Депутат от Комсомольска Владимир Десятов на Верховном Совете СССР. 1989 год
Депутат от Комсомольска Владимир Десятов на Верховном Совете СССР. 1989 год
Четверть века назад неожиданно с карты Мира исчезла одна из крупнейших ядерных держав - Союз Советских Социалистических Республик. Сплоченная страна, победившая объединенный европейский фашизм (на стороне Германии воевали войска и отряды из 20-и стран Европы) в самой кровопролитной войне, тихо и мирно разделилась на 15 независимых государств.
 
О причинах его распада споры не утихают до сих пор, даже среди граждан видевших все происходившее. Выдвигают всевозможные версии, но в последние годы в СМИ чаще стали говорить об одной - «Беловежской». Она понравилась многим, особенно, законодателям. Собралась группа депутатов Государственной думы и обратилась к Генеральному прокурору России с запросом - провести прокурорскую проверку событий распада СССР, найти виновников и определить вину Горбачева М.С. Это не первые депутатские поиски виновника распада. В конце прошлого века в Госдуме уже работала комиссия, сформированная по инициативе фракции КП РФ, в поисках вины Ельцина Б.Н. в развале СССР.
 
Очевидно, законодатели так и не могут найти в Конституции СССР статьи, наделявшие союзные республики, суверенные советские социалистические государства, правом выхода из Союза. Зачем депутатам тратить время на поиски, если через СМИ всем известно, что Союза не стало следующим образом: трое заговорщиков (Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич) собрались 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще, подписали соглашение о ликвидации СССР, а вместо него образовали «Содружество Независимых Государств» (СНГ).
 
Вот так просто по «Беловежской истории» не стало Советского Союза. Она весьма удобная к всеобщему потреблению, т.к. в ней есть личности с фамилиями, на которые можно показать пальцем. Последние месяцы многие политологи и «историки» усиленно внедряют ее в сознание жителей нашей страны.
 
Допустим, упомянутая троица не захотела, что бы их республики оставались в СССР, но остальные 12 союзных республик когда, почему и куда делись?
 
По «Беловежской истории» выходит, что эти 12 республик по велению троицы тихо и мирно покинули Союз только после 8 декабря 1991 года, т.е. создания СНГ. Такого рода «правда» - это примитивное сочинительство новой «истории» распада СССР. Все союзные республики - суверенные советские социалистические государства уходили из СССР далеко не так и не все сразу после этой даты.
 
Никто из сочинителей «Беловежской правды» не будет объяснять нашим гражданам - зачем ее превратили в «истину», как «историческую», так и «правовую»? Почему, когда и как союзные республики вышли из состава СССР?
 
Родители «Беловежской правды» не упоминают о системном кризисе, поразившим страну и побудившим республики к бегству из Союза. Уже почти не вспоминают о государственном перевороте и его организаторах, преднамеренно сорвавших подписание нового Союзного договора, что подтолкнуло республики, еще остававшиеся к этому времени в составе Союза, к ускоренному и безвозвратному бегству. Не упоминают о тех, кто расторг «Договор об образовании СССР» и поставил окончательную точку в его существовании.
 
Реальная история распада нашей страны не столь примитивна, какой ее сочинили «историки». Она более сложная и не такая быстротечная. Объективная оценка причин и сам процесс распада Союза требуют рассматривать происходившие события системно в правовом поле прошедшего исторического периода времени.
 
Подписав Соглашение об образовании СНГ руководители трех государств констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование. Заключив «Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ)» они обозначили лишь один исторический миг в достаточно длительном процессе распада страны, но он был еще не последний.
 
Сочинители «Беловежской истории» распада страны пользуются логикой «старых добрых компартийных времен»: если в чем-то достижение, то это заслуга партии, а когда провал, то надо найти врага в виде персоналии и всенародно покарать его. Если пользоваться таким подходом, то к упомянутым личностям нужно причислить В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Н.И. Рыжкова, всех делегатов апрельского пленума ЦК КПСС 1985 года, а так же депутатов Верховного Совета РСФСР, принявших 12 декабря 1991 года постановление о прекращении существования СССР. О М. Горбачеве и Б. Ельцине не упоминаю, т.к. о них уже много писали.
 
За «Беловежской историей», как за щитом, не виден вклад всех этих лиц в системный кризис, развивавшийся не один год, в Союзе суверенных советских социалистических государств.
 
Историческая роль компартии в создании Советского Союза общеизвестна, но в его распаде она не менее значима. Поэтому ее участие в развале страны «историки» усиленно прячут за другие версии, в основном, за «Беловежскую», как наиболее удобную.
 
О деградации компартии
 
Большевики-коммунисты, разваливая Российскую Империю, делили губернии на части. На их территориях, после многократного перекраивания границ, создали суверенные советские социалистические государства в составе СССР. В Конституцию страны заложили право быть в стране только одной партии - коммунистической и являться руководящей, а так же направляющей силой общества.
 
Все управленческие и производственные структуры по всей стране подчинили соответствующим партийным органам и их руководителям. Руководитель любого ранга, как правило, был обязан состоять в компартии.
 
Была создана абсолютная вертикаль власти. Поэтому все происходящие в стране политические и экономические процессы зависели, в большей мере, от идеологического состояния партийных руководителей всех уровней.
 
Создавая СССР руководство Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) ВКП(б) утвердило диктатуру пролетариата как основу строя и братского содружества народов. Диктатуру беспощадную, не имеющую демократических посылов, построенную по заветам В. Ленина.
 
Множество его трудов изобилуют диктаторскими указаниями: «Следует добиваться подчинения, притом беспрекословного, единоличным распоряжениям советских руководителей, диктаторов, выбранных или назначенных, снабженных диктаторскими полномочиями»… «провести массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города»… «Было бы большой ошибкой думать, что НЭП положил конец террору. Мы должны вскоре вернуться к террору как политическому, так и экономическому»… «изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому расстрелять, тем лучше»… «Надо поощрять энергию и массовидность террора».
 
Такая идеология была не только основой создания советского государства, но и залогом устойчивого существования коммунистической государственной системы. Все приказы претворялись в жизнь незамедлительно, будь то выполнение производственных планов, расстрелы, репрессии или депортация народов.
 
Еще до создания СССР для демонстрации всему миру видимости демократичности своих деяний 2 ноября 1917 г. председатель Совнаркома В. Ленин и народный комиссар по делам национальностей И. Сталин подписали «Декларацию прав народов России».
 
В ней провозглашалось, что «Совет народных комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросам о национальностях России следующие начала: «Равенство и суверенность народов России», а так же «Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Данная «Декларация…» явилась приговором на расчленение Российской Империи по национальным признакам.
 
10 июня 1918 г. пятый Всероссийский Съезд Советов утвердил первую Конституцию рабоче-крестьянского государства. Она гарантировала право народов на самоопределение вплоть до отделения, т.е. предоставляла любой республике право на свободный выход из Союза и создание своего суверенного национального государства. Эта норма сохранялась во всех последующих редакциях Конституции СССР, а так же конституциях союзных республик.
 
Введя такую демократичную норму в Основной Закон государства большевики-коммунисты сделали первый шаг к своей деградации и развитию системного кризиса не подозревая, что заложили бомбу замедленного действия под целостность страны Советов.
 
В послевоенные годы цивилизованный мир пошел по пути демократического развития. Партийное руководство нашей страны стало медленно поворачивать свою политику в этом направлении. Это был уход от ленинских идеологических принципов - диктатуры.
 
В 1953 году после смерти И. Сталина руководство компартии, избрало нового кумира - Н.С. Хрущева. ВКП(б) переименовали в КПСС, в устав партии и свою деятельность ввели некоторые демократические посылы. Народу разрешили обсуждать отдельные социальные проблемы. Затем высшее партийное руководство развенчало И. Сталина как культ личности. Всю вину за массовые репрессии и жестокость взвалили на него. Однако, репрессии и расстрелы проводили от имени партии. В обществе, как и в партии, были почитатели Сталина и его противники. Такое разделение привело к идеологическому расколу общества. Партийное руководство обвинив своего вождя само же пошатнуло доверие к партии, сделав шаг к своей деградации.
 
