Пинск
Пинск
см. Как я провел это лето,
Как я провел это лето-2.
 
Я восхищаюсь людям, умеющим отдыхать и путешествовать!
 
Куда там этому Конюхову до знакомого нам москвича, посвятившего нам однажды два слова в своих записках и соображавшего на нашей кухне, в Ванино, куда бы ещё поехать...
 
«В Антарктиде был?» - «Несколько раз!» «А в Чаде?» - Он кивнул головой. «А в Сальвадоре?» « Был!»
 
«А в Уругвае?» «И в Уругвае был и в Парагвае был!» «А в Штатах?» «Ой!» - лениво отмахнулся москвич, как от мухи. Это от скуки он переключился на Россию. И в Ванино - мы помогли ему с билетами! - оказался по пути на острова в заповедник «Край Света», примчавшись из Москвы на авто через наш криминальный Алтай и такую же бандитскую - с его слов - Северную Монголию, населённую казахами.
 
Но уже через три недели в «Живом Журнале» он выражал восторги по поводу того, что его ещё помнят в Мозамбике, а затем, почти здесь же, разместил Южноафриканские снимки счастливого себя в компании с уже знакомым ему проводником и несколькими огромными гориллами, лениво жующими листья в нескольких метрах от них! Вообще!
 
В прошлый раз - с тем же проводником - горилл им найти не удалось. А теперь…! Он был счастлив!
 
Да, перед теми, у кого лето длится круглый год, стоят проблемы выбора! Вот как у «нашего» москвича…
 
Прошло чуть больше недели - и там же, в «ЖЖ», мы снова увидели его прекрасные слайды ...с фантастическими северными закатами и восходами Земли Франца Иосифа! Наш москвич улыбался всё такой же счастливой улыбкой. Только рядом с ним горилл уже не было. В открытом иллюминаторе, с выражением любопытства, торчали нос и глаза белого медведя...
 
Мне проще. Моё лето длится короче. И провожу я его, как всегда - в Белоруссии. Где начинается Беларусь? Для всех путешествующих она начинается на Белорусском вокзале Москвы. …Если на перронах царила суета, в которой москвичи напутствовали: «Ехай!» - своих менее удачливых родственников, то в залах вокзала уже слышалась тихая белорусская «гаворка», где скромно одетый народ, готовясь к посадке, итожил день, рассматривая и упаковывая дневные покупки.
 
Дело в том, что переживая экономическую катастрофу, Беларусь «защищает свой рынок» от нужного людям товара, вымогая денег. Импортная бытовая техника в Беларуси стоит весомо дороже, чем в Москве. Потому имеющие копейку белорусы предпочитают за покупками выезжать - если нет документов - в Москву, а если есть - то в Варшаву, которая по любому - и ближе и ещё дешевле.
 
Это если слушать нестареющего дядю Гену из КПРФ, то в Беларуси - всё замечательно. На самом деле всё не так. Чем мне эта поездка запомнилась?
 
Поезд тронулся - начались разговоры. Вдруг одна из женщин вспылила на нас: «Якое права Вы маеце чапать Лукашенко?! Свайго чапайце! Хто вы такие, каб виниць прэзыдэнта!?»
 
А вот на обратном пути, в Москву, уже другая попутчица попросила не произносить при ней имя этого человека!»
 
Всё дело в том, что в Белоруссии мало природных ресурсов. А производство встало, не выдержав конкуренции и ручного - как и в России - дурацкого управления экономикой страны.
 
Вы можете представить, чтобы в стране остановились или еле жили практически ВСЕ промышленные предприятия? Чтобы страна фактически стала жить на иностранные кредиты, а её президент превратился чуть ли не в заискивающего кредитного наркомана? Разве кто думал, что в Беларуси помрут швейные и трикотажные производства? Встанут «Витязь» и «Горизонт»? «Гомсельмаш? Что людям месяцами не будут выплачивать зарплату? Что на неполный рабочий день перейдут «МАЗ», «МТЗ» и «БелАЗ» - гордость Беларуси?
 
