Его застрелили утром 6 мая 2009 г., примерно без двадцати восемь (См. Предпринимателя подстерегли в подъезде). Игорь Оганесян вышел из квартиры вместе с 15-летним сыном. Киллер стоял возле лифта. Четырьмя выстрелами из пистолета Макарова он отнял жизнь у 46-летнего мужчины. Потом перевел ствол на мальчика.

 

– Теперь вызывай скорую, – сказал человек, на котором не было маски. Упаковав в полиэтиленовый мешок свой пистолет, он спокойно ушел по лестнице из дома и скрылся.

 

Теперь деньги будем считать мы

 

ООО «Компания «ОГАТ», заместителем директора по коммерческой работе которой был погибший, занимается транспортными перевозками во Владивостоке почти 70 лет. Имущество у нее не маленькое – цеха, большой кусок земли, ремонтная база, автомобильный парк. Видимо, из-за этого имущества и пострадал Игорь Оганесян. Кстати, пострадал не в первый раз и не один он, но об этом позже.

 

На данный момент директор компании работает в «ОГАТе» 35 лет. До него эту должность занимал Анатолий Шемчук, которому принадлежало 21,4% доли в уставном капитале ООО. Как рассказали работники «ОГАТа», нынешний директор с Шемчуком проработал 27 лет, тот ушел на пенсию в 2002 году. Ему тогда было 63 года. До ухода на пенсию бывший директор компании завел дружбу с адвокатом Виталием Береговским. Связь эта сохранилась.

 

На ниве борьбы с коррупцией

 

– Береговский – особая личность. Его контора называется «Правовая конструкция». Он разрабатывал правовые конструкции и помогал заинтересованным лицам производить смену руководителей на предприятии, – говорит юрист профсоюза транспортных перевозчиков Константин Радчук.

 

Возможно, для того, чтобы Береговскому было легче осуществлять его дела, он стал секретарем общественной Антикоррупционной коалиции Приморья.

 

– Официально он себя позиционировал как бореца с коррупцией в рядах прокуратуры. И на этой почве был вхож в прокуратуру, – говорит Константин Иванович.

 

Я сказал, ты будешь директором!

 

Действуя по доверенности от Шемчука, Береговский предложил сменить Олега Падчина на Валерия Марченко. В фирме «ОГАТ» по Уставу такие решения принимаются 100%-ным количеством голосов учредителей. Их 11 человек. Марченко не понравился никому. Хотя бы потому, что он даже не смог внятно ответить на вопрос: какое у него образование, и где он работал. Замученный расспросами, Марченко заявил прямо при акционерах:

 

– Я не хочу.

 

Тогда Береговский, этот жест учредители «ОГАТа» хорошо запомнили, вытянул руку, пригрозил пальцем и сказал Марченко:

 

– Я сказал, ты будешь директором.

 

Руководству компании «ОГАТ» Береговский не говорил, кто его нанял, но поставил в известность, что ему нужно, чтобы директором в «ОГАТе» был его человек и что ему и его могущественному клиенту нужно разместить на территории «ОГАТа» свой бизнес. Сопротивляться бесполезно, ибо он, т.е. Береговский, – высокооплачиваемый адвокат, обладает мощным административным ресурсом, у него, якобы, могущественные клиенты.

 

Административный наезд

 

В марте 2008 года на предприятии начались рейды контролирующих и проверяющих органов. Пожарники, налоговая, УБЭП, МЧС и т.д. шерстили «ОГАТ» по полной программе на основании жалоб, которые, как предполагают в компании, строчил Береговский. И хотя претензий у проверяющих органов в конечном итоге не было, компанию серьезно лихорадило. Ибо, на взгляд нынешнего руководства компании, это все делалось с целью дестабилизировать обстановку, не дать нормально работать предприятию, в том числе, чтобы начали нервничать и озлобляться рабочие. Однако, коллектив отнесся с пониманием.

 

Руководству компании новые «хозяева» заявляли, что все так и будут работать, но деньги компании будут считать другие люди.

 

От имени Анатолия Шемчука посыпались иски, сочиненные, наверняка, Береговским, на неправильное ведение хозяйства в компании «ОГАТ», а также требования отменить те или иные решения. Для того, чтобы отбиваться от этих исков, компании пришлось подключить группу опытных юристов, в том числе и юристов профсоюза.