В 1961 году на XXII съезде КПСС Н. Хрущев от имени партии объявил о построении в стране коммунизма к 1980 году. В Программу КПСС записали обещание, что в коммунистическом обществе народ будет жить по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Т.е. сходил на работу, потрудился в меру способностей, а затем потребляй, что хочешь и, сколько потребуется. Народ страны стал жить надеждами о светлом будущем.
 
В Новочеркасске в 1962 году по указанию партийных органов была расстреляна мирная демонстрация рабочих и их семей. Организована она была пролетариатом из-за резкого повышения цен на продукты питания, уменьшения их в продаже с одновременным повышением производственных норм выработки. Такая жестокость всколыхнула страну, не смотря на засекреченность этих событий.
 
Возвысив славу Н. Хрущева до уровня «великого ленинца» и «великого борца за мир» компартия вручила ему четыре звезды Героя и в 1964 году убрала с главного поста страны, обвинив в «волюнтаризме» и «субъективизме». Партия опять объявила о своей победе. Это была не победа партийного руководства, а очередной шаг к углублению деградации и снижению доверия народа к партии.
 
Во времена Л.И. Брежнева партия медленно, но уходила от ленинских диктаторских методов управления страной, взяв направление в сторону демократии.
 
К 1980 году стало очевидно, что никакого коммунизма, обещанного партией, не будет. Партийное руководство объяснило - необходимо еще только создать материально техническую базу для его построения. Вера народа в компартию и в ее обещания таяли.
 
В 1985 г. на апрельском Пленуме ЦК КПСС компартия объявила о перестройке, демократизации и гласности в советском обществе. В состав Центрального Комитета тогда входили секретари крайкомов, обкомов, райкомов, горкомов, секретари союзных республик, члены Политбюро, а так же рабочие и крестьяне - передовые из всех самых передовых. Делегаты Пленума и партийные организации всех уровней страны поддержали решение ЦК и понесли в народ идеи перестройки, как заслугу КПСС. Народ поверил в обещанные перемены.
 
Получив от компартии право на гласность и демократизацию, в республиках открыто заговорили о необходимости иметь экономическую и политическую самостоятельность, о конституционных правах народов и личности. Вспомнили ленинские лозунги: «Вся власть советам», «Земля крестьянам, фабрики рабочим». В столицах некоторых союзных республик прошли массовые манифестации с обвинениями компартии, России и Союзного Центра.
 
Развернулась полемика о несостоятельности централизованной плановой экономики, о военно-промышленном комплексе, поглощающем непомерно огромные интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы (до 25% ВВП страны), о бедственном положении бытового сектора, об отсутствии в достаточном количестве товаров и продуктов питания. Построив советский социализм еще в 1936 году, партия вдруг, через 50 лет, заявила о необходимости строить «социализм с человеческим лицом». Ответа на вопрос - когда он будет построен, партийные лидеры дать не могли.
 
Многие партийные деятели всех уровней стали больше заботиться о своем быте, достатке и, даже, роскоши, удаляясь от своих идеологических принципов социального равенства. В прессе появились публикации о коррупция в рядах высокопоставленных партийных руководителей, все чаще стали предавать гласности громкие уголовные дела.
 
После 1986 года партийное руководство сделало еще один шаг к своей деградации, начав вводить в советскую модель экономики отдельные элементы рыночной, чуждой советскому строю по идейным коммунистическим установкам. Внедрять же базовые основы рыночной экономики партия не намеревалась до тех пор, пока плановая экономика не была основательно разрушена. Авторитет партии стал еще ниже.
 
С 1988 года в прибалтийских республиках под руководством своих партийных лидеров начали проводить акции с требованиями о выходе из состава СССР. Годом позже об этом заявили в Молдавской ССР, а затем и в республиках на Кавказе.
 
В 1990 г. прошел последний Всесоюзный Съезд КПСС (XXVIII). Делегаты увидели и ощутили плоды демократизации компартии - созрел ее идейный и организационный кризисы, а так же раскол. В партии обозначились три основных течения - фундаменталистское, социал-демократическое и центристское. К такому расколу привела потеря ленинской основы существования компартии - диктатуры.
 
В демократической стране название партии - «коммунистическая» может сохраняться, но суть ее деятельности, отношение к личности, обществу и собственности меняются под формацию государства. Сохранив название, она вынуждена подчиняться либерально-демократическим конституционным основам государственного устройства.
 
КПСС в своей сущности, повернув на путь демократизации, превратилась в социал-демократическое подобие. Уходя от диктатуры в системе управления страной и переходя к демократии, она не владела ее инструментами. Такой переход привел к быстрому развалу существовавшей системы управления в стране, усилив кризис.
 
Деградация партийной управленческой системы привела в августе 1991 года к завершению ее кризиса. Объявив себя «советским руководством» группа, состоящая в основном, из членов Политбюро и ЦК КПСС совершила государственный переворот с целью возродить диктатуру компартии и восстановить ее систему управления. Путч партийцев привел не только к окончанию существования Всесоюзной коммунистической партии и построенной ею экономической модели, но и превратил медленный распад государства в скоротечный окончательный его развал.
 
О развале экономики
 
Экономический спад, а затем ее развал был следствием деградации партийного руководства. Созданная советская модель плановой экономики, всецело зависящая от диктаторских способностей партийного аппарата, не смогла противостоять системе рыночных отношений. Будь наша экономика устойчивее зарубежной, имея динамичное развитие, то ни одна из республик не захотела бы выйти из Союза.
 
Замедление роста валового продукта страны наблюдалось в 70-х годах. Однако, за пятилетку с 1980 по 1985 годы, показатели в экономике все еще сохраняли статистический прирост. В среднем: национального дохода около 3% в год, объема продукции промышленного производства около 4% и сельского хозяйства около 2%.
 
Резкое ухудшение началось с 1985 года, когда Совет Министров (СМ) СССР возглавил Н.И Рыжков. К этому времени партийное руководство страны уже стало понимать, что советская плановая экономика, имеющая государственное регулирование выпуска всех видов продукции, вплоть до булавки, не выдерживает конкуренции с зарубежной, а поэтому требуется ее реформировать. С одобрения компартии Рыжков стал внедрять в нашу экономику некоторые элементы рыночной.
 
После такого «реформирования» экономика страны пошла к развалу. Начали разрушаться хозяйственные связи не только между предприятиями, но и между республиками. Промышленность снизила выпуск продукции по большинству показателей. Налоговые поступления от всех отраслей экономики стали резко снижаться. Казна с золотовалютными резервами быстрыми темпами истощалась, а внешние долги стремительно росли.
 
В это время цены на сырье на международном рынке снизились и усугубили экономическое положение страны. Государственные дотации стали уменьшать всем. Количество убыточных колхозов и совхозов стало увеличиваться и превысило 70%. Статьи доходной части бюджета страны приходилось сокращать, но расходы требовали увеличения финансирования. Одновременно рос объем наличной денежной массы, вращающейся в стремительно развивающейся теневой экономике. Зарубежные займы все увеличивали государственный долг.
 
О некоторых крупных издержках, усугублявших экономическое положение:
 
- долгострои (всякого рода объекты с задержанными сроками сдачи в эксплуатацию на 1 - 3 и более лет) только в строительной отрасли к 1989г. требовали дополнительной суммы бюджетных денег в 22 млрд. руб. (тогда $1 был равен примерно 1 руб.). В других отраслях подобного рода долгострои нуждались в дополнительном финансировании в еще более значительных размерах;
 
- трагедия на ЧАЭС нанесла экономический ущерб в сотни миллиардов рублей;
 
- в сельском хозяйстве в конце 80-х были весьма значительные недоборы урожая. Пример из записки министра хлебопродуктов СССР А. Будыки первому заместителю председателя СМ СССР В. Никитину от 11 августа 1989 г.: «Из урожая текущего года не хватает 30,7 млн тонн зерна фуражных культур…Учитывая изложенное, возникает необходимость ускорить решение вопроса о закупке фуражного зерна за границей». Решить вопрос означало где-то найти валюту;
 
- антиалкогольная кампания резко сократила приток денежных средств в казну (около 200 млрд руб. в год), породив большое количество безработных. (Экономике Болгарии из-за отказа нашей страной покупать ее вина был нанесен существенный удар - инфляция у них выросла до 15 тысяч процентов, что подорвало наши отношения);
 
- Советскому Союзу требовались миллиарды рублей для помощи странам социалистического лагеря, а так же странам, входившим в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Экономические связи с ними начали рушиться, вскоре СЭВ распался.
 