Ещё недавно страна, сравнивая себя с Россией, обоснованно гордилась, что у неё минимальная кредитная - по несколько долларов - нагрузка на граждан. А через несколько лет даже только родившийся белорус уже должен международным кредиторам по нескольку тысяч долларов долга! И всё меняется только в худшую сторону!
 
…Перед отъездом в «скайп» выходила сестра. Она на пенсии. Жаловалась… Муж работает на железной дороге, «чугунке» - по белорусски.
 
«Не хватает элементарно средств. Мужа три - четыре дня в месяц заставляют брать отпуск за свой счёт - нет денег платить зарплату. «А кто не хочет - того увольняют, Витя! С начальством разве поспоришь?»
 
И это при наличии профсоюза и идеолога в каждой организации!
 
С позиции идеологов - таких и надо увольнять! Они - не патриоты! Она - бывший мастер ЖКХ - не теряет связь с производством.
 
«Вот на моё место, по блату, начальство устроило девочку - логистика. Нормальный строитель устроиться не может, а её - пожалуйста! Ей вопросы: «Что такое «цоколь»?, фронтон»? Не знает. А её - в мастера! А в начальниках ЖКХ у нас повсюду бывшие милиционеры! Представляешь?. Вот так мы работаем и живём…»
 
…Барановичи! Скоро - Ивацевичи. В купе входит новый пассажир. «Вы с Баранович? - спрашиваю «С Баранович!» - отвечает он, забрасывая сумку на полку. «И как здесь с работой?» - «А никак! Всё стоит! Я, вот, еду, а люди перебиваются» - вздохнул он, глядя в окно на свой город.
 
Час по хорошему шоссе - приехали. В распахнутые окна - цветы, шмели и лето.
 
Из информационных средств - только радио. По которому, в первое белорусское утро, мужеподобная Ермошина - повторение Чурова в Избиркоме Беларуси, вещала: «Один из кандидатов в депутаты решил сам проверить достоверность списка поданных голосов! И - вы не поверите(!), но одного голоса ему не хватило! И что же нам делать?» - задала она вопрос - и смачно помолчала. Как будто слушатели и не знают, как это в избиркомах делается, когда речь идёт об оппозиционерах!
 
«А второй кандидат - продолжила она - провёл собрание без милиции. А почему без милиции? Как будто человек не знал, что если проводишь собрание - надо охранять общественный порядок!» - патетически воскликнула она, чтобы и ежу стало понятно, что протоколы, составленные без милиции(!) - аннулировали!
 
…В городе моего детства встали практически все предприятия. Беларусь ещё делает вещи отличного качества. Например, фанера уходит влёт! Её «горячей» забирает Европа. Продаются спички. В Беларуси отличная косметика. Есть свой трикотаж, обувь, носки-колготки. Туго, но продаются электрические розетки и вилки. Но картон отличного качества, изумительный цемент, краски как то не идут. Мебель - вообще.
 
Трикотажные и швейные производства обанкротились и встали. Народу работать негде.
 
Вернее, есть где, но разве прокормишь семью на 6-9 тысяч наших рублей? Потому люди предпочитают не работать и как то иначе зарабатывать, нежели унижаться за копейки.
 
Когда я в шутку возмутился постоянной занятостью лифта в 9-ти этажном доме друзей, мне объяснили: «Так наш дом не работает! Все перебиваются, кто как может!» 15 тысяч наших рублей в Беларуси простой белорус считает очень хорошей зарплатой! 14 получает наша родственница - начальник расчётного отдела предприятия, еле-еле живущего и работающего 3-4 дня в неделю.
 
«А что на прежнем предприятии? Работает?» - спрашиваю её. «Его уже год, как нет… Все помещения в аренде. Вместо завода - торговые ряды» …Встал речной порт, судостроительный завод. Там тоже перебиваются случайными заработками. С пляжа видим: на стапель подняли теплоход. Кто-то стучит, сверкает одинокая сварка. Но через два дня стапеля опустели  - и тишина наступила на недели.
 