 

Причем Шемчук едва ли имел право стряпать эти иски, поскольку с января 2008 года для компании не является никем. Именно тогда он подарил свою долю некоему Денису Дешевых из Хасанского района, и это хорошо знал Береговский.

 

Великие фальсификаторы

 

В июне прошлого года произошло основное событие в этой истории. Береговский и Ко сфабриковали протокол собрания, на которое, якобы, приехали учредители и избрали директором Марченко. Причем из протокола заметно, что место проведения собрания – Хасанский район, поселок Красный Утес, бухта Бойс-мана, база отдыха «Морской заповедник» – где-то у черта на куличках.

 

На собрании, как записано в протоколе, зарегистрировались и присутствовали двое: Шемчук Анатолий Николаевич и Дешевых Денис Викторович. Первый предприятию уже никто, поскольку подарил свою долю. Второй – еще никто, поскольку для того, чтобы войти в число правомочных учредителей, необходимо соблюсти ряд процессуальных действий. В частности, уведомить остальных.

 

Товарищи из веселой компании Береговского сдали этот протокол в налоговую инспекцию, чтобы налоговая внесла изменения в единый государственный реестр. И там с использованием того самого административного ресурса, несмотря на незаконность представленных документов, в срочном порядке без обиняков внесли эти изменения. Легитимное руководство компании «ОГАТ» об этом узнало случайно.

 

Быстрая продажа имущества

 

Один из учредителей «ОГАТа» подал в арбитражный суд иск. Судья Овчинников вынес решение: признать решение собрания о переизбрании директора Марченко недействительным. Но Марченко успел наклепать договоры о продаже недвижимого имущества компании посторонним лицам. Поэтому учредители «ОГАТа» ходатайствовали, чтобы судья наложил обеспечительные меры – вынес запрет на продажу имущества. Ходатайство было удовлетворено.

 

Череда избиений

 

Заместителем руководителя местной федеральной регистрационной службы был Дьяченко. Как только в ФРС поступило решение суда, запрещающее регистрировать все сделки продажи имущества компании «ОГАТ», это судебное определение там было исполнено, Дьяченко был избит. Поговаривают, что он за содействие Береговскому и Ко получал деньги. Во всяком случае, сделки регистрировались слишком быстро...

 

Судья вынес запрет, но Марченко пошел в апелляционный суд. Апелляционный арбитражный суд в нарушение норм гражданского кодекса отменил решение арбитражного суда 1-й инстанции и обеспечительные меры. Кассационная инстанция отменила решение апелляционного суда и восстановила первое решение и обеспечительные меры.

 

– На том суде выяснилось, что Береговский представил в суд сфальсифицированные документы. Процедура приглашения на собрание была проведена с нарушениями. Надо было пригласить каждого учредителя специальным приглашением, отправленным заказным письмом. Но эти приглашения не посылались учредителям, а в суд Береговским были представлены сфальсифицированные почтовые документы о том, что якобы такие приглашения посылались заказными письмами и представил почтовую справку об отправлении этих писем. В частности, в этой справке с адресами учредителей, которым, якобы, посылались уведомления, указано 10 человек, а должно быть 10 таких справок, печать почты поддельная, также сроки отправки писем и адреса, по которым рассылались приглашения, фальшивые, – говорит Константин Радчук.

 

Нашли даже женщину из Артемовского почтамта, которая подделывала документы.

 

Кассационная инстанция признала, что собрание было проведено недобросовестно. Игорь Оганесян подал иск о признании протокола собрания недействительным. Также он направил иск о признании договоров купли-продажи имущества компании «ОГАТ» недействительными и заявил требование вынести запрет для управления федеральной регистрационной службы производить перерегистрацию прав собственности на имущество «ОГАТа». Определения суда о принятии обеспечительным мер в УФРС было исполнено.

 

После чего 3 мая 2009 г. судья арбитражного суда Овчинников был жестоко избит, вышел с больничного недавно. В компании «ОГАТ» считают, что это могло произойти в связи с их делом.

 

Однако сам иск не успели рассмотреть. В компании считают, что за это Оганесян и был убит.

