Карикатура. ohu.ru
Карикатура. ohu.ru
Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος - неожиданный, странный, кажущийся) - ситуация (утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
 
В нашем государстве, Российской Федерации, целое двухпалатное Федеральное Собрание на протяжении более двух десятилетий разрабатывает и принимает законы. Сотни лучших представителей многонационального народа, депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации, посвящали эти два десятка лет тому, чтобы все мы с вами могли жить и работать в правовом государстве.
 
В понятной каждому правовой среде, где Конституция с Кодексами и федеральными законами, а также региональные и муниципальные законы и правовые акты, никого не оставляют наедине с произволом, давая возможность каждому из нас с вами эффективно отстаивать свои права, если вдруг кто-то каким-либо образом вздумает на них посягнуть.
 
В помощь нам с вами у нашего государства существует для этой цели целая армия так называемых «силовиков»: 1 миллион 67 тысяч сотрудников МВД, 48 тысяч сотрудников органов прокуратуры, более 150 тысяч сотрудников Федеральной налоговой службы, более 20 тысяч судей (не считая их помощников, секретарей и мировых судей), а также около 50 тысяч сотрудников службы судебных приставов-исполнителей и около 3 тысяч судей арбитражных судов - существует и функционирует за бюджетные средства.
 
То есть, за наши с вами налоги. Где же на всю эту ораву, от сенаторов, депутатов и далее по нисходящей, денег напасешься?
 
Ортодоксальный ответ, всем знакомый и привычный, заключается в развитии экономики - в том числе предпринимательства, малого и среднего бизнеса, деловой инициативы.
 
Ну и конечно же, роста производственных сил на местах, увеличения числа рабочих мест, да наращивания налоговой базы и собираемости налогов, повышения реальных доходов и прочая, общеизвестная, навязшая в зубах БОЛТОВНЯ. За которой - вот ведь парадокс!? - зачастую не оказывается ровным счетом никаких дел. В том числе - уголовных дел, там, где они порой бывают просто необходимы.
 
Ни для кого из серьезных людей - за исключением, разве что малолетней «школоты», да депутатов и чиновников, наивных, что твои детсадовцы, - не секрет, что значительная часть экономики Российской Федерации является «теневой». И речь идет вовсе не о таких криминально-нелегальных секторах, как наркоторговля, оборот оружия, сбыт краденого и фальшивых денег - отнюдь нет.
 
Речь о вполне обычных предприятиях всеми способами скрывающих реальные доходы и прибыль с единственной целью - оптимизировать свое налогообложение, чтобы как можно меньше денег отдавать неблагодарному государству.
 
Это явление распространено давно и повсеместно, и сколько с ним не борются фискалы и силовики, в целом оно сохраняется, видоизменяясь разве что в деталях: обналичивание и «отмывание» денег, вывод капиталов за рубеж, товарная контрабанда (которую даже из УК исключили - вероятно, ввиду масштабов этого «теневого» сегмента), сокрытие активов и средств от налогообложения, десятки тысяч подставных фирм-«однодневок», сотни тысяч заведомо фиктивных сделок на миллиарды рублей - размах гигантский, под стать нашей необъятной стране.
 
Как же эти явления уживаются между собой: с одной стороны - колоссальный госаппарат, с другой - колоссальный «теневой сектор»? Ведь по логике вещей они должны быть взаимоисключающими: при столь мощном госаппарате госконтроля над экономикой «теневому бизнесу» просто не должно быть места?
* * *

 
Как уживаются - можно рассказывать много, долго и красочно. А можно сказать прямо и просто: за счет коррупции. Той самой, где «теневой бизнес» своими огромными деньгами на корню скупает должностных лиц из государственного аппарата, делая бесполезным и даже откровенно вредным сам этот аппарат.
 
Где сформированы целые кланы лоббистов на самом высоком управленческом уровне, способных корректировать законодательство РФ в выгодную сторону, как это произошло, например, с той же товарной контрабандой, или как это происходит с рыболовством и добычей водных биоресурсов.
 
Подобные примеры встречались и на рынках металлопроката, удобрений, производства алюминия, а уж в сфере продажи нефти и газа их просто не счесть - можно вспомнить в этой связи дело компании ЮКОС. Акционеры и топ-менеджеры которой, Михаил Ходорковский, Леонид Невзлин, Платон Лебедев и другие, попали под уголовное преследование именно за махинации с продажей углеводородного сырья собственным компаниям-посредникам, зарегистрированных на тот момент в оффшорных зонах, в том числе в РФ - республиках Калмыкии и Мордовии, а также в ЗАТО Трехгорный и других подобных.
 
Сумма штрафов и пеней, выставленных ЮКОСу за период 2000-2003 гг. превысила 500 млрд рублей, с учетом претензий к «дочеркам» - свыше 700 млрд рублей, а руководство пошло под суд с обвинениями в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов: суда удалось избежать лишь Невзлину, скрывшемуся за границей и с тех пор не возвращавшемуся в Россию.
 
Но как принято считать, «дело ЮКОСа» было замешано на политике и должно было стать «наглядным уроком», но в корне ситуацию не изменило, ни в нефтегазовой отрасли, ни в целом по стране. Схемы с использованием оффшорных фирм остались прежними. И более того - такие фирмы стали раз за разом обнаруживаться в семейных активах депутатов, губернаторов и других чиновников регионального и федерального уровня. Вплоть до того, что владение такими активами госслужащим и членам их семей пришлось запрещать законодательно…
 
Сейчас, когда государство уже несколько лет подряд усиленно вкладывается в экономику дальневосточного региона, причем, не только капиталом, но и преференциями для бизнеса через ОЭЗы, ТОРы и режим свободного порта, вопрос - а для кого это все? - становится все более актуальным.
 
Потому, что оффшорные схемы, направленные на уход от налогов в России и вывод капитала и активов за пределы юрисдикции РФ, действуют годами - на глазах у всего сонма правоохранительных и надзорных органов. Которые парадоксально не реагируют на подобную деятельность не только по собственной инициативе, но и когда им на эту противоправный бизнес прямо и недвусмысленно указывают.
* * *

 
Показательнейший пример - история компаний «Цетан», «Цетан-бункер», «Трейдер-ДВ» и других, объединяет которые личность их бенефициара, предпринимателя Виталия Уса.
 
Этот гражданин России, ныне предпочитающий проживать с семьей в Сингапуре, в конце 90-х провел 4,5 года в тюрьме, будучи арестован и в дальнейшем осужден в составе так называемой «банды Вэпса», вошедшей в историю криминальной России из-за настоящей войны с этнической чеченской группировкой Находки в 1994-1995 годах, аккурат в разгар приватизации госсобственности и разграбления «СЭЗ Находка».
 
Виталий Ус тогда, как и большинство рядовых бандитов, был приговорен к фактически отбытому им под следствием сроку, более серьезные сроки получили только лидеры ОПГ.
 
Оказавшись на воле в начале 2000-х Виталий Ус включился в бизнес по торговле судовым топливом и бункеровке судов в портах Находки, включая крупнейший Восточный порт - в этот период в Находке происходили вялотекущие корпоративные стычки за контроль над нефтепортом и крупнейшей местной компаний по торговле нефтепродуктами между сильной в то время группой «Альянс» и крепнущей на глазах «Роснефтью».
 
Но пока эти концерны делили рынок, мелким компаниям с небольшими танкерами-бункеровщиками было где разгуляться на сугубо местном уровне. И Виталий Ус с партнерами - Юрием Ивановым и Анной Журавлевой - быстро «поднялись», купив и отремонтировав на счет вклада в бизнес Журавлевой пару старых судов-бункеровщиков, постройки 70-х годов.
 
Но когда в дальнейшем Журавлева утратила интерес к этому бизнесу и решила из него выйти, продав свою долю в 50% партнерам Усу и Иванову (у каждого из которых было по 25% в уставном капитале), то взгляды на оценку реальной стоимости этой доли у них разошлись. И Виталий Ус, выплатив Журавлевой за ее долю 500 тысяч рублей, счел обязательства исполненными, а для верности решил обезопасить активы - и вывел их на ООО «Цетан-бункер», учрежденное им в партнерстве с Ивановым уже без участия Журавлевой.
 
