На селекторном совещании по вопросу готовности сил и средств к безопасному прохождению весеннего половодья и пожароопасному периоду 2017 года на территории Якутии
На селекторном совещании по вопросу готовности сил и средств к безопасному прохождению весеннего половодья и пожароопасному периоду 2017 года на территории Якутии
Мы же отмечали «странности» в официальной статистике учета КРС (крупного рогатого скота) в Якутии - как только федеральные СМИ заметили беспрецедентное снижение поголовья, так оно сразу стало расти. Теперь нечто похожее отмечается и в учете лесных пожаров. Существует значительное расхождение между республиканскими и федеральными данными.
 
Наблюдается расхождение в данных по лесным пожарам между департаментом лесного хозяйства по ДФО федерального Агентства лесного хозяйства РФ и республиканским департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия).
 
Согласно официальному сообщению якутского департамента:
 
«По оперативным данным на утро 16 мая на территории Якутии зарегистрировано 8 лесных пожаров на общей площади 151 га. Из них действующих-4: в Амгинском районе 1 пожар на площади 1,5 га, Олекминском - 2 пожара на площади 24,5 га и на территории Усть-Алданского района 1 пожар на площади 30 га. Локализованы 4 пожара: в Мегино-Кангаласском районе 1 пожар на площади 17 га, Намском 1 пожар на площади 6 га, Хангаласском - 1 на площади 6 га и на территории ООПТ «Кэнкэмэ» 1 пожар на площади 66 га...
 
В текущем году в Якутии уже возникло 25 лесных пожара, площадь пройденная огнем составила более 1,5 тыс. га. Предположительно в половине случаев огонь в лес перешел с земель иных категорий, то есть вследствие проведения выжиганий сухой травы».
 
А по данным федерального агентства:
 
«В минувшие сутки в Дальневосточном федеральном округе возникло 11 новых лесных пожаров. С учетом возгораний, зарегистрированных в предшествующие дни, всего в округе за указанный период действовало 26 очагов:
- 14 на землях лесного фонда в Республике Саха (Якутия) на площади 89,5 га;
К утру вторника ликвидировано 16 возгораний. Продолжают действовать ещё 10, а именно:
- 7 в Республике Саха (Якутия)…»
 
Как видите, по данным якутских республиканских официальных органов в Якутии на утро 16 мая действовало 4 лесных пожара, всего за сутки зарегистрировано 8. А по данным федерального агентства к утру 16 мая в Якутии было 7 пожаров, а за истекшие сутки зафиксировано 14.
 
Аналогичная картина наблюдалась и 15 мая.
 
По данным якутских официальных лесников:
 
«По оперативным данным на утро 15 мая на территории Якутии зарегистрировано 8 лесных пожаров на общей площади 307 га. Из них действующих-4: в Мегино-Кангаласском районе 2 пожара на площади 24 га, Олекминском - 1 пожар на площади 22 га и на территории «ООПТ Кэнкэмэ» 1 пожар на площади 46 га.
 
Локализовано 4 пожара: в Намском районе 2 пожара на площади 205 га и 2 пожара в окрестностях ГО «г. Якутск» на общей площади 10 га».
 
Тогда как федеральное агентство давало другую информацию:
 
«В минувшие сутки в Дальневосточном федеральном округе возникло 20 новых лесных пожаров. С учетом возгораний, зарегистрированных в предшествующие дни, всего в округе за указанный период действовало 25 очагов на площади 743,3 га:
 
- 9 на землях лесного фонда в Республике Саха (Якутия) на площади 162 га;
К утру понедельника ликвидировано 10 возгораний. Продолжают действовать ещё 15, а именно:
- 9 в Республике Саха (Якутия)…»
 
То есть якутские власти сообщали, что 15 мая в республике было 8 пожаров, из которых потушено 4, а еще 4 продолжали тушить. Федеральный департамент лесного хозяйства по ДВФО по результатам своего мониторинга дает другую картину - за сутки было зафиксировано 9 пожаров, из которых погашено - 0.
 
Согласитесь, расхождение довольно значительные и его не спишешь на временной фактор.
 
Также обратите внимание на разность показателей по площадям пожаров - по якутским данным она намного больше, чем по данным федерального органа. Например, 15 мая лесники Якутии сообщали, что огнем было охвачено 307 га, а федеральный департамент насчитал 162 га.
 
С чем это связано, не совсем понятно.
 
Кроме того, согласно сообщению якутского лесного департамента половина лесных пожаров возникла от проведения сельхозпалов. А 12 мая на селекторном совещании по вопросу готовности сил и средств к безопасному прохождению весеннего половодья и пожароопасному периоду 2017 года на территории Якутии глава республики Егор Борисов заявил, что, несмотря на запрет, будет добиваться разрешения проводить сельхозпалы на территории региона. По словам главы от этого запрета страдают сельскохозяйственные угодья.
 
По этому поводу руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко на сайте Лесного форума Гринпис России написал следующее.
 
«Фактически речь идет о том, чтобы пожертвовать огромными площадями лесов (от многих сотен тысяч до миллионов гектаров в год), находящихся в федеральной собственности и переданных властям Якутии в управление, а также здоровьем и жизнями большого количества людей, чтобы поддержать отдельные элементы экстенсивного сельского хозяйства региона.
 
Так называемые «сельхозпалы» - массовое бесконтрольное выжигание сухой прошлогодней травы на сельскохозяйственных угодьях - являются главным источником катастрофических лесных пожаров в Якутии, и в конечном итоге главной причиной гибели и деградации огромных площадей якутских лесов. «Сельхозпалы» и вызываемые ими лесные пожары приводят к сильнейшему задымлению огромных территорий, в результате которого в худшие годы сотни тысяч людей неделями, а иногда и месяцами, живут в опасном для здоровья и жизни дыму.
 
В 2015 году власти Якутии, глядя на вызванные палами сухой травы пожарные катастрофы в Забайкалье и Хакасии, благоразумно отказались от массового санкционированного выжигания сухой травы на сельхозугодьях - и год оказался относительно спокойным в лесопожарном отношении, впервые за много лет катастрофических лесных пожаров получилось избежать.
 
К весне 2016 года вступил в силу федеральный запрет на бесконтрольное выжигание сухой травы на землях сельхозназначения, от санкционированных сельхозпалов региону пришлось отказаться - и год опять оказался относительно спокойным в лесопожарном отношении, катастрофических лесных пожаров получилось избежать уже во второй год подряд.
 
Однако, видимо, для Е.А. Борисова возможность сохранения некоторых традиционных элементов экстенсивного сельского хозяйства, требующих выжигания сухой травы, важнее, чем сохранение переданных региону в управление федеральных лесов от огня, и сохранение здоровья и жизней огромного числа жителей региона. И если его позиция по лесам хоть в какой-то мере объяснима (леса - чужие, федеральные, а сельхозугодья - свои, республиканские, да и по образованию Борисов - аграрий, а не лесник), то его позиция по людям совершенно необъяснима.
 
Задымление, вызываемое катастрофическими лесными пожарами - одна из главных угроз жизни и здоровью населения региона (от того, что республиканским властям обычно удается скрыть большинство пожаров от учета, угроза эта нисколько не снижается); и ликвидация этой угрозы должна быть для главы региона одним из важнейших приоритетов».
 
Yktimes.Ru, 16.05.2017