою жизнь, махнув рукой на помощь от государства, кто-то менее настойчивый, с более мягким характером, теряется в этой жизни, пополняя армию бомжей, ну а кто-то борется, пока хватает сил.
Алена Белякова после выхода из детского дома окончила в 2011 году профессиональное училище. В том же году ее включили в банк данных детей-сирот, нуждающихся в жилье. Сегодня таких, как она, по нашей информации, в ЕАО около тысячи человек, а примерно шесть лет назад их было, по нашим сведениям, около трехсот. О чем это говорит?
Прежде всего, о том, что до 2011 года худо-бедно, но детей-сирот старались обеспечивать жильем, не создавая из них бесконечную очередь. И квартиры им покупали, и даже многоквартирный дом для них специально построили. Да и с 2011 по 2013 годы какая-то работа по обеспечению детей-сирот жильем все-таки велась.
Такой вывод можно сделать, ознакомившись с реестром судебных решений по предоставлению данной категории граждан жилых помещений. Выпускники детских домов стали активно обращаться в суды в 2014 году. Всего с конца 2014 года по апрель текущего года таких решений было принято 262. И эти судебные решения, насколько мне известно, до сих пор не исполнены. В том числе и в отношении Алены Беляковой.
Вместе со своим представителем она неоднократно обращалась и в управление опеки и попечительства правительства ЕАО, и даже к губернатору. Вот выдержка из ее обращения к господину Левинталю:
«… Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 13 мая 2015 года… постановлено: обязать правительство ЕАО предоставить Беляковой А.И. благоустроенное жилье…Однако, до настоящего времени… решение суда не исполнено. 28 февраля 2017 года на личном приеме у начальника управления опеки и попечительства правительства ЕАО Бабий Ольги Николаевны представитель Беляковой А.И. просил предоставить информацию о месте Беляковой А.И. в очереди лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями… с учетом вступившего в законную силу судебного акта, однако внятного ответа от должностных лиц получено не было. Также не было дано ответа и о самом порядке формирования данной очередности, а также о нормативно-правовом акте, регламентирующем данный порядок… Начальником управления опеки Бабий О.Н. было заявлено представителю Беляковой А.И. о том, что очередность предоставления жилых помещений указанной категории граждан не устанавливается и не ведется, а пояснить о том, каким тогда образом распределяются выделяемые квартиры детям-сиротам, Бабий О.Н. не смогла…
Полагаем, что в условиях указанной правовой неопределенности имеются реальные предпосылки для необоснованного усмотрения должностных лиц при распределении жилья детям-сиротам и, как следствие, возникает почва для возможных коррупционных проявлений…».
Алена и ее представитель терпеливо ждали ответа губернатора. Но ответ пришел не от него, а от заместителя начальника управления опеки и попечительства. То есть, господин Левинталь не счел нужным вникнуть в суть проблемы и ответить, а перепоручил это все тому же управлению опеки.
В ответе заместителя руководителя управления говорится: «…Предоставить информацию о нормативных правовых актах, регулирующих порядок формирования очередности предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, а также акт, регламентирующий процедуры постановки на очередь и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, не представляется возможным ввиду их отсутствия на федеральном и региональном уровне...».
То есть квартиры детям-сиротам предоставляются по усмотрению чиновников управления? Кому захотели - тому и дали? Любопытная ситуация. Как-то сразу захотелось проверить, кому выданы квартиры в течение последних трех - четырех лет. Видимо, придется это сделать.
Вернемся к ответу заместителя начальника управления: «В правительстве области по состоянию на 20.04.2017 на исполнении находятся 262 решения суда о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 70 решений, в том числе и в отношении вас, правительство области должно было исполнить в 2016 году. Посредством приобретения в 2016 году 34 жилых помещений правительству не представилось возможным обеспечить в том числе и указанных 70 граждан. В 2017 году планируется приобрести 39 жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам, согласно неисполненным решениям суда, постановленным в 2014 году. Вместе с тем в правительстве области на исполнении находятся 28 решений суда, постановленных в 2016 году и подлежащих немедленному исполнению. Учитывая сложившуюся в области потребность по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот… и возможность бюджета области, вероятнее всего, что правительство сможет обеспечить вас жилым помещением не ранее 2018 года…».
