Писатель Николай Наволочкин работы художника Николая Долбилкина (1923-2010). |
|
Я частенько хожу по соседнему небольшому переулку возле набережной Амура. До Великой Отечественной здесь, в доме номер 3 жила наша семья. Отсюда в 1941-м уходил на фронт мой родной дедушка Николай Светлов. Сюда и пришла похоронка в 42-м году. Тогда переулок именовался Парковым. Лишь через четыре десятка лет, в 1983-м, к очередному юбилею города, его назвали именем капитана Дьяченко.
Скажем так, "виновником торжества" можно с полной уверенностью назвать нашего знаменитого писателя Николая Наволочкина, который, собственно, и рассказал впервые об этом неизвестном до того времени историческом персонаже в своем романе "Амурские версты" - в 1974-м (в последний раз он был переиздан 10 лет назад). Стоит уточнить, что за три года до пилотного выхода романа Наволочкин опубликовал в журнале "Дальний Восток" исторический очерк под названием "13-й линейный батальон и его командир".
Так получилось, что наша семья, уже во втором поколении, дружила с семьей Николая Дмитриевича, его супруга Вера Ивановна к тому же была руководителем нашего класса, преподавала историю. Поэтому книжки Наволочкина мы читали чуть ли не первыми в Хабаровске. В семье остались на память теплые стихотворные автографы-экспромты писателя.
Известно, что Николай Дмитриевич Наволочкин, работая над "Амурскими верстами", собрал очень много архивных документов. В том числе к нему в руки впервые попал императорский послужной список Якова Дьяченко, начиная с его зачисления унтер-офицером в Тираспольской конно-егерский полк в 15-летнем возрасте, заканчивая последними днями службы в приморском Посьете и заключением военного врача о смерти полковника от острого катара дыхательных путей в 1871 году. Правда, медицинский эпикриз, выписанный век назад, добавил 54-летнему Дьяченко два года жизни. К сожалению, этот послужной список оказался у Наволочкина лишь после выхода романа.
Но, видимо, благодаря "Амурским верстам" и публикациям Николая Наволочкина Яков Васильевич Дьяченко в 70-е годы прошлого века и был увековечен в истории города, как его военный основатель. Такое редко бывает, когда художественное произведение становится чуть ли не официальным историческим документом.
Впрочем, не так давно краевед Григорий Левкин с помощью архивных материалов и все того же послужного списка (а, может, другого?), попытался опровергнуть писателя Наволочкина и, главное, всех остальных хабаровских историков, называющих Якова Дьяченко основателем военного поста Хабаровка.
По убеждению Левкина, капитан Дьяченко не мог 19 мая 1858 года (по старому стилю) быть в этих местах, а находился в тот момент в Благовещенске (Усть-Зейской). Кроме того, утверждает Левкин, тогда тут в районе Амурского утеса существовало нанайское стойбище под названием Бури. Здесь же, по отчетам царских послушников, вроде как находилась и небольшая деревенька Хабарово.
То бишь, получается, начинался наш город не с военного поста, а с маленького гражданского селения? Только какого - нанайского или русского? Архивных данных об основателях и обителях той деревеньки, к сожалению, нет. Но есть другие исторические документы, к примеру, о том, что, военная постовая команда на месте Хабаровска "была учреждена только в апреле 1867 года по именному указу российского императора" Александра Второго, присоединившего Дальний Восток к России. Только возглавлять это подразделение Яков Дьяченко никак не мог, поскольку его к тому времени уже "не было на Амуре". Выходит, в нынешнем апреле Хабаровск может праздновать свою 150-ю годовщину, совместив грандиозные торжества еще и с 200-летием знаменитого комбата?
Кстати, недалеко от села Казакевичево в свое время находился населенный пункт - Дьяченково. А еще при жизни Якова Васильевича одну из главных улиц Хабаровки назвали Дьяченковской. Но в 1880 году, через 9 лет после смерти Дьяченко, по каким-то причинам она почему-то была переименована в Лисуновскую - в честь первого начальника местного артиллерийского арсенала полковника Михаила Лисунова.
Уже в советском 1928-м году ее и вовсе назвали именем 10-летия ВЛКСМ. Позднее улица обрела название попроще - Комсомольской.
Так что, биография основателя Хабаровска Якова Дьяченко до сих пор до конца не изучена, полна белых пятен и, видимо, требует дополнительных подтверждений, которые могут быть найдены с помощью новых исследований. Как, собственно, и вся история Дальнего Востока, которая "сформирована" на гремучей смеси противоречивых архивных данных, политической коньюнктуре разных времен и в итоге - "художественных домыслах".
Андрей Мирмович, программа "Реверс", радиостанция "Восток России"