Даже сельское хозяйство - гордость Белоруссии - распродано и с каждым годом работает всё хуже и хуже по мере имущественного расслоения, роста кумовщины, коррупции, бездушия и развала инфраструктуры.
 
Пять лет назад Лукашенко, пиаря себя перед российскими СМИ, восклицал: «Без школы деревня не живёт!» Сегодня он молча закрывает деревенские школы ради копеек в бюджет страны. Это посёлок Майский у нас отстоял свой 11 класс! Представить такое в Беларуси почти невозможно!
 
Любое движение граждан против решений власти в общественной паутине Беларуси тут же привлекает внимание пауков КГБ, МВД и т.д., выползающих для определения и изоляции опасных для общества элементов и врагов общественного порядка. Потому, что любое распоряжение чиновников обсуждению не подлежит! Определённый интерес представляет, как работают органы власти Беларуси с обращениями граждан. Меня не раз предупреждали, что я доиграюсь…
 
Но не в силах побороть любопытства, расскажу на личных примерах. Скажем,  у меня есть вопросы к Исполкому своего 170-тысячного города. И когда аргументы перестали срабатывать, написал заявление в прокуратуру; «Так и так, слов не понимают, на закон плюют - взбодрите!»
 
…Это у нас я губернатору Шпорту одновременно написал письмо, заказное письмо, факс послал, отбил телеграмму - и хоть бы кто ответил! А в Беларуси куда бы ни обратился белорус с жалобой - на неё почти всегда обязательно ответят письмом, даже поговорив лично. А в конце обязательно добавят: «А если Вы не согласны с данным ответом, то Вам следует обратиться в вышестоящую инстанцию!» - и её полный адрес.
 
Так вот, я пишу в прокуратуру, жалуясь на Исполком, а от неё ответ: «Ваше письмо передано в Исполком..» И к Исполкому: «Дайте ответ по существу обращения!»
 
Исполком не шевелится. Пишу в прокуратуру вторично: «Так и так. Я требую… Исполком не шевелится!» И получаю письмо: «Ваше письмо передано в Исполком»…
 
Иду в прокуратуру: «В чём дело? Почему САМИ не разбираетесь?! Почему передаёте заявления тому, на кого я жалуюсь?» «Вы что, будете нас учить, как нам реагировать на обращения граждан?! - оторвали в прокуратуре задницу от кресла - Мы поступаем так, как того требует «Закон об обращениях граждан»!..
 
Но в чём тут, собственно, дело? В том, что когда я жаловался на проведённый городом капитальный ремонт, город два года не реагировал на заявления потому, что - как заявил город - это был не капитальный ремонт, а «реконструкция»! И он, мол, не понимал, что я хочу. Товарищ, мол, что то путает. А два года спустя город уже не реагировал на заявления про «реконструкцию». Потому, что это не «реконструкция» оказалась, а… «капитальный ремонт!» И что было бы, если бы я написал в вышестоящую инстанцию? «Ваше письмо направлено туда то»? Страшная штука - одновременная обязательность и бесполезность ответов!…
 
Интереснее рассказать о моих обращениях к Лукашенко. Их было меньше, чем в прошлом году, но хватало.
 
В обращениях не было ничего личного.. Зная, что Лукашенко всем отдаёт поручения и все ему виноваты, ещё зимой, с Ванино, я написал ему письмо, в котором и он от меня получил поручение помочь белорусскому объединению «Мотовело», переживавшему тогда не лучшие времена. И вот теперь, с Белоруссии, я напомнил ему, что он моего поручения не выполнил! Предприятие обанкротилось!
 
Мол, «как это понимать!?» На это письмо я ответа не получил. Зато получил ответ на другое письмо. В одном из июльских выступлений по радио, Лукашенко стал ратовать за то, чтобы «Китайский шёлковый путь» шёл по Беларуси...
 