- к концу 1989 г. на складах министерств и предприятий скопилось продукции, изготовленной на несколько лет вперед и невостребованной, по разным данным, на 100 и более млрд руб. Только одной стали, выпущенной на годы вперед (прокат и прочее), на складах лежало на 22 млрд руб. Причина таких складских запасов в том, что советская плановая экономика работала, в основном, на один из главных своих показателей - выпуск «валовой продукции» и ее рост.
 
Каждое предприятие старалось производить свою продукцию на месяцы и годы вперед, затем, все отправляли на склад, не взирая на то, что данная продукция будет востребована через год и более. Государство расплачивалось с предприятиями не за реализованную продукцию, а за сданную на склад. При этом, в стране всегда существовал дефицит с огромным перечнем товаров, необходимых потребителям в текущем году. Однако, «на склад» работала значительная часть мощностей всех министерств.
 
О последствиях реформ Рыжкова
 
Для реформирования экономики были приняты законы, а также выпущены постановления Правительства СССР о:  кооперации, предприятиях, акционерных обществах,  совместных предприятиях, поставках продукции промышленного назначения, ряд других. С их помощью в разной мере вводили отдельные рыночные механизмы в советскую модель экономики как реформы, но они только разрушали плановую экономику и не создавали систему рыночных отношений.
 
К примеру:
 
- руководители производств, получив право создавать при больших предприятиях малые, быстро научились через них превращать безналичные деньги в наличные и уходить от налогов. В результате, исправно работавшая в стране система безналичных взаиморасчетов между предприятиями прекратила действовать в плановом объеме и, как следствие, казна не стала получать значительные налоговые отчисления. Выпуск нужной потребителям продукции резко уменьшился;
 
- наиболее разрушительный удар по плановой экономике был нанесен правительством Н. Рыжкова, выпустившего Постановление за №888 от 1988 года. Этим нормативным актом было внедрено «Положение о поставках продукции производственно-технического назначения». Внедрение его в советскую плановую экономику основательно изменило взаимоотношения между поставщиком и заказчиком. Данное «Положение…» обязывало предприятие - потребителя продукции самостоятельно устанавливать прямые договорные отношения с производителем продукции, минуя Госплан и Госснаб.
 
Оказалось, естественная норма в рыночных отношениях стала разрушителем экономики советской модели. Такому результату сопутствовал дефицит многих видов продукции, выпускаемой во всех отраслях экономики страны. Наши «крепкие хозяйственники» быстро научились использовать его, как инструмент давления на заказчика. Взамен изготовленной продукции стали требовать от заказчика поставлять им высокотехнологичное оборудование или технику зарубежного производства, иногда как дополнительную оплату или, оплачивать поставку продукции наличными, нередко и в валюте.
 
Договорные отношения между предприятиями они превратили в бартерные.
 
К примеру, Комсомольский судостроительный завод в 1989 г. заказывал оборудование одному из заводов в европейской части страны. Им ответили - достаньте нам автопогрузчик фирмы «Toyota». Нашли, но им заявили - долго искали, теперь дайте два.
 
Для многих потребителей продукции подобные новые условия были невыполнимы, т.к. в стране существовала безналичная система взаиморасчетов. Большому числу заказчиков приходилось отказываться от таких требований.
 
Предприятия, не получившие комплектующие изделия, прекращали выпуск готовой продукции необходимой следующим потребителям. Началось тотальное разрушение плановой экономики, в которой объем дефицита только рос. Зависимый от промышленности сельскохозяйственный сектор, в свою очередь, снизил выпуск сельхозпродукции.
 
Таким образом, с помощью Постановления СМ СССР за №888 в плановую систему были встроены бартерные отношения, которые запустили в экономику страны принцип действия - «домино».
 
С целью погашения долгов, накопленных за счет иностранных займов, правительством Рыжкова в стране была внедрена программа строительства - «Компенсационные соглашения». Для ее реализации начали строить около 100 промышленных предприятий, в основном, химического и нефтехимического производства.
 
Построенные и запущенные в работу предприятия должны были отправлять готовую продукцию за рубеж в зачет долговых обязательств Союза. Строительство осуществлялось так же за счет прямых инвестиций. Стоимость строительства некоторых комплексов доходила до $20 млрд. Инвесторы и кредиторы были хорошо осведомлены о низком качестве нашего строительства, неспособности вводить в эксплуатацию сложные объекты в назначенное время и начинать выпуск продукции в договорный срок. Задержки достигали до 2-3-х лет.
 
При этом, они сознательно вкладывали свои средства в строительство объектов зная, что за неустойку предъявят штрафы, доходившие до величины стоимости предприятия, а затем получат право на расторжение договора. Многие иностранные инвесторы при заключении договора знали, что продукция, которая будет выпущена «компенсационным» предприятием, на международном рынке уже не пользуется спросом. Мы этого не знали и строили.
 
Предприятие после сдачи в эксплуатацию оказывалось ненужным, средства были израсходованы безвозвратно, долг оставался с увеличением на сумму штрафных санкций за несвоевременное окончание строительства. В результате внедрения программы «Компенсационные соглашения» наши внешние долги не уменьшились, а увеличились. Эти потери требовали сокращения бюджетов всех республик.
 
Внедрение «Положения о поставках продукции…» и других упомянутых нормативных актов полу-рыночного характера под видом реформ, привели к:
 
- еще большей товарно - денежной разбалансированности плановой экономики, значительному спаду выпускаемой продукции во всех секторах экономики у всех союзных республик, а так же значительному разрушению хозяйственных связей в Союзе;
 
- критическому дефициту бюджетных средств и сокращению, либо вовсе прекращению государственных дотаций огромному числу предприятий с последующей остановкой значительной части из них.
 
К 1990 году была сформирована массовая теневая экономика, в которой, оборот наличных денежных средств все увеличивался. Последовал рост инфляция, рубль быстро обесценивался, одновременно государство печатало дополнительные деньги, не обеспеченные объемом выпускаемой продукции.
 
Для сравнения. На конец 1970 года товарных запасов было на 45 млрд руб, а денежной массы - 73 млрд руб. На конец 1980 г. товарных запасов было на 67 млрд руб, а денежной массы - 228 млрд руб, в 1985 г, соответственно, 98 и 320, а в 1990 г, соответственно, 72 и 568.
 
В 1990 году:
 
- в первом полугодии принимаемые меры Правительством Рыжкова по снижению спада производства, выходу из кризиса и восстановлению финансовой стабильности результатов не дали. Продолжалось ухудшение управляемости экономикой и разрушение хозяйственных связей;
 
- полки в магазинах пустели, а очереди за покупками все удлинялись;
 
- Правительство СССР продолжало брать за рубежом займы для закупки продуктов питания, поддержки промышленности, выдачи заработной платы, погашения кредитов, содержания зарубежных компартий и режимов соцлагеря. Государственный долг рос, как и дефицит бюджета;
 
- многие иностранные поставщики прекратили отгрузку зерна в нашу страну из-за просроченных платежей;
 
- нехватка продуктов питания, постоянные длинные очереди в магазинах вынудили власть ввести в стране талоны и карточки. Но такая мера не уменьшила длину очередей.
 
На заседании Политбюро ЦК КПСС 16 ноября первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Б. Гидаспов описывает ситуацию: «Я утром еду на работу, смотрю на хвосты в сто, тысячу человек. И думаю: вот трахнет кто-нибудь по витрине, и в Ленинграде начнется контрреволюция. И мы не спасем страну»;
 
- дотации предприятиям, работавших с убытками, становились ничтожными. Без полноценных дотаций промышленность и сельское хозяйство не могли не только выдавать прежние объемы продукции, но и существовать. Появились значительные сокращения работающих во всех секторах экономики.
 
К примеру. Из 67 совхозов и колхозов в Хабаровском крае в 1990 г. рентабельными были - 7. Остальные без дотаций существовать не могли. В Пиванском отделении Силихинскоого совхоза, Комсомольского района, себестоимость 1 литра молока составляла 1 р. 79 коп, а в магазине продавали его по 32 коп.
 
Показатели состояния промышленного производства и сельского хозяйства резко ухудшались.
 
Без радикальных реформ страна обойтись уже не могла.
 
Годом раньше в среде известных экономистов появилась новая фамилия - Явлинский Г.А.
 
