|
Схемы были примитивны, но эффективны: выявляя одиноких инвалидов, с психиатрическими заболеваниями либо злоупотребляющих спиртным, сотрудники местного управления соцзащиты формально назначали таким инвалидам опекунов, через суд признавая их недееспособными, после чего самих инвалидов отправляли на лечение в психиатрический стационар, а их бывшее жилье продавалось опекунами. В иных случаях инвалидам приобреталось другое жилье, но заведомо хуже и дешевле, иногда - вообще не в городе Артеме, а в других населенных пунктах.
«Новая газета во Владивостоке» опубликовала подробный материал об этом еще осенью прошлого года (см. № 44 от 12 ноября 2015 года) параллельно с обращениями Татьяны Маториной к главе города Артема Владимиру Новикову, предварительно их проверив - и факты подтвердились.
Подтвердились они и в ходе прокурорской проверки, результатом которой стало возбуждение уголовного дела в отношении гражданки Малышкиной, руководившей в Артеме опекой и попечительством от лица департамента здравоохранения администрации Приморского края.
В результате Наталья Малышкина была отстранена от должности и в дальнейшем осуждена к реальному сроку по статье «мошенничество» (приговор еще не вступил в законную силу, и вскоре ожидается рассмотрение жалобы в апелляционной инстанции краевого суда). Вслед за этим приговором в отношении бывшей чиновницы возбудили и второе уголовное дело - по новым эпизодам аналогичных противоправных деяний.
Помощник прокурора Приморского края Елена Телегина так прокомментировала «Новой газете во Владивостоке» данное расследование:
«Незаконные махинации с жильем инвалида были выявлены прокуратурой г. Артема в ходе проверки по обращению, поступившему от общественной организации в интересах женщины-инвалида. Материалы прокурорской проверки послужили поводом для возбуждения следствием уголовного дела по факту мошенничества.
В ходе расследования уголовного дела обвиняемая Малышкина была отстранена от должности государственного служащего, на ее имущество наложен арест.
Этот случай мошенничества при участии государственной служащей не является единственным. Прокуратурой города и сотрудниками полиции проверена законность отчуждения квартир других инвалидов, которым фигурантка дела назначала опекунов. В ходе проверочных мероприятий вскрыты и другие факты махинаций с жильем граждан указанной категории.
Так, в настоящее время в суд направлено уголовное дело - это второе - по обвинению этого же лица в подобной преступной схеме отчуждения квартиры еще одной женщины-инвалида. Кроме того, в отношении нее возбуждено еще одно уголовное дело по факту незаконного приобретения права на квартиру местного жителя, который признан недееспособным в связи с психическим заболеванием.
Прокуратура установила, что Малышкина, как и в первом случае, умышленно инициировала назначение ему опекуна, через которого в дальнейшем и были совершены манипуляции с отчуждением жилья инвалида»
То есть как минимум три уголовных дела по различным эпизодам махинаций с жильем инвалидов были выявлены прокуратурой и расследованы полицией благодаря активности Татьяны Маториной и Ларисы Кавун, добивавшихся проверки указанных фактов.
Что же происходит теперь? А вот что: уголовные дела возбуждены в отношении самих этих женщин - Татьяны Маториной и Ларисы Кавун!
В отношении Маториной, которая и сама инвалид по зрению, к тому же страдающая онкологическим заболеванием, дел пытались возбудить уже несколько, по всевозможным поводам, включая явно надуманные - вплоть до личных ссор более чем десятилетней давности.
Были и анонимки, и жалобы от инвалидов, которые, как выяснялось, этих жалоб не писали. И, наконец, возбужденное дело в отношении Маториной появилось по заявлению гражданки, которую накануне суд признал недееспособной ввиду ее психических отклонений и алкоголизма.
А «увенчало» процесс прокурорско-полицейских разбирательств в городе Артеме с инвалидами, их жильем и жульем, уголовное преследование и Ларисы Кавун - за полученные в прежние годы муниципальные гранты на развитие малого предпринимательства, которые теперь обвинение пытается признать присвоенными и растраченными.
При этом в самом городе Артеме циркулируют слухи, что все это - неспроста. А потому, что в махинациях с жильем инвалидов, продолжавшихся на протяжении нескольких лет, якобы фигурировала одна и та же риелторская компания М., а также в материалах дела встречаются фамилии нескольких лиц помимо осужденной Натальи Малышкиной.
В частности - некой гражданки З., также трудившейся на государственной службе. И надо же было такому случиться, что именно эта женщина не так давно связала свою судьбу узами брака с прокурором города Артема Тимуром Кушнаревым!
Общественники склонны усматривать в этом конфликт интересов, при котором прокурор может оказаться заподозренным в предвзятости, что неприемлемо для руководителя надзорного ведомства, надзирающего в том числе и за ходом расследования по указанным делам.