Проще говоря, решения суда нашим чиновникам не указ. Хотят - выполняют, не хотят - не выполняют. А ссылка на возможности областного бюджета здесь, на мой взгляд, вообще не уместна. Во-первых, повторю, что основную сумму денег выделяет на приобретение жилья сиротам федеральный центр. Область должна обеспечить свое участие сравнительно небольшим в процентном отношении взносом.
Для того, чтобы так было, обеспечение жильем молодых людей, вышедших из детских домов, должно стать приоритетом для господина губернатора, потому что для губернатора, по-настоящему болеющего душой за свой регион, не может быть приоритетом создание армии бомжей в ЕАО. Но, к сожалению, господин губернатор экономит и на сиротах.
Дети-сироты такие же дети, как и те, у кого есть мамы и папы. Они не виноваты в том, что лишились родителей. Выпускаясь из детских домов, они мечтают получить профессию, создать семью, приносить пользу обществу. Не сиротство, а власть своим отношением к ним делает их изгоями!
А между тем, вопрос соблюдения прав детей-сирот, - это еще и вопрос демографии региона. Областная власть постоянно твердит о том, что необходимо создавать условия для молодежи, чтобы она не уезжала, чтобы оставалась в регионе. Получается, что из категории «молодежь» региональная власть исключает выпускников детских домов? Они для региональной власти не люди, что ли?
О людях: терпение человека, как натянутая струна, обязательно лопается, когда сила натяжения превышает предел возможного.
О власти: не предвидеть это, с одной стороны, глупо, с другой - просто бессовестно.
Доказательство тому - заявление Алены Беляковой, которое, по нашей информации, седьмого августа, то есть позавчера, ее представитель лично вручил заместителю руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по ЕАО.
Цитирую его:
«Руководителю следственного управления
Следственного комитета Российской Федерации
по Еврейской автономной области
от Беляковой Алены Игоревны…
заявление
О привлечении к уголовной ответственности губернатора Еврейской автономной области, иных должностных лиц правительства Еврейской автономной области
Я, Белякова Алена Игоревна,.. с 2011 года (по завершении обучения) состою в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством.
Однако, ни в 2011 году, ни до настоящего времени жильем не обеспечена. При этом решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 13 мая 2015 года по делу № 2-1390/2015 было постановлено: обязать правительство Еврейской автономной области предоставить Беляковой Алене Игоревне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее установленной нормы площади жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в срок до 31 декабря 2016 года.
Указанное решение суда до настоящего времени также не исполнено, мои жилищные права продолжают нарушаться.
Нарушение моих жилищных прав является существенным, так как они гарантированы Конституцией Российской Федерации, и необеспечение меня жилым помещением создает существенные препятствия для реализации моих и моего малолетнего ребенка (которого я воспитываю одна) жизненных потребностей, в том числе на достойное существование.
Все мои обращения в органы государственной власти игнорируются. Должностные лица, в том числе управления опеки и попечительства ЕАО, мне поясняют, что денежные средства в необходимом количестве не выделяются, выделяемых средств не хватает, чтобы обеспечить всех нуждающихся.
Однако, в соответствии с ч. 4 ст. 30 Устава Еврейской автономной области правительство области осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Частью 2 ст. 29 Устава Еврейской автономной области закреплено, что правительство области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов области.
В соответствии с ч. 4 ст. 25 Устава Еврейской автономной области губернатор возглавляет правительство области и председательствует на его заседаниях.