«Александр Григорьевич! - не сдержался я написать - «Где Беларусь, а где «Китайский шёлковый путь»?! Вы полагаете, что китайцы без Вас не сообразят, как им доставить товар? И не рискуйте уповать на китайские кредиты! В альтруизме Китай не замечен, долгов не прощает!» Вкратце - так.
 
То, что Лукашенко писем не читает - это понятно.
 
Но и его Администрация, оказалось, не читает, раз отфутболила это письмо в наш Исполком! В итоге получаю из Исполкома письмо: «По поручению Администрации Президента Республики Беларусь - (всё с большой буквы, иначе это там - что оскорбление флага) - нам поручено дать Вам ответ…Представляете?!
 
На вопрос Президенту: «Где Беларусь, а где «Китайский шёлковый путь?» назначили отвечать их! Они, естественно, «в шоке», но вида не подают! Вызывают брата, работающего в одном из подразделений, и говорят: «Слушай! Узнай! Когда он уедет?!»
 
Словом, ответ я не получил…
 
В Беларуси с Президентом не шутят. Но я ведь писал не для кайфа дёрнуть тигра за хвост. Я предлагал Лукашенко идеи, которые страна могла бы использовать. Которые могли бы помочь экономике Беларуси. Это многое объясняет.
 
Ведь настаивал на отмене контрактной системы, превращающей граждан в рабов.
 
Говорил о необходимости борьбы со всепожирающей кумовщиной - и требовал от Лукашенко начинать с себя.
 
Доказывал срочность необходимости уничтожения оставшихся на территории мамонтов советской промышленности, пока они не сожрали всю траву Белорусской экономики. Заявлял о кричащих проблемах в кадровой политике; об избыточной бесполезности КГБ и Вооружённых сил.
 
Мол, 70 лет боремся с НАТО - и где, в чём НАТО нам угрожает? Расширяется? Так наши соседи САМИ того требуют! Россия взяла Крым, «встала на защиту русского языка» - и вся Прибалтика ринулась в НАТО! Требуя прихода НАТО! В том НАТО виновато?
 
«Милиции пропорционально в 7 раз больше, чем в Швеции! Пограничников через метр! Многоэтажные прокуратуры забиты бездельниками, если коррупция не исчезает! Никакая экономика этого не выдержит!!»...
 
А в 2015-м году прямым текстом писал о том, что пока у граждан не будет на руках оружия - так и будет народ рабом! И ведь ничего. Разошлись.
 
Зато на остальные обращения к Президенту отвечали и Облисполком, и организации - всё, как надо. При этом сначала отмахиваются. А потом применяют, как собственные наработки. Так было с проблемой мусора в том году - в выступлении Президента. Так случилось с дресс-кодом в этом. В Беларуси ведь диктатура.
 
«Вот есть о чём думать! - писал я Лукашенко - Вводим дресс-код - и швейные производства спасены!» С области отвечают: «Мы давно уже используем деловой стиль в одежде! Вам спасибо…»
 
А через месяц БелТА сообщает: «Министерство лёгкой промышленности Беларуси - в прядке эксперимента - ввело дресс-коды!» Приятно.
 
Но, если без меня обошлись, тоже хорошо! Ведь главное в результате - участие! Так..
 
О чём я ещё не написал? Вот! О финансируемой Горисполкомом газете «Пинский вестник», двухэтажную редакцию которой я посещал. В газете работает до 15 человек. Тираж - 5 тысяч с хвостиком. Газета дотационная. Слащавая. Вся - для народа! При стоимости где то в 7 наших рублей - народ её не читает. И издание навязывают организациям. (Я в этом месте всегда вспоминаю Татьяну Седых из «Моё побережье», которая издаёт газету одна).
 