Ведь страж закона должен быть выше всяких подозрений, о чем неплохо было бы помнить руководству прокуратуры Приморского края. Ведь опыт прежнего прокурора города Артема, который вел сомнительные коммерческие дела по строительству и земле с местными бизнесменами, депутатами и полицейскими, должен чему-то учить?
Виктор Булавинцев,
«Новая газета во Владивостоке», №342, 09.06.16
* * *
Что отнять у обездоленного?
В приморском городе Артеме назревает скандал с продажей жилья инвалидов
Приватизированное жилье - зачастую самая большая ценность из имеющегося у многих россиян. Однако, как отметили в Артемовском городском отделении Приморского отдела ВОИ (Всероссийского общества инвалидов), речь может идти о функционировании схемы по лишению социально не защищенных и одиноких инвалидов этой ценности.
Татьяна Маторина, председатель правления Приморского ВОИ, изучив подозрительные случаи, ставшие известными активистам общества инвалидов, обратилась с письмом к главе городской администрации Артема Владимиру Новикову - поскольку дело касалось лиц не только частных вроде работников риелторского агентства, но и лиц вполне официальных и должностных - руководителя и сотрудников отдела опеки и попечительства по городу Артему и некоторых учреждений здравоохранения.
Так, в документе отмечались случаи, когда инвалиды, оставшиеся одинокими, а также из числа имеющих право на улучшение жилищных условий согласно Федеральному закону 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов РФ» и вставших на учет до 2005 года, лишались своего жилища.
Схема применялась примерно следующая: инвалида через суд по заявлению отдела опеки и попечительства признают недееспособным. Назначают ему опекуна, в некоторых случаях - из числа работников отдела или из психиатрической больницы, после чего инвалида помещают в стационарное психиатрическое учреждение, а принадлежавшее ему жилье опекун продает. Как правило - при посредничестве одного и того же риелторского агентства М.
В других вариантах этой же схемы инвалидам взамен квартир или домов в Артеме приобретались жилые помещения в Новонежино, Смоляниново, а иногда им даже делали на время регистрацию по месту жительства с адресом: г. Артем, ул. Хасанская, 1, то есть по адресу психбольницы.
Когда же представители Артемовского отделения ВОИ стали возмущаться и бить тревогу, то в кругах заинтересованных лиц пошли разговоры, что активисты ВОИ сами якобы «хотят присвоить жилье» и действуют отнюдь не бескорыстно. Также с ними, как указывала в своем письме мэру Артема Татьяна Маторина, пытались и договориться, предлагая участие в таких сделках и определенный процент с таковых.
Письмо с вопиющими фактами, ряд из которых подтвердился при выборочной проверке в рамках журналистского расследования и проверки информации, было передано активом Приморского ВОИ по городу Артему мэру этого города еще в конце сентября. И, по некоторым данным, господин Новиков хоть и принял документ без какой-либо регистрации входящей корреспонденции, но пообещал передать его в УФСБ по Приморскому краю для детальной проверки. Даже, наверное, передал - судя по тому, что в отделе опеки и попечительства спустя некоторое время была замечена активность в работе с документами, а на Татьяну Маторину, которая страдает онкологическим заболеванием, пошел довольно жесткий, хотя и неофициальный прессинг.
Конечно, можно надеяться, что наши чекисты с «чистыми руками, холодными головами и горячими сердцами», по выражению Феликса Дзержинского, разберутся досконально во всей этой истории, выглядящей, прямо скажем, более чем некрасиво - даже на первый взгляд. И расставят все точки. Но как быть с инвалидами Сергеем Громовым (1989 года рождения, ставшим пациентом психоневрологической больницы «Заречное», которому кто-то помог экстренно приватизировать однокомнатную квартиру после смерти его матери, а затем - «по недееспособности» отправил в медучреждение); Евгением Матвеевым (1984 года рождения, лишившимся после смерти бабушки добротной двухкомнатной квартиры в городе Артеме и получившим взамен «двушку», но уже в Новонежино) или Перцевым (у которого вместо частного дома на ул. Депутатской в Артеме и благоустроенной квартиры на ул. Черноморской заботами отдела опеки и сотрудницы психбольницы «образовалась» квартира в бараке на ул. Полевой), а также со многими другими людьми, в материале не упомянутыми?
Очень хочется верить, что справедливость будет восстановлена, что виновные понесут заслуженное наказание, а у людей, и без того обремененных тяжкими недугами, впредь не будут отнимать единственную их ценность - собственный угол. И ведь более всего пугает то, что подобные деятели, укрывшись под «государственной крышей» отделов опеки и медучреждений, могут годами безнаказанно обирать и без того самых незащищенных - стариков, инвалидов, сирот, присваивая себе даже то малое, что дает им государство.
Виктор Булавинцев,
«Новая газета во Владивостоке», №313, 12.11.15