Поэтому полагаю, что губернатор Еврейской автономной области Левинталь Александр Борисович, возглавляющий правительство, а также, возможно, иные должностные лица правительства Еврейской автономной области, ответственные за обеспечение детей-сирот жильем, на протяжении ряда лет не исполняли или ненадлежаще исполняли свои обязанности вследствие недобросовестного отношения к исполнению обязанностей по должности в части выполнения обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами по организации финансирования обеспечения жильем детей-сирот.
Так, исходя из требований Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» следует, что безусловным основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов является выполнение субъектами РФ ряда обязательных требований, и без выполнения данных требований (в том числе заключения соглашения между субъектом РФ и Министерством образования и науки Российской Федерации) субсидии на предоставление жилья детям-сиротам не предоставляются.
Между тем, имею все основания полагать, что требования указанного Постановления губернатором, иными должностными лицами правительства ЕАО не выполнялись в силу ненадлежащего исполнения своих обязанностей, вследствие недобросовестного отношения к исполнению обязанностей по должности.
Так, через своего представителя… я обратилась к губернатору Еврейской автономной области Левинталю А.Б. с заявлением, в котором в том числе указывалось на бездействие правительства ЕАО… в части истребования из федерального бюджета необходимых денежных средств для обеспечения жильем детей-сирот и содержалось требование … о предоставлении доказательств, подтверждающих надлежащие и исчерпывающие действия правительства ЕАО по включению в бюджет области необходимых средств для исполнения судебных актов, а также по истребованию необходимых средств из федерального бюджета для обеспечения жильем детей-сирот.
Однако, никаких доказательств (документов) о надлежащем исполнении обязанностей по истребованию необходимых средств из бюджета РФ мне предоставлено не было, из чего мною сделан вывод о ненадлежащем исполнении своих обязанностей неизвестных мне должностных лиц вследствие недобросовестного отношения к исполнению обязанностей по должности.
Данный вывод подтвержден и официальным ответом № П-462/17 от 21 апреля 2017 года на мое обращение от 30.03.2017 г., в котором указывается, что требования, закрепленные в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1203 и необходимые для предоставления федеральных субсидий на покупку жилья детям-сиротам, были исполнены правительством ЕАО только 18.02.2017, то есть спустя более семи лет после вступления указанного Постановления в силу.
То есть на протяжении ряда лет, включая период с 2011 года, когда мне должны были предоставить жилье, должностные лица правительства ЕАО не исполняли свои обязанности надлежащим образом, т.е. действовали халатно, что привело к существенному нарушению моих конституционно закрепленных жилищных прав, а также к нарушению жилищных прав еще сотен других детей-сирот, то есть к массовому нарушению конституционных прав граждан.
Указанное поведение, по моему мнению, образует состав уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 293 УК РФ «Халатность».
Прошу проверить указанные мною доводы и, при установлении признаков состава преступления в действиях должностных лиц, привлечь последних к уголовной ответственности…».
Редакция будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий. Мне известно, что заявление у представителя Алены Беляковой в Следственном комитете приняли неохотно. Это и понятно. Такого прецедента еще не было, насколько мне известно.
Никто раньше в ЕАО не обращался официально в правоохранительные органы с просьбой привлечь к уголовной ответственности губернатора. Представляю, насколько неожиданным был для Следственного комитета этот шаг воспитанницы детского дома. Но, на мой взгляд, шаг вполне обоснованный и правильный.
Может быть, он заставит и Следственный комитет, и господина губернатора, и чиновниц из управления опеки и попечительства правительства ЕАО понять, наконец, что дети-сироты тоже люди, причем, наши люди!
Может быть, и другие выпускники детских домов, годами обивающие пороги чиновничьих кабинетов, и, словно милостыню, выпрашивающие у них положенное им по закону жилье, а услышав очередной отказ, покорно продолжающие ждать этой «милостыни», в конце концов, примут решение бороться за свои права и направят в Следственный комитет аналогичные заявления, то есть поступят так же, как Алена Белякова. И это тоже будет обоснованно и правильно.
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №31