В Приморье накануне была обнародована предварительная официальная версия причин аварии на атомной подводной лодке (АПЛ) «Нерпа», происшедшей вечером 8 ноября. Выводы работающей в регионе специальной комиссии Минобороны пока не отличаются от тех, что были сделаны сразу же после ЧП: к гибели и отравлению людей привело несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. Приморские и хабаровские краевые власти выделили по 100 тыс. руб. всем семьям погибших. В обоих регионах был объявлен траур.
Предварительную официальную версию аварии на АПЛ «Нерпа» обнародовала специальная комиссия, работающая в Большом Камне, она подтверждает ранее прозвучавшие данные о том, что инцидент произошел из-за несанкционированного срабатывания системы пожаротушения. Напомним, члены комиссии, в том числе главком ВМФ России Владимир Высоцкий и первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Колмаков, были направлены в Приморье по распоряжению главы Минобороны. Кроме того, ранее по указанию главного военного прокурора Сергея Фридинского на Тихоокеанский флот (ТОФ) из Москвы вылетела группа офицеров Главной военной прокуратуры, которую возглавил первый заместитель господина Фридинского Александр Мокрицын. Уголовное дело по факту «нарушения правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия» (ст.352 УК РФ) возбуждено и расследуется военно-следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по ТОФ.
В Приморском крае по распоряжению губернатора Сергея Дарькина объявлен день траура по погибшим в результате аварии на АПЛ «Нерпа». Такое решение принял и руководитель Хабаровского края Виктор Ишаев. Оба губернатора распорядились выделить всем семьям погибших членов экипажа АПЛ вне зависимости от их места жительства по 100 тыс. руб. от каждого региона.
Напомним, в ночь на минувшее воскресенье на подлодке, проводившей ходовые испытания на полигоне в Японском море, в двух носовых отсеках произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. В результате выброса ядовитого газа фреона, связывающего молекулы кислорода, погибли 20 членов экипажа из 208, причем большую часть погибших (17 человек) составили гражданские специалисты — члены так называемой сдаточной команды и предприятий-производителей. Еще 21 человек получил отравления и травмы различной степени тяжести. Все пострадавшие доставлены во флотский госпиталь в Фокине (Приморье).
Как сообщил „Ъ“ советник мэра Комсомольска-на-Амуре Иван Лаврентьев, в результате инцидента погибли 12 жителей этого города. Тела погибших доставил вчера в Комсомольск-на-Амуре самолет МЧС. Их похороны состоятся сегодня, церемония прощания с погибшими пройдет в Доме культуры Амурского судостроительного завода (АСЗ). По словам господина Лаврентьева, все расходы по организации траурных мероприятий возьмет на себя мэрия города. Начальник пресс-службы АСЗ Марина Радаева добавила, что рассматривается решение и о возмещении проезда в Приморье членам семей сотрудников АСЗ, пострадавших в результате аварии на АПЛ.
Источник „Ъ“ в правительстве Хабаровского края сообщил, что списков госпитализированных жителей края еще нет, поскольку все занимаются погибшими, а состояние здоровья помещенных в лечебные учреждения граждан «не вызывает особого опасения». Госпожа Радаева подтвердила, что состояние всех комсомольчан, находящихся в госпитале в Фокино, нормальное. Вчера мэр Комсомольска-на-Амуре Владимир Михалев, обратившись к горожанам, отметил, что после осмотра медиками пострадавших выяснилось, что угрозы их жизни нет и прогноз состояния здоровья является благоприятным.
В свою очередь глава ЗАТО «Фокино» Геннадий Бучирин подтвердил „Ъ“, что пострадавшие находятся в госпитале в Фокине за исключением одного человека, который переведен в госпиталь ТОФ во Владивостоке. По словам господина Бучирина, он видел в госпитале всех пострадавших, «они чувствуют себя нормально, проходят процесс реабилитации» и, вероятнее всего, будут выписаны до конца текущей недели.
Тем временем премьер-министр Японии Таро Асо вчера заявил, что Россия должна предоставить информацию об аварии на АПЛ. «Я полагаю, что речь может идти о военной тайне, однако необходимо, чтобы нас проинформировали о реальном положении дел»,— сказал он. Как сообщили сотрудники японского МИДа и министерства обороны, гражданские и военные власти Японии не принимают сейчас каких-либо особых мер безопасности в связи с аварией на российской подводной лодке. «По дипломатическим каналам мы запросили информацию об обстоятельствах случившегося,— заявили в военном ведомстве Японии.— Российская сторона уведомила, что авария не затронула ядерные системы подлодки и угроза радиоактивного заражения зоны Японии отсутствует. Поэтому нами сейчас не принимаются какие-либо специальные меры, связанные с этим инцидентом».
Алексей Чернышев, Владивосток;
Дмитрий Щербаков.
---------------
«Такую систему нельзя было запитывать на электронику»
По предварительному выводу комиссии Минобороны к гибели и отравлению людей привело несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. Однако причины срабатывания ЛОХ пока не названы. Между тем, по мнению членов экипажа и сдаточной команды АПЛ «Нерпа», запуск системы пожаротушения произошел из-за сбоя в компьютерном комплексе управления кораблем.