Возглавляемая им группа предложила для страны иную, отличающуюся от правительственного варианта, экономическую программу.
 
Под давлением большинства республик, требовавших внедрения данной программы, совместным решением М. Горбачева и Б. Ельцина была сформирована рабочая группа для адаптации программы к изменившимся экономическим и политическим условиям. Ее возглавили С. Шаталин, Н. Петраков, Г. Явлинский (в такой последовательности расположены первые три фамилии в списке из 13 известнейших экономистов).
 
В группу так же были включены представители всех союзных республик, кроме Эстонской ССР - отказалась. В августе 1990г. вышел адаптированный к новым условиям документ под названием: «Переход к рынку. Концепция и Программа».
 
В разговорной речи документ называли «Программа 500 дней». 500 дней - это был максимально допустимый исторический срок для восстановления разрушенной советской экономики и внедрения начального этапа рыночных реформ. Программу на второй этап реформ - построение полноценных рыночных отношений планировали разработать только после принятия программы первого этапа.
 
Новый экономический подход устраивал власти республик. Частный пример из документа - авторы предвидели, что переход к рынку ударит, прежде всего, по населению, поэтому предусмотрели введение механизма индексации вкладов и повышение их ставки. В октябре-ноябре 1990 года Верховный Совет (ВС) СССР дважды рассматривал этот документ.
 
Принять его на первом обсуждении предпосылки были. М. Горбачев в своем выступлении открыто поддержал Программу. Но, опытный манипулятор мнением зала А. Лукьянов, председатель ВС СССР, предвидя возможное голосование «за» принятие программных документов, перенес их обсуждение на две недели позже. В Политбюро ЦК КПСС сделали все, что бы они не были приняты, т.к. многие из его членов были противниками перехода на рыночные отношения.
 
На следующем обсуждении в ВС «агрессивно-послушное большинство» не желая расставаться с распределительной советской системой и стремясь не допустить в стране наличие частной собственности, отклонили «Переход к рынку. Концепцию и Программу». Рассмотрение вопроса о ее внедрении перенесли на следующий год, а следующий год для Союза оказался последним.
 
Депутатам-коммунистам не хватило политической воли ввести в стране полноценную рыночную экономику. Отклонив программу Явлинского и не предложив ничего нового они, фактически, благословили дальнейшее разрушение плановой экономики.
 
Все, кому данная программа мешала, говорили о ней и до сих пор говорят как о программе построения рынка и приватизации всего за 500 дней. Так уверяют те, кто ее не читал, а если и читал, то видел в ней только то, что хотел видеть для оправдания своих противодействий данной программе.
 
Но это не была программа построения полноценных рыночных отношений и, тем более, не программа приватизации всего за 500 дней. Цель данной программы - стабилизация экономики и выход из кризиса, а так же создание условий для перехода на полноценные рыночные отношения.
 
Главными противниками этой программы оказались «крепкие хозяйственники» и консервативно настроенные члены компартии. Директоров предприятий она лишала возможности использовать бартер, как инструмент вымогательства и превращать безналичные деньги в наличные, а малые предприятия считать своей собственностью.
 
Более того, программа предусматривала необходимость привлечения к уголовной ответственности директоров за отказ заключить договор на поставку продукции и развал предприятия.
 
Оставаясь частью партийной системы, производственная элита «новой формации», вкусившая прелести бартера и свободного доступа к финансам не могла согласиться с такими ограничениями своей бесконтрольной деятельности, поэтому приложила все усилия, что бы «Программа 500 дней» не была принята.
 
Сегодня можно уверенно говорить - если бы ВС СССР принял «Программу 500 дней», то республики не стали бы выходить из Союза.
 
Несомненно, она была бы объединяющим фактором для всех республик, т.к. в ее согласовании участвовали почти все союзные республики. В них ждали эту программу, потому что желали получить право граждан на частную собственность и открывать свои производства. Подобную программу каждая республика принимала самостоятельно в своем варианте, а это еще больше всех разъединяло.
 
Следует отметить, что одновременно был предложен и рассматривался в ВС СССР вариант программы Рыжкова по переходу на рыночные отношения. Он концептуально отличался от варианта Явлинского, но он не был поддержан большинством республик и так же не был принят.
 
К концу года Прибалтийские республики создавали свою экономику, т.к. фактически уже вышли из Союза. В большинстве республик не видя никаких перспектив в реанимации экономики СССР, открыто заговорили о выходе из его состава и самостоятельном выборе пути по преодолению экономического кризиса.
 
1991 год:
 
- экономика страны вошла в глубокий кризис. Спад производства достиг 11%, дефицит бюджета - 30%. Продукты питания, мыло и спички продолжали распределять по карточкам, но отоварить их не всегда удавалось, особенно, в отдаленных регионах из-за отказов в поставках из республик, производивших эти товары. Многие регионы в РСФСР приняли местные постановления, запрещающие отправку посылок с продуктами питания в другие местности Союза. В Москве ввели «карточки москвича», что бы иногородние жители не могли делать закупки в столичных магазинах;
 
- с января председатель СМ Рыжков Н.И., разваливший экономику СССР, а так же проваливший одну за другой предложенные им же реформы по выходу из экономического кризиса, был отправлен в отставку. Совет Министров преобразовали в Кабинет Министров СССР, его председателем назначили В.С. Павлова;
 
- январь, после скрытой подготовки в течение 3-х дней провели изъятие 50 и 100 рублевых купюр, их заменили новыми образцами. Обмен производили в ограниченном количестве с целью устранения теневого оборота огромной денежной массы, накопившейся «на руках» у новых для советской экономики структур. Введено ограничение на выдачу вкладов гражданам;
 
- на одном из заседаний весенней сессии ВС СССР депутат С. Белозерцев задал Павлову вопрос - почему продали последние 350 тонн золота из запасов страны? Ответ С. Павлова - для приобретения валюты, на которую закупили продукты питания за рубежом, т.к. народ кормить уже нечем. Так из казны нашего государства исчезли последние тонны золота. До прихода Н. Рыжкова к управлению экономикой страны государственный запас золота, по разным данным, составлял: 587 тонн, 719 т, 1700 т, 2300 т, 2500 тонн;
 
- март, обнаруживается, что сумма денег в 52 млрд руб., принадлежащая якобы КПСС, изъята из Госбанка СССР и исчезла бесследно;
 
- 2 апреля проведена реформа цен. Розничные цены были повышены в 2-4 раза;
 
- апрель, к концу месяца 200 шахт были охвачены забастовками. Шахтеры выступали против повышения цен, задержек выдачи зарплаты, отсутствия продуктов питания в достаточном количестве, а так же выдвигали требования об отставке правительства;
 
- на международном рынке цены на нефть с $30-20 за баррель были снижены до $12-6. При таких ценах ее добыча в нашей стране на многих нефтедобывающих комплексах стала убыточной.
 
- июль - август, собран самый низкий урожай зерна за последние годы. Для закупки недостающих зерновых культур и продуктов питания средств не было. Кредиты за рубежом, из-за больших неоплаченных внешних долгов, стали давать нам крайне ограниченно. По разным данным внешний долг составлял - $96,6 млрд. и $103,9 млрд. Позже, республики, выйдя из Союза, этот долг не признали, он остался за Россией.
 
О системном кризисе
 
Большевики, придя к власти, сразу же сформировали «метод выработки коммунистического человечества» по изобретенному правилу: «пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является… методом выработки коммунистического человечества из материала капиталистической эпохи».
 
Партия, претворяя в жизнь приказы Ленина и данный метод, организовала массовые репрессии, расстрелы, отправку в концлагеря, а в последствии и депортацию значительной части многих народов. В сознание граждан этим методом вселяли страх и покорность. Одновременно в людях формировалось затаенное чувство протеста от такой несправедливости и жестокости.
 
После смерти И. Сталина партия обвинила вчерашнего своего кумира в культе личности и всю творимую жестокость в стране списала на него. После развенчания хранителя ленинской диктатуры, как в партии так и в стране, исчезло единомыслие и началось открытое деление на сторонников и противников Сталина. Партийное руководство не осознавало того что, повергнув Сталина как символ своей эпохи, оно сделало шаг к развитию кризиса не только в партии, но и в обществе.
 
