|
«Это компании, которые уже стоят в плане приватизации. Это публичные компании, которые котируются на рынке. В силу этого они технически и юридически лучше всего готовы и лучше всего известны инвестору. С этих и начнем. «Башнефть», «Алроса», все в этом листе находятся, «Роснефть» тоже находится в этом листе», - сказал он, передает ТАСС.
Безусловно, все эти компании действительно котируются на рынке и хорошо знакомы инвесторам, но вот степень их готовности к приватизации вызывает некоторые сомнения.
Акции «Роснефти» собирались приватизировать давно. Еще в ноябре 2014 года правительство Медведева издало распоряжение № 2358-р, определяющее порядок продажи акций компании. На сайте правительства РФ, в пояснительной записке к документу сказано:
Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества (утверждён распоряжением Правительства от 1 июля 2013 года №1111-р) предусматривается сокращение доли ОАО «Роснефтегаз» в уставном капитале ОАО «Нефтяная компания “Роснефть”» до 50% плюс одна акция.
Указом Президента от 4 августа 2004 года №1009 ОАО «Роснефтегаз» включено в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.
Подписанным распоряжением выражается согласие на отчуждение принадлежащих ОАО «Роснефтегаз» акций ОАО «Нефтяная компания “Роснефть”» в количестве до 2 066 727 473 (19,5% акций) по цене не ниже рыночной, определённой на основании отчёта независимого оценщика, но не ниже цены первичного публичного размещения, реализованного в 2006 году.
Обратите внимание - не ниже цены «народного IPO» компании. Согласно сообщению самой «Роснефти», опубликованной у нее на сайте:
14 июля 2006 года НК «Роснефть» провела первичное размещение акций, которые начали обращаться на Лондонской фондовой бирже, а также на российских торговых площадках РТС и ММВБ. В рамках IPO было размещено 1 411 млн акций на общую сумму 10,7 млрд долл., включая 1 126 млн акций Компании, принадлежащих ОАО «Роснефтегаз», и 285 млн вновь выпущенных акций…
Цена размещения составила 7,55 долл. за одну акцию или глобальную депозитарную расписку при объявленном диапазоне от 5,85 до 7,85 долл., что стало свидетельством высокого спроса на акции НК «Роснефть» со стороны всех категорий инвесторов.
В России акции компании были размещены по цене 203,24 рубля за штуку. Напомним, курс рубля на 14 июля 2006 года составлял 26.9189 рубля за один доллар.
Когда готовилось распоряжение правительства, в конце октября 2014 года, президент «Роснефти» Игорь Сечин заявил:
«Хотите купить акции? Могу вам сказать, сколько будут стоить акции - примерно $8,12 за акцию, не меньше. Потолок не ограничен, потому что это цена референтной сделки для долгосрочных инвесторов», - передает РИА Новости слова Сечина. Таким образом, покупка 19,5% бумаг компании обойдется покупателю примерно в $16,8 млрд.
Распоряжение Медведева и указы Путина действуют до сих и их никто не отменял.
По состоянию на 3 февраля 2016 года цена акций «Роснефти» в Лондоне - $3,44, на ММВБ - 274,25 рубля. А это явно не укладывается в нормы указанных документов и пожелания менеджмента компании. На мой взгляд, чтобы соблюсти условия заложенные в постановление правительства РФ, цена приватизируемого пакета должна рассчитываться из цены не ниже 7,55 долл. или 598,33 рубля по текущему курсу за акцию. При цене ниже этой, для быстрой приватизации по «улюкаевски», нужно отменять решения правительства и президента.
С АЛРОСА и «Башнефтью» ситуация немного другая - компании находятся в совместной собственности с субъектами РФ. Это Республика Саха (Якутия) и Башкортостан соответственно. С обеими республиками заключено акционерное соглашение.
В АЛРОСА акции распределены так: у федерального центра - 43,9 процента акций, у РС(Я) - 25% плюс одна акция. Еще 8 процентов находится в муниципальной собственности улусов алмазной провинции. Согласно акционерному соглашению, стороны обязуются сохранить контрольный пакет в компании на условиях 25% плюс одна акция у Росимущества и 25% плюс одна акция у Якутии. Свою долю сверх этих процентов федеральный центр может продать самостоятельно по любой цене.