Сначала ещё раз - для проверки - попытался дать платное объявление о продаже камня с последней баррикады Киевского Майдана. Но меня помнили. Не прошло. Потом попробовал напечататься. (Тоже - эксперимент!) Мне понравилось хорошее маркетинговое предложение местной спичечной фабрики, разместившей на этикетках задачи со спичками. Идея мне понравилась, и я обратился в газету с просьбой рассказать о человеке - авторе идеи. Свои идеи тоже предложил. Печатать крылатые фразы, «маленькие хитрости», пословицы, любопытные факты… Пригодились бы миллиметровые деления, несложные задачи, техника безопасности, морские узлы. Если спички запечатать в полиэтилен - как таблетки - с ними можно в поход! И т.д.
 
И иду к редактору, поскольку вычитывает только она. «А зачем Вам это?- изящно огорошила меня редактор. Я не понял: «Как зачем? Мне интересен человек и я хотел бы знать, кто он!» «Да это без разницы! - махнула редактор рукой - Он же за это деньги получает!»
 
Пришлось ей на пальцах объяснять: «Понимаете, инженеров на Земле миллионы, а Стив Джобс был один! Потому мне лично интересен этот человек!»
 
«Ну ладно - сделала она, наконец, одолжение - но напечатаем не всё!» «Но там же и мои предложения!» Дама кивнула, бросила текст - и развела руки.
 
Я так и не увидел статьи в печати. Последний раз я посетил этот «Вестник» в связи с материалом о вымирающей деревне. Это было эссе, где причин не искали. Но юнкор написала хорошо и я зашёл передать ей читательскую благодарность. «А вот здесь - ткнул в подзаголовок - ж..!» «Что??!» -вскочили со своих стульев сразу две дамы. «Ж..! Не видите, что ли?!» …В подзаголовке было написано, что в 1943 году - (в годы фашистской оккупации?!) - в деревне было аж 30 учеников (т.е. процветала!) А в 1944 году (год освобождения Беларуси от фашистов) деревня была оккупирована гитлеровцами. «Видите?» - и я ушёл при гробовом молчании баб. Оказывается, газету не только народ не читает - в редакции не читают! Вот это - ДА!
 
Вообще обо всех впечатлениях не расскажешь. В Беларуси сейчас новые деньги. Похожие на евро и пахнущие, говорят, (я запаха евро не знаю), как евро. Теперь вместо миллионов рубли. Появились и металлические деньги плохого качества. Одну копейку и в руки не взять - маленькая. А рубль или монету в два рубля надо беречь: ведь два белорусских рубля - условно доллар. Только это не значит, что белорусский рубль окреп или белорусы стали богаче. В СССР рубль был значительно крепче!
 
В Беларуси откровенно хуже стали колбасы. Как и молочка. Изобилие прёт - выбрать нечего. Я не могу постичь смысл того, что города в Беларуси возят друг другу всё, что производят. Даже хлеб! Вот для чего его переть из Минска -  400км, из Бреста - 180? Сколько можно удешевлять продукцию, выпуская дрянь? Для чего выпускать дрянь?! Я задавал эти вопросы Лукашенко... Всё хорошее в Беларуси - не в магазинах, а на базарах.
 
И на базарах и на улицах тысячи людей пытаются что-то продать. В разгар этого лета свежие помидоры стоили 4 тысячи старыми, а картошка - 8! (условно 13 и 26 рублей нашими) Представляете?! Дожилась Беларусь! И т.д. и т.п.
 
А в заключение ещё одна быль из подслушанного на улице разговора двух мужиков. Гимн Беларуси начинается так: «Мы, беларусы - дзиуныя людзи!» Удивительные, то есть! И в самом деле! Значит, встретились эти два весёлых соседа и один другому говорит: «Вчера мы с женой набрали в лесу черники - целых три ведра! Напали на место! Ну, её много, дай, думаю, отнесу банку в радиологическую лабораторию. Там её проверили - и ты представляешь?! Уровень радиации аж в 3 раза превышает ПДК!»
 
«Ни фига себе?! И что ты с ней сделал?» - любопытствует приятель.
 
- «Как что?! На базаре продал!» И оба отца своих детей довольно засмеялись.
 
В. Киселёв,
п. Ванино Хабаровского края - г. Пинск (Беларусь) - п. Ванино.
Продолжение следует…