С приходом Н. Хрущева на главный пост Союза был начат процесс реабилитации невинно расстрелянных и осужденных. В общественной жизни страны стали допускать некоторую свободу открытого обсуждения накопившихся отдельных проблем. Такую открытость руководство компартии выдавало за свою заслугу, однако, это был еще один шаг к развитию системного кризиса.
 
Вплоть до конца 70-х годов компартия стремилась создать новую историческую формацию общества - «советский народ», используя все методы стирания различий между национальностями, в том числе и «метод выработки коммунистического человечества…». Страх перед потерей национальной самобытности вызывал у многих народов Союза протест, который накапливался и приближал кризис.
 
После 1985 года партия разрешила свободно создавать общественные неформальные объединения. До этого создание таковых без позволения партийного руководства считалось государственным преступлением.
 
Появились правозащитные и экологические организации, народные фронты, общества по восстановлению и сохранению памятников истории и культуры, возрождению языка этнических групп, а так же организации, выражавшие национальные идеи. Во многих городах страны были созданы общественные объединения по содействию перестройке.
 
В некоторых из них активное участие приняли даже партийные и комсомольские функционеры.
 
К примеру. Комитет содействия перестройке (КСП) был создан в Комсомольске-на-Амуре. В него входили граждане разных профессий, а так же работники горкома комсомола и милиции. Было организовано экологическое движение против строительства завода химических удобрений в с. Н.Тамбовка и ДВ АЭС.
 
Свобода слова вошла в прессу. Из нее народ стал узнавать о себе, компартии и стране многое, что являлось государственной тайной до перестройки. Газеты «Комсомольская правда», «Литературная газета», журналы «Огонек» и «Новый мир» стали самыми читаемыми. Партийная пресса - журналы «Коммунист», «Партийная жизнь», газеты «Правда» и «Советская Россия», как носители в массы идей партии, не могли им противостоять.
 
Самой читаемой прессой у депутатов, во время заседаний ВС СССР, была газета «Совершенно секретно», рассказывающая о рассекреченных событиях из нашей жизни. Появился «самиздат» с критическими и острыми публикациями.
 
В конкурирующих изданиях развернулась идеологическая война мнений. Часть членов партии желала возврата сталинской системы управления, а вторая - демократизации. Сторонники демократизации в прессе вступили в полемику с хранителями диктатуры. От некоторых партийных лидеров стали исходить призывы: «пора выходить из окопов», «демократия вышла из берегов, пора ее вернуть на место». Кризис нарастал.
 
Проблема справедливости стала одной из самых обсуждаемых. К этому периоду времени высокое партийное руководство жило уже при коммунизме. Для него всю сельхоз продукцию выращивали на отдельных полях, отдельно хранили, перерабатывали и приготавливали. У них были свои магазины и ряд привилегий. Рядовые же граждане страны к концу перестройки стояли в длинных очередях за продуктами с талонами в руках на право их покупки.
 
Компартия все годы обещала построить справедливое общество для всех. Однако, столь огромное расслоение между партийным руководством, носителем идеологии всеобщего равенства, и гражданами сильно подрывало ее авторитет.
 
Общественно-политическая жизнь в стране приобрела бурный характер. В республиках Прибалтики, Кавказа и Средней Азии прокатились политические волнения. Влияние компартии в Союзных республиках стало резко ослабевать. Партия глубже погружалась в кризис.
 
1986 г., декабрь. В Алма-Ате и других городах республики прошли выступления казахской молодежи местами в форме массовых протестов и народных восстаний против коммунистической власти и диктата Центра, известные как «Желтоксан». Позже Н. Назарбаев, будучи президентом независимого государства, заявлял, что «Желтоксан» положил «начало обретению Казахстаном независимости и суверенитета».
 
23 августа 1987 г. в Таллине, Риге и Вильнюсе манифестациями отметили годовщину подписания советско-германского пакта 1939 года. Затем в Прибалтийских республиках стали заявлять о выходе из СССР.
 
В феврале 1988 г. армяне потребовали вернуть в состав своей республики Нагорный Карабах, присоединенный в 1923г. к Азербайджанской ССР. Следом начались кровавые столкновения армян и азербайджанцев.
 
Вспыхнули межтерриториальные и межэтнические конфликты - Приднестровский, Грузино-южноосетинский, Грузино-абхазский.
 
В Ферганской долине из-за неоднократного перераспределения территорий обострились отношения между узбеками, таджиками и турками-месхетинцами.
 
В некоторых местах проводились этнические чистки. Для подавления конфликтов применялась военная техника. До этого мир в таких уголках страны сохранялся только с помощью диктатуры компартии. Многие из этих проблем не урегулированы и до сих пор.
 
В СМИ национальных республик появились публикации с обвинениями России и Центра. Проходили демонстрации с антирусским уклоном, вспомнили о репрессиях и депортации народов под управлением компартии.
 
Партийное руководство СССР оказалось не готово ответить на такие радикальные обвинения. Применять репрессивные методы было уже не допустимо, а демократическими оно еще не владело.
 
В мае 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР, особенно на втором, Литовская, Латвийская, Эстонская, Грузинская и Молдавская ССР открыто продемонстрировали всей стране, что они не желают оставаться в составе Союза.
 
На этих съездах А.Д. Сахаров предлагал принять Декрет о власти с передачей всей ее полноты Советам и заключить между республиками новый Союзный Договор.
 
Он предупреждал - если не выполнить эти условия, то произойдет распад страны, но под улюлюканье, топот ног и смех в зале большинством депутатов его предложения были отвергнуты (из всех депутатов 87% были коммунистами).
 
Первыми Союзными Республиками, принявшими декларации о суверенитете, были: Эстонская - в ноябре 1988 г., Литовская - в мае 1989 г., Латвийская - в июле 1989 г., Азербайджанская - в сентябре 1989 г.. В июне 1989 г. ВС Молдавской ССР утвердил заключение о незаконном присоединении республики к СССР.
 
Происходившие в стране политические события заставили руководство партии провести в сентябре 1989 года Пленум ЦК КПСС по национальным вопросам. Республикам была предоставлена полная хозяйственная самостоятельность и право создавать структуру своего государственного устройства. Однако, руководители Прибалтийских республик продолжали выдвигать требование об официальном предоставлении им независимости от СССР.
 
В ноябре 1989 года ВС СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», в которой сказано: «Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов и других народов. Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление…».
 
Опять всю вину возложили на Сталина, а партия, как бы, не имела отношения к государственной репрессивной политике.
 
Большое количество семей реабилитированных народов стало возвращаться в свои родные места, но их дома и квартиры были заняты. Возникли конфликты, носившие местам межэтнический характер с тяжкими последствиями. Политический и социальный кризис разрастался.
 
В марте 1990 г. в статью 6 Конституции СССР было введено изменение, отменяющее статус компартии как руководящей и направляющей силы общества и, введено право на многопартийность. Эти поправки не привели к улучшению политической обстановки в стране, т.к. не меняли ее политическое устройство, но это был шаг к демократизации общества и отдалению от диктатуры. Компартия, исторически оставаясь правящей, сдавала свои позиции, углубляя кризис в государстве.
 
В апреле 1990 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации». Он дал право автономным республикам переходить в статус советского социалистического государства, становиться субъектом Союза ССР и иметь право свободного выхода из его состава. Этим законом коммунисты открыли парад суверенитетов теперь уже и для автономных республик.
 
26 мая 1990 г. ВС Грузинской ССР провозгласил суверенитет.
 
Взрывоопасная обстановка в республиках заставила руководство страны ускорить подготовку проекта договора об обновленном Союзе. Согласование проекта шло с большим трудом, рассматривали несколько вариантов. Каждая республика выдвигала свои требования, но почти все сходились на одном - никакого Центра по типу старого над ними не должно быть.
 
К концу ноября 1990г. появилась первая согласованная редакция проекта нового Союзного Договора. Под давлением ряда республик в название государства ввели изменение на «Союз Суверенных Советских Республик» с нормой: «неотчуждаемое право каждого народа на самоопределение и самоуправление, самостоятельное решение всех вопросов своего развития».
 
К концу 1990 года:
 
- выход из Союза Эстонской, Латвийской, Литовской и Грузинской ССР стал реальностью;
 
- декларации о суверенитете приняли остальные союзные республики. РСФСР среди них была седьмой.
 
