Иван Павлович Ювачев (Миролюбов), отец писателя Даниила Хармса.
Иван Павлович Ювачев (Миролюбов), отец писателя Даниила Хармса.
Великолепную книжную серию «Сахалинская и Курильская библиотека» пополнил двухтомник «Сахалинские дневники Ивана Павловича Ювачева (1860-1940)».
 
Над изданием работали ведущие специалисты областного краеведческого музея и государственного исторического архива. Текст, комментарии и вступительную статью написал санкт-петербургский исследователь и журналист Н. Кавин - составитель книг Даниила Хармса, сына Ивана Павловича Ювачева.
 
Копии его сахалинских дневников Н. Кавин получил в Государственном архиве Тверской области. Он же написал биографию народовольца И. Ювачева под названием «Летописец сахалинской каторги».
 
На далекий остров 27-летний Иван Ювачев был сослан в 1887 году по политическим мотивам. Здесь он сразу же стал вести дневники, однако первые тетради были утеряны. Записи, приведенные в двухтомнике, датированы 1890 - 1895 годами и фрагментарно 1913-м, когда автор вновь посетил Сахалин.
 
Его дневниковые заметки - это прежде всего рассказ о самом себе: о своих чувствах, переживаниях, занятиях и окружающем мире. Читая  их, удивляешься незаурядности этой личности.
 
В 1890-м Ювачев уже не исполнял каторжные работы. Его жизнь в эти годы была посвящена церкви, метеорологической службе, литературному труду. Политические на Сахалине считались привилегированными осужденными.
 
Для домашних дел у Ювачева были слуги. Он много занимался самообразованием, изучал еврейский, греческий, латинский языки. На этих языках читал Библию, писал примечания. С местными чиновниками занимался французским и английским языками, много читал.
 
Вот краткий перечень книг, которые упоминаются в дневниковых записях: «История» Н. Костомарова, романы Ф. Достоевского, повести Н. Лескова, Н. Карамзина, «История Рима», «Всеобщая история», роман «Мальтийская цепь», стихи С. Надсона, «Ботаника» В. Григорьева, сочинения Ф. Фаррара, А. Дидона, роман «На горах» А. Мельникова-Печерского и др. Все эти издания были на Сахалине - Иван Павлович отсылал заказы братьям в Санкт-Петербург.
 
Бывший народоволец читал газеты и журналы: «Правительственный вестник», «Русский паломник», «Русская мысль», «Осколки», «Афонский листок», «Книжки недели», «Троицкие листки», «Амурские ведомости», «Нива», «Владивосток», «Всемирная иллюстрация» и другие.
 
И. Ювачев служил в церкви с. Рыковское (ныне с. Кировское). Она располагалась в красивом здании и была важным учреждением, организующим духовную жизнь села, где проживало более двух тысяч человек. Иван Павлович причащал, крестил младенцев, отпевал покойников.
 
В своих записках Ювачев не идеализирует церковных служителей. Сообщает, что, к примеру, батюшка Александр - человек неуравновешенный, был и внимательным, и грубым, часто ссорился, хохотал в одиночестве, мог так толкнуть человека, что тот разбивал себе голову. Другие служители приходили на службу пьяными. Есть сведения об отце Ираклии, известном А. Чехову.
 
С детства Ювачев пел в церковных хорах, а на Сахалине исполнял альтовые партии, переписывал ноты для певчих, одно время замещал регента. На вечерах с политическими пел романсы, арии из опер, дуэты, играл на гармониуме. А еще он был добросовестным наблюдателем погоды, писал метеорологические отчеты, за что получал благодарности от высшего начальства, вел астрономические наблюдения.
 
Глубоким чувством любви проникнуты его отношения с фельдшерицей Марией Антоновной Кржижевской. Ей Ювачев посвятил статью в книге «Восемь лет на Сахалине», изданной под псевдонимом И. Миролюбов. Она научила его работе на метеостанции. Ювачев предлагал узаконить отношения, но Мария Антоновна отказывалась.
 
Иван Павлович глубоко переживал ее кончину, трепетно обустраивал могилу, высаживал цветы, установил крест. Он почти каждый день бывал на кладбище, разговаривал с любимой, часто видел ее во сне.  Он был  чуть ли не на грани помешательства от тоски по Марии Антоновне.
 
Как натура тонкая, чувствительная, часто плакал, обиженный окружающими, а иногда и без видимой причины. Почти на каждой странице дневника есть упоминание о слезах. Добрую половину  текстов занимают описания снов. Они эмоциональны, интересны по содержанию, навеяны воспоминаниями о прошлом и пережитом.
 
Ну а как же каторга, что унижала достоинство людей и была так добротно описана А. Чеховым? В дневниках Ювачева она проходит едва заметным пунктиром. Встречаются лишь отдельные фразы о порке, побегах каторжан, о нищих. Жизнь Ивана Павловича проходила среди политических узников. Он оставил краткие сведения о них.
 
С Брониславом Пилсудским жил в одной квартире. Они часто спорили, ругались, не разговаривали и вновь мирились. Видимо, споры касались религиозности автора дневников и безбожия Пилсудского. Польские революционеры Плоские подарили Ювачеву козу, она спала под  его кроватью, с  ней он гулял по селу.
 
Иван Павлович заботился о церковной библиотеке, где в декабре 1891 года насчитывалось 340 книг 260 названий, переплетал ветхие издания.
 
В его дневниках есть записи о сахалинских чиновниках. Они выдержаны в менее резком тоне, чем у А. Чехова в  «Острове Сахалин». Часто и по-доброму общался Ювачев с начальником Тымовского округа А. Бутаковым, получал у него зарплату, почту.
 
Кратко написал он о приезде на Сахалин генерала Н. Гродекова и А. Чехова в Рыковское: «Приехал вечером господин Чехов». Ювачеву было известно, что писателю категорически запретили встречаться с политическими осужденными, и в дневнике он обошел молчанием встречу и знакомство с Антоном Павловичем. Но публикацию чеховских путевых записок о Сахалине в «Русской мысли» за 1893 год без внимания не оставил. Нашел там и фразу о себе. «Остров Сахалин» в Рыковском читали все политические.
 
19 мая 1895-го И. Ювачев уехал во Владивосток. Летом 1913-го, уже будучи полноправным гражданином России и ревизором Центральных сберегательных касс, посетил остров с инспекторской проверкой, провел ревизию казначейства и почты в Александровске. На паре почтовых съездил в Рыковское. Знакомых лиц не встретил. Услышал рассказ о зверствах японцев в 1905 году. Посетил хорошо сохранившуюся могилу М. Кржижевской. В посту Александровском встретился с губернатором Д. Григорьевым, вице-губернатором Ф. Бунге и навсегда покинул остров.
 
«Сахалинские дневники» И. Ювачева - материал не для легкого чтения. Даже короткое перечисление в данном обзоре событий и фактов из сахалинской жизни конца XIX века говорит о том, насколько богато содержание текстов. Сколько лиц, сколько жизней, сколько смертей прошло перед автором за восемь лет пребывания на острове! Только алфавитный перечень фамилий занял 35 страниц.
 
Дневниковые записи И. Ювачева - памятник о скорбной жизни соотечественников на Сахалине, литературный документ о том, что они были на нашей земле.
 
В. Борисова,
«Советский Сахалин», 16.11.15
http://www.sovsakh.ru/ru/news/24262.html