На задержанном нашими пограничниками два дня назад в исключительной экономической зоне Норвегии российском судне «Камчатка» (бывш. «Ария»), экипаж которого по сведениям следствия с февраля с.г. «незаконно удерживался на борту», погиб член экипажа, житель Большого Камня (Приморье) Игорь Ли.
 
Почти месяц родственники не могли забрать погибшего с судна, чтобы похоронить. Капитан С.Н. Васильев под различными предлогами отказывался войти в российские воды. Однако, как выяснилось, «настоящим капитаном» был двоюродный брат Игоря - Сергей Ли, тоже уроженец Приморья.
 
- Я полагаю, он нам врал, просто открыто врал и о штормах, и о чем-то еще, что мешает... Мы уже даже нашли вертолет, но все было бесполезно. Зачем было врать? Скажи честно, что «не могу, потому что арестуют», - рассказывает родной брат погибшего - Владимир Ли.
 
Также  Владимир Ли подтвердил, что «Сергей Ли по судовым документам числился старпомом, а фактически исполнял обязанности капитана С.Н. Васильева».
 
- Все это время наша мать от горя сходила с ума, - продолжает Владимир. - Что все мы пережили, не передать словами. А, приехав к нам в Большой камень, после того, как списался на берег, также продолжал врать о причинах гибели. По нашим сведениям, мало того, что у них было все плохо с документами, с техникой безопасности, у них на борту был якобы браконьерский краб.
 
- Фирма, эксплуатирующая краболов «Камчатка», изначально предоставила недостоверную информацию о лицах, ответственных за охрану труда на судне, - пояснил и.о. руководителя Камчатского следственного отдела на транспорте Сергей Дубров. - Выяснилось, что старпом фактически являлся капитаном, а капитан - старпомом. Кроме того, по словам членов экипажа, техническое состояние судна оставляет желать лучшего. Как оно прошло проверку российского Морского регистра, на каком основании было выпущено в море, также предстоит установить
 
И вот рыбаки оказались на судне в положении неких рабов. Они просто не могли списаться с краболова.
 
Загадочна и сама судьба судна. Об этом краболове «Камчатка» (бывш. «Ария») - сообщали многие СМИ, мол, что он был конфискован около 10 лет назад за незаконный промысел и является собственностью Российской Федерации. Камчатское управление Росимущества неоднократно передавало его в аренду некому камчатскому ООО «Мидель».
 
В 2014-м прокуратура обратилась в арбитражный суд с требованием признать договор аренды недействительным и вернуть судно в Росимущество. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 15 мая 2014 года договор признан недействительным, и суд обязал ООО «Мидель» возвратить краболов Росимуществу.
 
Был выдан исполнительный лист, однако это решение до сих пор, похоже, не исполнено... А краболов, как уже сказано выше, до сих пор находится в Северной Атлантике, вне России. И в его экипаже продолжают работать дальневосточники. Более того, стало известно, что судно не имело документов Морского регистра, подтверждающих его исправность.
 
И вот сейчас, в минувшие выходные, на борту «Камчатки», все так же ловившего краба-стригуна опилио в Баренцевом море, т.е. основного промыслового вида в конвенционном районе НЕАФК (Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана - North East Atlantic Fisheries Commission), - шестеро членов его экипажа показались на положении неких пленников. Отчаявшись, часть моряков объявила голодовку. Выручать их пришлось пограничникам и спецназу.
 
Первой забила тревогу жена одного из членов экипажа. Она обратилась в Пограничное управление ФСБ России по западному Арктическому району с заявлением, что морякам на «Камчатке» не выплачивается зарплата, из-за чего шестеро членов экипажа потребовали списать их на берег. Однако руководство компании «Мидель», у которой якобы в аренде судно, чуть ли не насильно удерживает их на борту.
 
Заявление от матроса Колоянова И.В.
Заявление от матроса Колоянова И.В.

 
Заявление от матроса Курка Ю.П.
Заявление от матроса Курка Ю.П.

 
На выручку отправился пограничный корабль береговой охраны «Виктор Кингисепп». Выяснилось, что на «Камчатке» находятся 29 человек, из которых шестеро не желали продолжать рейс, а трое объявили голодовку, отчаявшись договориться с начальством по-человечески. Не все в порядке оказалось и с самой «Камчаткой».
 
Представитель пограничного управления ФСБ России по западному Арктическому району Лилия Мороз говорит, что «Камчатка» проследовала в порт Киркенеса (Норвегия, приблизительно в 8 км от российско-норвежской границы), чтобы высадить протестующих моряков. Сейчас они находятся в Мурманске и дают показания.
 
«Судно не имело документов Морского регистра, которые подтверждали бы его исправность и давали бы ему право выходить в море», - сообщили в пресс-службе Северо-западного следственного управления на транспорте СКР.
 
- Судно находится в очень удручающем состоянии, - подтверждает руководитель Мурманского следственного отдела на транспорте СКР Вячеслав Казин. - Отсутствуют регистровые документы. Их действие [РС №846213. - Ред.] закончилось еще 27 июля. Судно вообще не имело права выходить в море.
 
Но как оно вышло? Как все это время работало и на кого? Кому ловили краба?
 
Оксана Егорова.
Владивосток.
 
P.S. Редакция будет следить за развитием ситуации.