В тексте деклараций свою принадлежность к СССР указали - Азербайджанская, Таджикская, Туркменская, Узбекская и РСФСР. У остальных республик либо не было такого обозначения, либо говорилось о выходе из его состава, либо о возможном вхождении в обновленный Союз на основе нового Союзного Договора.
 
В декларациях большинства республик со ссылкой на волю народа объявлено о: полном государственном суверенитете, верховенстве своих законов, независимости во внешних отношениях, принадлежности земли, недр, природных ресурсов, воздушного пространства, всех видов имущества к республиканской собственности, праве на свою долю от алмазного, валютного фондов и золотого запаса СССР, образовании своего национального банка и валюты, создании своей финансово-кредитной системы, формировании собственных вооруженных сил, внутренних войск, органов государственной и общественной безопасности;
 
- в республиках, объявивших о государственном суверенитете и верховенстве своих законов, развернулась война (противоречия) республиканских законов с законами Союза. Правоохранительная система республик начала избирательно пользоваться законами или бездействовать, ссылаясь на их противоречия. Появился ощутимый рост преступности;
 
- почти все автономные республики в СССР, опираясь на Союзный Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» приняли декларации о суверенитете в статусе Советской Социалистической Республики.
 
Часть из них в своих декларациях указала о возможном делегировании отдельных своих прав обновленному Союзу ССР на основании договоров, которые они будут заключать по новому Союзному Договору с сохранением за собой права свободного выхода из его состава.
 
Часть обозначили свою связь с союзной республикой, куда они входили автономией.
 
В Татарской и Чечено-Ингушской АССР так же приняли декларации о государственном суверенитете с переименованием их, соответственно, в Республику Татарстан и Чеченскую Республику Нохчи-чо (Ичкерия - в 1991 г.). Упоминания о принадлежности к Советскому Союзу и РСФСР в их декларациях не было.
 
«Историки», создавая свою «историю» распада СССР - «Беловежскую», постоянно говорят - Россия дала старт параду суверенитетов, не забывая приписать инициативу Ельцину. Даты в документах, как и сами они, говорят о сочинительстве этих «историков». К тому же, российская Декларация «О государственном суверенитете…» была принята, в основном, как мера защиты от распада РСФСР.
 
Сегодня уже забыли, что Союзный Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» позволял любой автономной республике, принявшей Декларацию о переходе в статус - «Союзная республика - суверенное советское социалистическое государство», выходить из состава Российской Федерации и переходить в состав СССР.
 
23 ноября 1990 г ВС СССР принял Постановление № 1796-1 «О положении в стране». В констатирующей части записано:
 
«Обстановка в стране продолжает ухудшаться и приближается к критическому состоянию. Положение в политической, социально - экономической сферах и на потребительском рынке осложняется, нарушена товарно - денежная сбалансированность.
Острота межнациональных отношений приобрела опасный характер. Происходит распад структур исполнительной власти. Усиливается негативное воздействие теневой экономики, падают дисциплина и порядок, растет преступность. В стране сложилась чрезвычайная ситуация, которая требует принятия радикальных мер».
 
Провалы компартии в управленческой, экономической, социальной и политической сферах привели к системному кризису в стране.
 
1991 год - от распада  к развалу:
 
- в начале 1991 года произошли кровавые события в Литовской, Грузинской, Азербайджанской и Прибалтийских республиках. Народные демонстрации разгоняли с помощью армейских подразделений. Были жертвы.
 
Для контроля ситуации по указанию партийных органов в 7 республиках были высажены десантники. Такими репрессивными мерами был нанесен сильный удар по добровольному содружеству народов СССР. Многие республики отказались подписывать согласованный вариант Союзного Договора. Потребовались новые согласования;
 
- 9 марта в прессе был опубликован новый вариант проекта Союзного Договора, назвали его - «Договор о Союзе суверенных государств»;
 
- 17 марта 1991 г. был проведен Всесоюзный Референдум с формулировкой: «считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».
 
Основа формулировки Референдума - сохранение Союза «как обновленной федерации» соответствовала требованиям согласованному с республиками проекту: «Договор о Союзе суверенных государств».
 
Верховный Совет СССР по результатам голосования на Референдуме принял 21.03.1991 г. Постановление «Об итогах Референдума…».
 
Оно требовало от государственных органов Союза и республик «…руководствоваться в своей практической деятельности решением народа, принятым путем референдума в поддержку обновленного Союза… энергичнее вести дело к завершению работы над новым Союзным Договором с тем, чтобы подписать его в кратчайшие сроки. Одновременно ускорить разработку проекта новой Конституции Союза ССР».
 
Как видим, ВС СССР высказался за ускорение подписания нового Союзного Договора с целью создания обновленного Союза.
 
Не во всех союзных республиках проводили Референдум. Шесть республик отказались принимать в нем участие. Еще в двух: Казахской ССР партийные власти изменили формулировку вопроса, а в Украинской на голосование их было вынесено две, противоречащие друг другу. Это было явное нарушение требований Референдума.
 
Однако, в России до сих пор говорят - народ Союза проголосовал «ЗА» сохранение СССР. Говорят от себя и от имени народов шести республик, не принявших участие в голосовании и считавших себя уже вне Союза.
 
Какую же роль сыграл проведенный Референдум? Был он объединяющим или еще более разъединяющим фактором? Сегодня уже забыли за какой Союз голосовали - обновленный или за существовавший, который покидали республики?
 
Советский Союз, после признания результатов голосования действительными, фактически, прекращал свое существование в том виде политического и государственного устройства, которое было до Референдума. Прекращал на срок до его обновления. Такова постановка вопроса Референдума.
 
Этот срок состоял из времени необходимого на процедуру подписания Нового Союзного Договора и обязательной его ратификации Верховными Советами союзных республик, давших согласие войти в обновленный Союз. Поэтому после Референдума требовалось не теряя времени заключить Союзный Договор, а так же принять Конституцию обновленного Союза.
 
В ЦК компартии еще при подготовке референдума знали, какие республики не примут участие в голосовании, но были уверены - все равно большинство избирателей от общего числа в Союзе проголосует «ЗА» сохранение потому, что численность голосующих только в РСФСР превосходила суммарный состав избирателей всех остальных республик. Так и получилось.
 
После Референдума многие партийные деятели из ЦК свои усилия направили в другое русло. Принадлежавшая все еще партии основная информационная система, а так же многие государственные деятели, политики и «историки» в своих высказываниях, ссылаясь на Референдум, «теряли» ключевое и неотделимое юридическое понятие - «обновленной федерации».
 
Таким образом, в России была создана иллюзия, доминирующая и сегодня, будто бы народ всего Союза проголосовал «ЗА сохранение СССР», за сохранение его в том виде политического устройства, в каком оно было до Референдума.
 
Такая позиция привела к тому, что Референдум, проведенный с целью сохранения Союза «как обновленной федерации равноправных суверенных республик» сыграл, скорее, разрушающую роль, чем объединяющую, т.к. позже результатами голосования воспользовалась высшая партийная номенклатура, как Союза так и республик, но(!), каждая в своих интересах:
 
- 23 апреля 1991 г. с учетом результатов референдума руководители только 9 республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Азербайджанской, Казахской, Узбекской, Туркменской, Киргизской, Таджикской) и Президент СССР с большим трудом пришли к согласию и подписали «Совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса». Остальные республики для выхода из кризиса избрали каждая свой путь, считая себя независимыми государствами;
 
- апрель - июль. 6 республик фактически уже вышли из Союза ССР. Из оставшихся только часть республик продолжали перечислять в Союзный бюджет, да и то в объеме 30 - 50% тех денежных средств, которые передавали ранее. У многих союзных республик, особенно в УССР, сформировалось мнение, что они кормят Россию и остальные республики;
 
- 5 июля. После длительных споров была согласована «Программа совместных действий Кабинета Министров СССР и правительств Суверенных Республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку». Из 15 республик СССР свои подписи под «Программой…» поставили: Азербайджанская, Белорусская, Казахская, РСФСР, Таджикская, Узбекская, Украинская и Туркменская как Союзные. Республики Кыргызстан и Армения поставили подписи как суверенные государства.
 
Пять республик эту «Программу…» не подписали. В документе было записано: «Настоящая Программа рассматривается как основа для координации совместных действий Суверенных Республик и Союза ССР на 1991-1992 годы, создает условия, позволяющие каждой республике разработать и осуществить собственную программу выхода из кризиса и перехода на рыночные отношения»;
 
- 15 августа в газете «Правда», днями позже и в других, был опубликован для подписания окончательный и согласованный «Договор о Союзе суверенных государств».
 