---------
Виктор Рифк, слесарь-монтажник, специалист по холодильным установкам и системе кондиционирования воздуха:
— Авария произошла в 18.05 8 ноября, пошел сигнал тревоги — сработал «ревун», и в тот же момент из распылителей пошел фреон.
— Что вы делали, когда это произошло?
— Мы отдыхали во втором, жилом, отсеке, кто после вахты, кто перед вахтой. Газ пошел только во второй отсек. Но сразу с двух — первого и нашего. В каждом отсеке есть емкости с фреоном. ЛОХ можно подать со своего отсека и со смежного. У нас получилось так, что сработала система второго отсека, а потом запустился ЛОХ первого отсека во второй. Всего в отсек пошло 120 кг фреона. В отсеке было порядка 300 с лишним ПДК (предельно допустимая концентрация).
— Когда сработал ЛОХ, последовала ли какая-либо команда что делать?
— Была, от старпома по радиотрансляции: «Включиться в ПДА» (портативный дыхательный аппарат.— „Ъ“). Но эта команда была подана в тот момент, когда уже гудела сирена и лился фреон. Люди начали надевать ПДА. Я успел надеть, прошла минута, и потерял сознание, очнулся уже на «Трибуце» (на большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» были эвакуированы пострадавшие на АПЛ.— „Ъ“).
— Почему люди теряли сознание?
— Точно не знаю, может, маска не плотно прилегала. Может, в тот момент, когда надевали маску, в нее фреон попадал. ПДК фреона считается 1 г на кубометр воздуха. А тут если капелька попадет на маску, то уже не 1 ПДК получится, а намного выше. При повышенной концентрации фреон имеет наркотическое воздействие — человек вырубается.
— Пока вы были в сознании, что вы видели, что люди делали в это время?
— Метались, падали. Каких-то осознанных движений не было.
— Как вы считаете, почему сработала система пожаротушения?
— Точно сказать не могу, но догадываемся, что это сбой в компьютерной системе. Ранее на подлодках система ЛОХ запускалась только вручную, на «Нерпе» — на автомате.
— Лодка была в подводном положении?
— Да, на перископной глубине — 10 метров. Шел уже девятый день испытаний. Отработали уже программу в надводном положении и начали отрабатывать программу на перископной глубине.
— Какие-то сбои в системе управления до несанкционированного запуска ЛОХ были?
— Сбоев не было. Знаю, что к главному корабельному компьютеру — «Молибден», он управляет лодкой,— еще летом были вопросы, но потом вроде все наладилось.
— Какой вам поставили диагноз?
— Обморожение ног от фреона.
----
Денис Кошеваров, мичман, техник группы управления:
— Почему так много жертв и пострадавших? У кого-то не было ПДА?
— Нам очень повезло, что это произошло в шесть часов вечера, а не в три ночи. Тогда гробы бы устали колотить. В три ночи народ бы спал, а когда спишь, ты же не сразу соображаешь, что происходит. А тут тебе сразу резко «ревун», и сразу же фреон пошел. Погибли те, кто успел надышаться этим фреоном. В каютах распылители находятся прямо над койками, над лицом: глоток воздуха — и тебе уже хватит. Кто лежал в каютах — практически все погибли.
— Почему среди погибших и пострадавших подавляющее большинство — гражданские специалисты? У них не было ПДА?
— Большинство военных были на вахте, в других отсеках. ПДА были у всех. Но некоторые не срабатывали.
— Вы сознание не теряли?
— Терял. Я помню то, что происходило до того момента, как в отсек была подана вторая доза ЛОХ. Там еще и третья доза должна была быть — с третьего отсека, но мембрана не порвалась. Тогда бы нас как тараканов всех перетравило.
— Почему все это произошло?
— Сбой в компьютере. У нас любят изобретать велосипеды, хотя все хорошее уже придумано. Такую систему (ЛОХ.— „Ъ“) нельзя было запитывать на электронику. Раньше на всех лодках система ЛОХ была ручная, по приказанию. Дается команда — включиться в ПДА, и только потом запускается ЛОХ. А тут уже фреон льется и одновременно аварийная тревога. У нас был «Молибден И», индийский вариант.
— Что такое система «Молибден»?
— Пульт общекорабельных систем. Мозг корабля. Управляет всеми системами, гидравликой, насосами, всем.
— Отсеки были задраены?
— Конечно.
— Вас эвакуировали на «Трибуц»?
— Когда я очнулся, старпом спросил: «Тебя эвакуировать?» Я говорю: «Пацанам же помогать надо». Если военные не будут этого делать... Гражданские растерялись. Экипаж (военные.— „Ъ“) действовал грамотно, столько народу спасли. Во втором отсеке было человек 70.
— Когда ЛОХ несанкционированно включился, лодка всплыла?
— Конечно. Борьба за живучесть ведется в надводном положении.
— Как люди пострадали?
— Обморожения или, по другому говоря, ожоги кожи, эффект одинаковый. Когда фреон соприкасается с кожей, ее начинает разъедать.
Интервью записал
Алексей Чернышев, Фокино,
«Коммерсант», № 205.
----------
см. также: Подводную лодку испытали на людях;
Свет в конце отсека