Однако эти действия едва не стоили Усу очередной посадки в тюрьму: по заявлению экс-партнерши по бизнесу, Находкинским ЛОВД на транспорте было возбуждено уголовное дело по ст. 201 УК РФ, предметом которого были именно действия Виталия Уса на посту гендиректора ООО «Цетан», направленные на вывод активов общества в другое юрлицо, чем был причинен ущерб самому ООО «Цетан» и его учредителю Анне Журавлевой. Суд по этому уголовному делу прошел в 2010-м году  и закончился примирением сторон:
 
«Таким образом, Ус В.В., превысив свои полномочия директора ООО «Цетан», грубо нарушил права учредителя ООО «Цетан» Журавлевой, чем причинил ООО «Цетан» и Журавлевой существенный вред на сумму 12101500 рублей, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ…
 
…потерпевшая Журавлева заявила ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон, поскольку Ус В.В. загладил причиненный ей вред, в содеянном раскаялся, просил прощения. Она простила Ус В.В., примирилась с ним и желает прекратить уголовное дело.
 
Подсудимый Ус В.В. суду заявил, что в содеянном раскаивается, ходатайство поддержал, просил суд прекратить уголовное дело, пояснил, что возместил потерпевшей причиненный вред, извинился и потерпевшая его простила…
 
…Подсудимому разъяснены последствия прекращения производства по делу по не реабилитирующим обстоятельствам. Подсудимый не возражал против прекращения дела...
»
 
Но, очевидно, раскаяние Виталия Уса было недолгим, и уже в 2013 году с ним решил не вести больше дел и другой его партнер, Юрий Иванов.
 
Ус с Ивановым составили, заверив нотариально, предварительный договор о разделе бизнеса, но и этот договор Виталий Ус не исполнил. А повторил ровно те же действия, что и несколькими годами ранее проводил в отношении их совместного бизнеса с Журавлевой: единолично учредил ООО «Трейдер-ДВ», куда перевел все остававшиеся активы, прежде выведенные им из ООО «Цетан» на ООО «Цетан-бункер».
* * *

 
И вот он, очередной парадокс: те же полицейские того же ЛОВДТ Находки, действующие на основании тех же законов Российской Федерации, которые в 2010-м году возбуждали и расследовали в отношении Виталия Уса уголовное дело по ст. 201 УК РФ, спустя пять лет в упор не видят состава преступления в аналогичных действиях того же самого Виталия Уса относительно тех же компаний и даже частично тех же активов, в виде судна «Цетан», например?! Как и почему такое может происходить?
 
Даже более того: бывший партнер Виталия Уса решил разделить совместный бизнес и не вести дальше дел именно потому, что выяснил некую схему, по которой руководитель их бизнеса г-н Ус производил возврат НДС за счет бюджетных средств. А это уже статья УК куда более серьезная, чем «невинная» 201-я, это уже пахнет «делом ЮКОСа»! И хотя масштабы у Виталия Уса, конечно, не те, всего каких-то 13 миллионов рублей в квартал, но на крупный размер хватит, все же миллион рублей в неделю.
 
Причем, схема-то, как ее описывает Юрий Иванов, незамысловата, главную роль в ней играет компания «Goodrich Fortune Company LTD», зарегистрированная на Британских Виргинских островах, в оффшорной зоне, где Виталий Ус учредитель и директор.
 
Именно этой «зарубежной» фирме Ус продает «на экспорт» топливо, закупаемое им у крупных оптовиков, именно эта компания являлась официальным судовладельцем бункеровщиков «Цетан» и «Феникс-II», купленных и обслуживаемых за средства ООО «Цетан-бункер».
 