В нем записано: «Каждая республика - участник Договора - является суверенным государством. Союз Советских Суверенных Республик (СССР) - суверенное федеративное демократическое государство…».
 
От Союзных Республик были сформированы делегации для торжественного его подписания 20 августа. Поставить подписи под Договором в этот день дали согласие руководители Белорусской, Казахской, Таджикской, Узбекской Союзных Республик и РСФСР. Руководители республик - Армянской, Киргизской, Украинской и Туркменской решили подумать до осени, а Азербайджанской, Грузинской, Молдавской, Латвийской, Литовской и Эстонской подписывать Договор отказались. Они уже не считали себя республиками, входящими в СССР.
 
С учетом всех сложностей, все же, имелась надежда на создание обновленного Союза но, неожиданно грянул гром:
 
- 19 августа 1991 г. Все средства массовой информации передали Заявление «советского руководства» о введении в стране чрезвычайного положения и создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП).
 
В свет вышел ряд его указов, в том числе, о присвоении себе государственных полномочий. Среди организаторов путча были Г. Янаев - вице-президент СССР, В. Крючков - председатель КГБ СССР, Д. Язов - министр обороны СССР, Б. Пуго - министр внутренних дел СССР, В. Павлов - премьер-министр, О. Бакланов - первый заместитель председателя Совета Обороны СССР.
 
Позже выяснилось, что к ним причастен председатель ВС СССР А. Лукьянов и еще ряд высокопоставленных лиц. Президент СССР М. Горбачев был изолирован. Войска и бронетехника заняли узловые точки на магистралях ведущих к центру Москвы и Кремлю. Ряд СМИ закрыли, телефонная связь с Москвой для большинства регионов страны была отключена, в столице введен комендантский час.
 
Самопровозглашенное «советское руководство» и ГКЧП совершили государственный переворот с целью вернуть в стране монополию компартии на власть, не допустить подписание республиками нового Союзного Договора и сохранить Союз в прежнем виде и составе.
 
Для оправдания своих действий использовали результаты Референдума 17 марта 1991 года, но только со своим толкованием - народ проголосовал «ЗА сохранение СССР» в том статусе, который был до его проведения;
 
- 20 августа. Запланированное на этот день подписание Договора о Союзе, как обновленной Федерации, из-за путча не состоялось;
 
- с 19 по 22 августа по стране прокатились акции протеста и осуждения ГКЧП. На митинги вышли общественные организации и граждане, поддержавшие перестройку и демократизацию общества. В Российской Федерации значительная часть партийных лидеров была на стороне путчистов. Про акции в поддержку ГКЧП не известно.
 
Кратко о событиях на Дальнем Востоке в период переворота
 
Хабаровский край
 
19 августа. На Хабаровском радио ряд передач отменили. На  перекрестках в центре Хабаровска появились милицейские патрули.
 
20 августа, Хабаровск. Единственная в регионе независимая радиостанция «Восток Россия» Ф. Купермана была закрыта. Неожиданно в эфир вышла неизвестная радиостанция и, несмотря на попытки глушения, она передала тексты заявлений российского правительства.
 
Профком Хабаровского завода «Дальдизель» признал ГКЧП незаконным и заявил, что они будут подчиняться законно избранному Президенту России и правительству республики, оставили за собой право на забастовку. Вечером в крайсовпрофе Хабаровска собрались профсоюзные активисты и горожане.
 
Мнение выступавших было единогласным: действия ГКЧП незаконны, нарушают демократию, права и свободы граждан. На 21 августа назначили митинг. Рабочие «Дальдизеля» успели снять видеофильм, где требовали восстановить в стране конституционный порядок, уверяя, что готовы отстаивать свою позицию всеми способами, вплоть до забастовки. Из  гостиницы «Интурист» выезжали иностранцы.
 
Комсомольск-на-Амуре. Вечером у драмтеатра состоялся митинг. Народа пришло не много, всего около ста человек. Так мало пришло не только из-за дождя, лившего целый день, но и от того, что, люди выжидали исхода событий в Москве. Выступавшие высказали осуждение хунте ГКЧП.
 
21 августа, Хабаровск. В 10 утра площадь имени Ленина была вся заполнена. Организаторами митинга были профсоюзы с председателем М. Затеевым, общественные организации и депутаты демократической направленности. Люди держали плакаты: «Путчистов - к ответу», «Ельцин и Россия - едины», «Судьба России в наших руках».
 
Звучали призывы - «нет» самозваному ГКЧП. Решили - отправить телеграмму в адрес Верховных Советов СССР и РСФСР с требованием немедленного ареста членов ГКЧП и предания их суду. Руководители края и городов, в общем, хранили молчание и выжидали. Некоторые партийные руководители выражали поддержку ГКЧП.
 
Какие события происходили в эти дни в Комсомольске-на-Амуре подробно описано в статье «Как это было», газета «Приамурские ведомости» за 5 октября 1991 г.
 
Камчатская область
 
20 августа. Вышел экстренный номер газеты демократической ориентации «Вести» областного Совета народных депутатов рассказавший о событиях 19 августа.
 
Независимая дальневосточная телекомпания ТВК прорвала информационную блокаду ГКЧП и вела передачи с осуждением антиконституционного переворота, о поддержке правительства и Президента России, о событиях в Москве и стране.
 
Приморский край
 
20 августа, Владивосток. Митинги протеста против развязанного антиконституционного заговора с целью свержения законного руководства страны провели рабочие Первомайского судоремонтного завода и Владивостокского морского торгового порта.
 
21 августа, Владивосток. По радио выступил исполняющий обязанности председателя городского совета Сергей Соловьев призвал жителей Владивостока не подчиняться распоряжениям антиконституционного ГКЧП. Он сказал, что депутаты горсовета отправились в трудовые коллективы и воинские части, чтобы довести до людей смысл обращения Президента РСФСР Бориса Ельцина к гражданам России.
 
Подобные акции проходили и в других регионах и городах Дальнего Востока.
 
- 22 августа. Государственный переворот ГКЧП был подавлен, его организаторы затем были арестованы, деятельность компартии приостановлена. Политбюро распущено и партийная репрессивная машина прекратила свое существование.
 
«Советское руководство» и созданный им ГКЧП совершили подрыв правовой бомбы, заложенной Лениным и Сталиным в Конституцию СССР, которая гарантировала республикам Союза право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образование самостоятельного государства.
 
В Союзных республиках деградированные высшие партийные руководители, получившие после ликвидации путча полную свободу действий, возглавили процессы окончательного вывода своих республик из состава СССР;
 
Первые партийные секретари в большинстве союзных республик стали президентами независимых государств.
 
Не теряя времени: назначили своих министров обороны, заявили о прекращении действия законов СССР и его органов на своих территориях, объявили воинские части с их вооружением, а также всего, что находилось на территориях республик своей собственностью, прекратили передачу денежных средств в союзный бюджет и отправку продовольствия в союзное подчинение.
 

Подобные действия происходили и в некоторых бывших автономных республиках.
 
Совету Министров СССР управлять было некем и нечем, Министр Обороны Союза оказался без армии, а у Президента СССР оставался только ядерный чемоданчик;
 
- 29 августа. Президент РСФСР Б. Ельцин выступил по радио с призывом подписать Союзный Договор для сохранения Союза. Такие обращения были еще. Но ни одна из республик, кроме РСФСР, не соглашалась его подписывать в ранее согласованном виде;
 
- 11 октября. Комитет конституционного надзора СССР признает: «Союз ССР в прежнем его виде фактически прекратил свое существование, а новые формы объединения суверенных республик еще не определились»;
 
- 14 ноября. Ново-Огарево. Представители только семи республик - Белорусской, Казахской, Киргизской, Туркменской, Таджикской, Узбекской и РСФСР после очередной встречи с трудом пришли к согласию о создании со столицей в Минске «Союза Суверенных Государств» (ССГ), как конфедерации независимых государств. Остальные республики вступать в Союз отказались. Татарстан согласился войти в конфедерацию, только самостоятельным государством и наравне со всеми.
 