В «Башнефти» у Росимущества в собственности 50,08 процента акций, у Республики Башкортостан - 25 % плюс одна акция. Этот пакет республика получила всего полгода назад - в июле 2015 года. Согласно акционерному соглашению, любая сделка по продаже акций из принадлежащих им пакетов потребует обоюдного согласия, и ни один из владельцев не может в одностороннем порядке принять решение о продаже.
Обратите внимание - любая сделка при любом размере продаваемого пакета акций «Башенфти» требует согласования с органами власти Республики Башкортостан. При этом обе стороны также обязаны сделать все возможное, чтобы потенциальный покупатель присоединился к этому акционерному соглашению или же было заключено новое на согласованных условиях.
АЛРОСА и «Башнефть» являются стратегическими предприятиями для регионов: «Башнефть» включена в особый республиканский перечень, по АЛРОСА принят специальный республиканский закон, устанавливающий порядок распоряжениями акциями.
Не думаю, что башкиры будут сильно возражать против продажи Росимуществом своей доли акции в «Башнефти», но будут настаивать на сохранении в собственности государства контрольного пакета в совокупности.
Благо, что есть прямое указание Владимира Путина, озвученное им на недавнем совещании по вопросам приватизации с экономическим блоком правительства и руководителями ряда госкомпаний в Кремле:
«В результате приватизации государство не должно потерять контроль над стратегически важными предприятиями. Подчеркну, контрольный пакет акций системообразующих компаний с госучастием нужно, во всяком случае сегодня, сохранять в руках государства».
Свою же долю они продавать не собираются - как сказал глава Башкирии Рустэм Хамитов, «даже мыслей о продаже акций нет».
Аналогичная позиция и в Якутии - глава региона Егор Борисов неоднократно заявлял, что свою долю республика продавать не будет.
Любое давление из Москвы в вопросе продажи акций вызовет крайне резкое неприятие в регионах и приведет к росту социальной напряженности. Особенно сильное непонимание, по моему мнению, это вызовет в Башкортостане - акции передали республике под флагом «возврат награбленного народу» и приватизация их сейчас будет выглядеть как форменное издевательство.
Поэтому, учитывая эти обстоятельства, сравнительно быстро и относительно безболезненно г-н Улюкаев может продать только около 19 процентов акций АЛРОСА, что по текущему курсу принесет в бюджет РФ около 91,3 млрд рублей.
По всем остальным претендентам на быструю приватизацию ему предварительно придется решить ряд вопросов, а именно - договорится и согласовать продажу акций с народом Башкортостана, отменить указы Путина и распоряжение Медведева.
А эти действия, я думаю, будут восприняты обществом довольно неоднозначно, точнее крайне однозначно - разграбление народной собственности. Позиция народа и правительства Башкирии уже известна. И вряд ли она поменяется.
То же самое, если не хуже, будет и с «Роснефтью». На мой взгляд, отменив распоряжение Медведева о приватизации «Роснефти», тем самым г-н Улюкаев фактически скажет российскому народу: мы вас в 2006 году немного развели и на «народном IPO» впарили вам акции задорого. Зато теперь умным людям отдадим по дешевке.
Я думаю, народ это оценит. Особенно те сотни тысяч россиян, что покупали акции компании на «народном IPO».
Особенно учитывая то, что еще в середине 2014 года, министр финансов Антон Силуанов заявил, что от продажи 19,5% «Роснефти» ведомство рассчитывает получить 423,5 млрд руб. ($12,6 млрд по тогдашнему курсу). По текущему курсу этот пакет стоит 562,7 млрд руб. или $7,1 млрд.
А теперь посмотрите на порядок цифр - 16,8 млрд, 12,6 млрд и 7,1 млрд долларов. Тут поневоле приходишь к выводу, что кто-то очень хочет приватизировать компанию за бесценок…
А как особо подчеркнул Президент РФ Владимир Путин на недавнем совещании:
«Реализация госимущества должна быть экономически оправдана, целесообразна, нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка. Не должно быть продаж акций за бесценок, по бросовой цене. Для бюджета это не принесет особой пользы, к тому же такая практика чревата захватом конкурирующими компаниями».
Владимир Нифонтов.
yktimes.ru, 04.02.16