Активисты Зооспас борются за жизнь каждого бездомыша («дворянина» по клике Герой дважды предавали хозяева, но каждый раз, голодный и израненный пес самостоятельно приходил за помощью к калитке «собачьего приюта» в Комсомольске).
Активисты Зооспас борются за жизнь каждого бездомыша («дворянина» по клике Герой дважды предавали хозяева, но каждый раз, голодный и израненный пес самостоятельно приходил за помощью к калитке «собачьего приюта» в Комсомольске).
Минюст РФ, вслед за пикетами зоозащитников и протестом прокуроров Хабаровского края, также посчитал необходимым привести в соответствие с главенствующим законодательством и принципами гуманности региональный закон, разрешивший нынешней осенью умерщвление бездомных животных через 12 дней после их отлова.
 
Спасем всем миром?
 
В Приамурье к концу осени прошли очередные акции протеста хабаровчан и комсомольчан против «невыносимой жестокости». Среди протестующих в середине ноября была особенно заметна колонна из 40 легковых машин, к которой от Комсомольской площади Хабаровска присоединились мобильные зоозащитники города юности и других населенных пунктов.
 
Кроме того, представители общественной организации «Зоозащита-ДВ» при поддержке московских коллег и юриста Ирины Пак уже подготовили в суд иски, где ответчиком обозначен региональный парламент. Аналогичные по сути заявления в органы правосудия готовят и активисты ОО ЗЖ «Зооспас» из Комсомольска-на-Амуре.
 
Между тем, эксперты главного юридического ведомства России, проанализировав резонансное решение депутатов, направили в адрес краевой законодательной думы официальное письмо, созвучное с публичными инициативами дальневосточной общественности, принципиально несогласной с антигуманным решением. Приводим основные тезисы этого послания:
 
«Из анализа правовых норм, предусмотренных статьями 230-232 Гражданского кодекса РФ, регламентирующих порядок приобретения права собственности на безнадзорных животных, следует, что отловленные безнадзорные животные должны содержаться в течение 6 месяцев, после чего, в случае необнаружения собственника, возможно приобретение лицом прав собственности на них или передача в муниципальную собственность.
 
Следовательно, распоряжение отловленными животными до истечения указанного выше срока путем передачи их третьим лицам либо иным образом является недопустимым.
 
На основании изложенного, в целях соблюдения принципа гуманности, как основного принципа обращения с животными, установленного статьей 137 ГК РФ, права граждан на свободное распоряжение, пользование имуществом, гарантированное Конституцией РФ, а также обеспечения возможности возврата животного его законному владельцу, считаю необходимым пункт 4 части 3 статьи 1 Закона Хабаровского края от 23.11.2011 №146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» привести в соответствие с Конституцией РФ, требованиями федерального законодательства».
 
Данное предостережение Министерства юстиции вполне согласуется и с рядом публикаций в нашем издании, несмотря на полярность представленных мнений. Например, в недавнем аналитическом репортаже «Хабаровский край: Нет собаки - нет проблемы?» (опубликована в газете «Приамурские ведомости», №80-81 от 21 октября 2015 г.), собкор краевого СМИ из Комсомольска особо отмечал, что сегодня на этом правозащитном фронте федеральные госорганы действуют вполне консолидировано с протестующим электоратом сразу двух крупных городов ДФО.
 
Термин «эвтаназия»: трактовка нон грата
 
Сегодня в этой связи можно документально подытожить и другой процесс. Более 2,5(!) тысяч учащихся города юности поставило к началу ноября свои подписи под письмом к Владимиру Путину, приложив к посланию посылку с детскими рисунками, которые демонстрируют и боль, и недоумение детей по поводу позиции некоторых представителей краевой власти. Не исключено, что новый импульс надзорным органам и экспертам Минюста РФ может дать аппарат главы государства, обратив внимание на следующие строки от школьников и студентов Комсомольска:
 
«...Мы подбираем бездомных животных, помогаем им выжить, всем миром собираем корма и подстилки бывшим бездомышам, живущим в приюте Зооспас, создаем сетевые ресурсы для оказания помощи животным и людям, потерявшим своих друзей. Мы объединены идеей помощи слабым и беззащитным. И что же получается... Узаконено их убийство»?
 
Однако меры, предпринятые до сего дня Министерством юстиции России и прокурором Хабаровского края, по сведениям из компетентных источников, пока не воплотились в реальный судебный иск от лица государственных чинов. Поэтому до сих пор под сомнением оглашение в обозримом будущем вердикта, способного окончательно обуздать думских поборников радикальных расправ с отловленными собаками и успокоить тысячи встревоженных дальневосточников.
 
Тем временем зоозащитники краевой столицы занялись подготовкой к процессу самостоятельно. Но если в Хабаровске они это делают при содействии местных профессиональных юристов и прямой поддержке московского общества защитников животных, то в Комсомольске аналогичные заявления в суд готовятся от имени граждан без высшего юридического образования, при номинальном консультативном участии независимых правозащитников и сочувствующих членов адвокатских коллегий.
 
И здесь зоозащитникам Комсомольска, скорее всего, придется столкнуться с процессуальным препятствием. Учитывая недавние изменения в российском законодательстве, оспаривать в судебном порядке принятые нормативные акты (с середины сентября 2015 года) может только гражданин РФ с дипломом юриста. Однако активисты Зооспас заверяют, что готовы в этой ситуации добиваться восстановления своих ограниченных прав всеми законными способами, во всех инстанциях государственной власти.
 
Намедни в краевой суд от комсомольчанки Елены Асташовой (председатель ОО ЗЖ «Зооспас») направлен иск, в котором административным ответчиком выступает Законодательная дума Хабаровского края. Заявитель указывает, что отсутствие на безнадзорном животном идентификационных меток, иных предметов с информацией, позволяющей однозначно установить собственника (владельца), не может являться поводом для умерщвления отловленного существа.
 