По содержанию проекта Договора к согласию не пришли. Ни одна республика не желала иметь над собой некий Центр. Проект Договора передали в Верховные Советы республик для рассмотрения и согласования. Подписание Договора о создании ССГ наметили на 9 декабря 1991 года. К 8 декабря в законодательных органах государств его так и не одобрили;
 
- Ноябрь. Верховный Совет СССР уже не мог принять ни одного нормативного акта из-за постоянного отсутствия кворума, т.к. депутаты от большинства республик были отозваны своими законодательными органами, а на заседаниях в Москве присутствовали только их наблюдатели без права принимать участие в голосовании;
 
- 1 декабря. Центральный банк СССР сообщил об отсутствии в казне средств.
 
Украина провела референдум о независимости, подтвердивший ее выход из состава СССР.
 
В бюллетень для голосования записали: «Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года … осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства - УКРАИНЫ».
 
Большинство населения на референдуме проголосовало «ЗА» данную Декларацию и провозглашение. После референдума руководство Украины отказалось подписывать любой Договор о Союзе.
 
- с 20 августа по 1 декабря - период развала. Если с 1988 года и до 19 августа 1991 года протекал системный конституционный распад СССР, то ГКЧП госпереворотом спровоцировал окончательный его развал. В 12-и республиках с 20-го августа по 1 декабря вновь были приняты законодательные акты (в некоторых по второму, третьему и более разу, (см. таблицу «СССР - хронология распада 1917 - 1991г.г» в приложении), или проведены референдумы о независимости (выходе из Союза) с переименованием республик.
 
«СССР - хронология распада 1917 - 1991г.г.»/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
«СССР - хронология распада 1917 - 1991г.г.»/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

 
В трех: Грузии подобного рода акты были приняты раньше этого периода, в РСФСР, а так же Казахской ССР позже. Надо отметить, что Казахская ССР в соответствии с ее Декларацией от 25 октября 1990 года и измененной ей же формулировкой Всесоюзного Референдума от 17 03 91 вышла из СССР и могла войти в состав только обновленного Союза после заключения нового союзного договора.
 
С 1988 года по 1 декабря 1991 г, в общей сложности, в четырнадцати союзных республиках (кроме РСФСР) было принято более 59 нормативных актов (см. ту же табл.), в которых заявлено о суверенитете, независимости и переименовании государства. После 1 декабря 1991 года СССР состоял, в какой то мере, только из одной республики - РСФСР.
 
Все республики, выходя из Союза, воспользовались правами, гарантированными Конституцией СССР: ст.72. «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР» и ст.76. «Союзная республика - суверенное советское социалистическое государство».
 
Аналогичная норма имелась в конституциях всех союзных республик. Союзные республики - «суверенные советские социалистические государства» использовали конституционное правовое поле для выхода из СССР, игнорируя законы, устанавливавшие процедуру выхода. Декларация Ленина-Сталина на «Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» выдала свои последние «плоды».
 
- 8 декабря 1991 года. К этому времени Ново-огаревский процесс с подписанием Союзного Договора о создании «Союза Суверенных Государств» зашел в окончательный тупик. Законодательные органы семи государств, как и их руководители, давших согласие на вступление в ССГ, принимать Проект Договора не намеревались.
 
Для сохранения экономических, политических связей и сотрудничества главы трех государств, учредителей СССР - Беларуси, РСФСР и Украины в Вискулях (Беловежская Пуща) подписали «Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ)». В «Соглашении …» отмечено: «констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование».
 
Данное «Соглашение…» приобретало юридическую силу в статусе закона только после его ратификации Верховными Советами всех трех республик (требование конституций). Принятие таких актов происходило в Верховных Советах:
 
- 10 декабря Украины и Беларуси,
 
- 12 декабря депутаты ВС РСФСР Постановлением №2014-1 ратифицировали (придали юридическую силу) Беловежское Соглашение (за - 93% от присутствовавших, 6% - против, 7% воздержалось) и Постановлением №2015-1 денонсировали (расторгли) «Договор об образовании СССР» от 30 декабря 1922г.
 
Так народные избранники, из которых коммунистами были 82% от всех членов ВС РСФСР, проголосовали за расторжение «Договора об образовании СССР», т.е. вывели РСФСР из состава Союза. СССР не стал существовать юридически.
 
- 16 декабря Президиум ВС РСФСР вынес постановление о прекращении деятельности всех органов государственного управления Советского Союза на территории РСФСР. В течение нескольких дней в Москве вся система управления Советским Союзом была ликвидирована;
 
- 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча руководителей одиннадцати государств (бывших союзных республик): Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.
 
Они подписали Декларацию от имени независимых государств о признании территориальной целостности и нерушимости существующих границ друг друга, о едином контроле над ядерным оружием, о формировании и развитии общего экономического пространства, заявлено о присоединении к СНГ и прекращении существования СССР.
 
- 24 декабря СССР перестал быть членом ООН;
 
- 25 декабря М. Горбачев снял с себя полномочия президента СССР;
 
- 26 декабря прошло последнее заседание Верховного Совета СССР. Не взирая на отсутствие кворума голосование провели. Палата Совет Республик приняла формальную Декларацию о прекращении существования СССР. Палата Совет Союза подобную Декларацию принять отказалась.
 
Возникают естественные вопросы:
 
- группа депутатов Государственной думы, обратившаяся к Генеральному прокурору России с запросом провести прокурорскую проверку событий распада СССР, не знала о всех перечисленных процессах? Разве депутаты не могли посмотреть в Конституцию СССР и республик, что бы увидеть в них наличие права на свободный выходе из Союза?
 
Быть может они считают, что М. Горбачеву надо было послать войска в каждую республику и силой вернуть их в СССР? Подобно тому, как возвращали Чечню в Россию? Чем бы все это закончилось?
 
- а что было бы, если бы депутаты ВС РСФСР не ратифицировали Беловежское «Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств»? Да, оно не имело бы никакой юридической силы, а Советский Союз сохранился бы? Да, сохранился бы - из одной России.
 
Так же можно задать вопрос - а если бы этого «Соглашения…» не было вообще? И, что тогда, СССР сохранился бы? Быть может бывшие союзные республики добровольно и быстренько сами вернулись в Советский Союз? Время показало - не вернулись.
 
С 1997 года существует Договор о Союзе Беларуси и России. Договор, как документ, есть, а Союза, соответствующего условиям договора, в реальности, до сих пор нет.
 
Почему же ни одна из остальных бывших наших братьев-республик не желает заключить с нами даже подобный договор?
 
Из перечисленных исторических событий видно - Советский Союз распался не так просто и быстро, как преподносят через СМИ некоторые депутаты, политики, политиканы и «историки», внушая населению нашей страны столь примитивную версию его распада - «Беловежскую».
 
СССР мог бы существовать и до сих пор но, при одном условии - наличии в стране одной партии Ленинско-Сталинского типа, т.е. большевиков, с ленинскими диктаторскими принципами руководства: «Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действовал делом и словом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого, в этом смысл и сущность «красного террора»… «Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность является в руках пролетарского государства, в руках полновластных советов самым могучим средством учета и контроля»… «назначить своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая, и не допускайте идиотской волокиты»… «Будьте образцово беспощадны». Как в Северной Корее.
 
Большевики-коммунисты, развалив, а затем раскроив Российскую империю на части, создали на ее землях национальные суверенные советские социалистические государства в составе СССР. Коммунисты из его высшего партийного руководства в результате деградации привели страну к системному кризису.
 
Высшие партийные руководители в большинстве союзных республик вывели их из состава Союза ССР. Коммунисты-депутаты из Верховного Совета РСФСР и примкнувшие к ним беспартийные поставили последнюю точку в существовании СССР, проголосовав за расторжение Договора об его образовании и ликвидацию всех союзных органов власти на территории РСФСР.
 
Российскую империю более тысячи лет создавали государственники, а большевики - коммунисты всего за 74 года растащили ее на части.
 
Это исторические и правовые факты и это поле для размышления для тех, кто ищет виновника распада страны, ищет в виде персоналии, а не в системном кризисе Советского государства.
 
Возвращаясь к вопросу о виновнике распада СССР можно сделать вывод: деградация руководства компартии привела к развалу советской модели экономики, системному кризису и конституционному распаду Советского Союза.
 
Владимир Десятов,
депутат Верховного Совета СССР
последнего состава (октябрь-декабрь 1991 г.),
Палата Совет Союза.
Август 2016 г.