А сейчас суда вновь перепроданы, бункеровщик «Цетан» стал принадлежать компании ООО «Эспрессо» с Камчатки, сменив название на «Яромир», а до того танкер «Феникс-II» был каким-то образом внесен в реестр порта Корсаков на Сахалине, оставаясь при этом в реестре порта Находка, что само по себе парадокс.
 
Не меньший парадокс, чем то, что когда в фирме «Цетан-бункер» вскрылись налоговые нарушения с возвратом НДС, Ус эту фирму спешно перерегистрировал на подставное лицо в город Новосибирске, и предоставил документы с подделанной подписью нового «учредителя» для регистрации судна. Факт подделки был установлен, возбудили уголовное дело по ст. 327 УК, позже переквалифицированное на ч.4 ст.159 УК РФ и …ничего! Парадоксальным образом следствие приостановлено.
 
Но самый главный парадокс заключается в том, что транспортная полиция, обладая всеми фактами и документами, либо имея возможность без труда запросить документы из дел в арбитражном суде, где бывшие партнеры Ус с Ивановым неоднократно судились, ничего этого просто не делает! Несмотря даже на прямые письменные указания прокурора - что и как необходимо сделать в рамках проверок и следствия - не делает, и все тут!
 
В одних случаях просто отказывает в возбуждении дел по любым надуманным основаниям, тогда как в других приостанавливает следствие по уже возбужденным уголовным делам, якобы за «не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого».  Смотрите сами:
 


* * *




 
Увидеть, чья подпись стоит на предоставленных документах, свидетельствующих о жульничестве с имуществом коммерческой структуры и хуже того, с бюджетными средствами, полиция не может! Установить и допросить известных лиц, проживающих в городе Находке, тоже никак не под силу полиции, поскольку эти люди не отвечают на звонки и не являются по повесткам…
 
И если это достаточные аргументы для оправдания некомпетентности (если не откровенной халатности?) должностных лиц МВД, то остается лишь признать правоту всех «налоговых уклонистов» - какой смысл платить налоги на содержание бездельников? То ли это ранее отмечавшийся непрофессионализм, то ли все же коррупция?
 
Даже судебная власть, обеспеченная широчайшими полномочиями и возможностями, не всегда оказывается на высоте - сплошь и рядом судьи выносят судьбоносные вердикты даже не вникая в детали, не изучая и не оценивая доказательств, не рассматривая связей между событиями, а порой и вопиющих фактов, документов, даже вполне очевидных! И профессионализм юристов, красноречие адвокатов с их ссылками на законы, документы и аргументы не в состоянии пробить стену равнодушно-наплевательского отношения; наши «парадоксальные законники» любые доводы разобьют вопросом «Ну и что?»…
 
В результате, ранее трижды побывавший на скамье подсудимых бизнесмен Виталий Ус - который был судим за участие в банде, за злоупотребление полномочиями, и за заведомо ложный донос в отношении своего бывшего партнера Юрия Иванова по ст. 306 УК РФ - остается вполне респектабельным и достойным доверия гражданином не только в глазах транспортной полиции, но и сотрудников ИФНС. Которые не реагируют на заявления с доказательствами о сомнительной деятельности по возврату НДС от сделок по продаже ГСМ аффилированной оффшорной фирме.
 
И ситуация, когда беззаконие воспринимается как норма, а применение законных мер - как неожиданный парадокс, в целом и приводит к бесполезности всех государственных мер по развитию региона. Очень вероятно, что процветать в ТОРах и в режиме свободного порта, как и двадцать лет назад в СЭЗ, будут мошенники? Их основной деятельностью будет обман государства в той или иной форме, потому что ничего полезного делать они не умеют и не станут в принципе? А нынешние правоохранители не умеют и не станут пресекать этот разгул жульничества?
 
Вот такой вот парадокс - отсутствия развития, несмотря на все законные меры для него, и наличие целой армии законников, весьма прожорливых, но абсолютно не эффективных.
 
Виктор Булавинцев,
сайт независимых журналистов «Акулы пера», 21.11.16.
акулыпера.рф/2016/11/21/paradoks-zakonnika-avtor-viktor-bulavincev