 

На него, кстати, не в первый раз нападали. 27 мая прошлого года его избили там же, где в среду, 6 мая, застрелили. Похитили 200 тысяч рублей и кое-какие бумаги компании. Тогда его протащили по лестнице, он попал в реанимацию, но Оганесяна удалось спасти. Виновных не нашли, мало того, квалифицировали дело как банальную кражу вместо более логичного разбоя.

 

Береговский считает: рейдерство – это хорошо

 

Вокруг «ОГАТа» были и другие происшествия. В следственном комитете Первореченского РУВД Владивостока завели дело № 369922 по ст. 159 ч.4 УК РФ – мошенничество в особо крупном размере и совершенное организованной группой. Начальник следственного управления по расследованию экономических преступлений Первореченской милиции Ваев был покалечен. Кроме того, за две недели до этого убили его отца. По одной из версий, это могло произойти в связи с делом «ОГАТа».

 

Вы спросите, почему я так необъективно отражаю только позицию нынешнего руководства компании «ОГАТ»? Отвечу: на форуме сайта vl.crime.ru опубликована статья в защиту Марченко, Шемчука и Береговского. Понять из нее удается немного, но в ней полно обличительных интонаций. Например, кучку акционеров-учредителей обвиняют в том, что они продлили трудовой договор своему директору, доказывается, что Шемчук подарил свою долю, с чем сейчас никто не спорит. Или делаются намеки на подозрительные знакомства нынешнего руководства с прокуратурой и др. органами (почему эти знакомства не помогли найти виновных в первом покушении на Оганесяна?). На основании всего этого делается вывод, что нынешнее руководство «ОГАТа», видимо, по мнению Береговского, – рейдеры, поскольку не дают ему завладеть предприятием. То есть, с одной стороны конфликта ищут каких-то блох, а с другой стороны – погибший человек...

 

Но я бы, скорее, назвала рейдером Береговского. Да и он не очень-то стесняется этого определения. В статье «Золотого Рога» «Так ли страшно рейдерство» приведены его цитаты: «Формально компания как юридическое лицо остается, просто ею управляют уже другие люди... При поглощении компаний, даже если оно недружественное, соблюдается закон, в этом нет ничего плохого, это нормальный экономический процесс, в результате которого с приходом нового собственника эффективность компании только повышается». Здесь возникает резонный вопрос: «А как понимать попытку распродать за бесценного имущество «ОГАТа», которое рейдерам не принадлежит?»

 

Дальнейшая цитата «ЗР»: «В корпоративных конфликтах нападающая сторона может ставить своими целями полную смену руководства или получение в свои руки контроля над ним...» Здесь также напрашивается мысль, что под сменой руководства имеются в виду и избиения, и убийства.

 

«ЗР»: «В терминологии гринмэйл, корпоративный шантаж, когда акционер не может в силу незначительности пакета голосов перехватить управление предприятием, но создает действия, блокирующие работу топ-менеджмента. Не всегда целью гринмейлеров является терроризирование компании. По мнению Виталия Береговского, часто миноритальных акционеров толкает на такие действия отсутствие дивидендов. Не потому, что предприятие убыточное, а потому, что дивиденды уходят в другую сторону».

 

Кто король в этой черной игре?

 

Виталий Юрьевич, в связи с этим вопрос: если Ваша цель столь прекрасна и высока, почему вокруг сыр-бора в компании «ОГАТ» так много искалеченных человеческих жизней?

 

...Игоря Оганесяна коллеги запомнили как человека тихого, спокойного, который и мухи не обидит. Небольшого роста, щупленький. Он занимался транспортными перевозками, работал в «ОГАТе» около 20 лет, мог ответить на любой вопрос из своей области. Был очень эрудированным. К нему часто обращались за советом.

 

– Вот он, – показывает фотографию Оганесяна его знакомый из профсоюза.

 

Из сотового телефона глядит улыбающийся мужчина в светлой одежде. Человек, которого больше нет...

 

Анастасия Попова,

«Арсеньевские вести», № 19.

 

P.S. Сложно предположить, что всю эту заварушку затеял Шемчук. Зачем 70-летнему деду эта борьба? Марченко и Дешевых производят впечатление подставных лиц. Береговский – всего лишь адвокат. Только вот интересы какого могущественного страшного человека, сметающего все на своем пути, он представляет? В пятницу было совершено нападение на жену непокорного рейдерам директора. Кто следующий?