- Отчуждение животных вследствие заболеваний, предусмотрено федеральным законодательством в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами (СП 3.1.7. 2627 -10) «Профилактика бешенства среди людей», - комментирует фабулу искового заявления Е.Н. Асташова. - В силу статьи 137 ГК РФ и статьи 35 Конституции РФ, животное может быть отчуждено (изъято) только по решению суда. Кроме того, термин «эвтаназия» трактуется однозначно: ускорение смерти по просьбе пациента. Таким образом, применение термина «эвтаназия» в отношении отловленных животных, которые не являются пациентами и не могут оформить добровольно просьбу об ускорении смерти, неправомерно и абсурдно.
 
У истоков «возврата»
 
Муниципальный контракт (фрагмент) на 5 млн рублей
Муниципальный контракт (фрагмент) на 5 млн рублей
- Несмотря на позицию краевой прокуратуры, Минюста, массовое негодование населения, пока нет гарантий того, что абсурдные поправки, внесенные 22 сентября в краевой закон №146, будут быстро и окончательно искоренены, - признает председатель общественной организации «Зоозащита-ДВ» Наталья Коваленко. - Конечно, не укладывается в головах нормальных людей норма, при которой на поток можно запускать убийство живых существ. Предстоит нам всем предпринять немало усилий, чтобы решение, несовместимое с моральными устоями россиян и всего человечества, было официально отменено.
 
Наталья Коваленко надеется, что намеченные на конец ноября переговоры с представителями краевой власти, а также подключение к проблеме представителей Русской Православной Церкви и лидеров ОНФ, позволят начать конструктивное обсуждение гуманной, законной и цивилизованной краевой программы под рабочим названием «Возврат». Юрист из Хабаровска Ирина Пак, готовящая процесс оспаривания пресловутой поправки в краевой закон №146, надеется, что и краевая прокуратура вскоре закрепит свою позицию соответствующим иском в суд.
 
- Здесь нельзя медлить, ведь каждый день в Хабаровске и его окрестностях варварски набиваются в клетку и умерщвляются друзья человека, - убеждена журналисту пенсионерка Нина Ивановна, участвующая в зоозащитной акции протеста вместе с двумя внучками. - Беспредел наяву.
 
Нина Ивановна продолжает высказывать свое мнение: Уже во всех уголках краевой столице знают фамилию, внешность и мрачный пикап индивидуального предпринимателя, с которым в 2015 году заключен муниципальный контракт (сделка ценой более 5 миллионов бюджетных рублей), позволяющий коммерсанту, по моему убеждению, расправляться, по сути, с неограниченным числом живых существ. Куда смотрят правоохранительные органы? Ведь коммерсант стал предлагать даже свои услуги по проведению «эвтаназии» - вопреки закону, не имея диплома ветеринара?..
 
- Недавно наши дети смотрели краевое ТВ и услышали от представителей власти односторонние, шокирующие обоснования «конвейера смерти», - подключается к разговору с журналистом молодая семья Номоконовых. - Поверьте, 7-летний мальчик и 4-летняя девочка не могли после просмотра этой передачи спокойно спать несколько ночей. Они все выглядывали во двор и с ужасом спрашивали: «Папа, мама, а если живодеры поймают Мухтарку и Люсю, повезут их на эвтаназию»?
 
И продолжают: Мы убеждены, что над вопросом о беспрецедентном подавлении психики малышей должны задуматься и государственные уполномоченные по защите прав детей. Если где-то собака вдруг кусает ребенка, это ведь не значит, что надо устраивать тотальное истребление всех городских четвероногих. Тем более, что по статистике значительные травмы людям наносят, как правило, не безнадзорные животные, а домашние собаки при безответственных владельцах...
 
Тем не менее, инициаторы резонансной поправки, давая интервью и выступая при отсутствии оппонентов в телестудиях, сполна уверены в своей правоте: «Иначе достигнуть комфортного сосуществования человека и бродячих животных не удастся. Мы берем за основу мировой опыт решения этой проблемы».
 
К счастью, передовая мировая практика борьбы с четвероногими бродягами, с которой пока, видимо, плохо знакомы парламентарии Хабаровского края, не предусматривает жестоких экзекуций над старейшими партнерами человечества.
 
В большинстве мегаполисов планеты, где еще в конце прошлого века успешно справились с ростом собачьих стай, власти делают ставку на поголовную стерилизацию гуманно отловленных животных, в условиях ветеринарной клиники и при строгой отчетности должностных лиц. Но для этого, как напоминают компетентные зоозащитники из Москвы, нужен ответственный подход властей, антикоррупционный контроль над расходованием целевых средств и, в первую очередь, реанимация профессиональной ветеринарии на Востоке России.
 
Между тем, критические отзывы на коррективу краевого закона №146, позволившую «без суда и следствия казнить безнадзорных животных», продолжают поступать в адрес первых лиц региона. Призывы одуматься звучат теперь не только от творческой элиты Москвы, военных корреспондентов с Донбасса, светил психиатрии из института имени Сербского.
 
Обсуждение темы «Первый живодерский» становится одним из самых социально напряженных в Сети, и не только в пределах России. Чтобы сбросить крайне обидный для всего населения Хабаровского края ярлык, авторитетный блоггер из Индии, например, советует вспомнить эпохальное изречение Махатма Ганди: «О величии нации, ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными».
 
Юрий Ковалев,
«Приамурские ведомости»,
фото автора.
ст. «Собачье дело - в руках людей».
 
ООО «Амурпресс», 19.11.15
http://www.priamurka.ru/society/6681/