В октябре 2007 года, назначая новым полпредом в Дальневосточном федеральном округе Олега Сафонова, Владимир Путин говорил ему о необходимости декриминализации региона. Как показало наше расследование, Дальний Восток действительно заслуживает самого пристального внимания. Мы начали с таможни — ведь это, безусловно, одна из самых коррумпированных государственных структур в регионе и стране в целом. Нечистые на руку таможенники, покрывающие и контролирующие потоки контрабанды, зарабатывают миллиарды рублей. Подробные схемы и масштабы нелегального товарооборота всплыли на процессе, который сейчас проходит во Владивостоке. Судят бывшего начальника Дальневосточной таможни Эрнеста Бахшецяна. Многие считают, что на его примере видно, чем может закончиться попытка перекрыть контрабандные каналы и навести порядок на границе

 

Начальник конвоя, который привез Эрнеста Бахшецяна в суд, пытается запретить нам фотосъемку. У него уже есть опыт — возил на процесс журналиста Григория Пасько, обвинявшегося в шпионаже. «И что получилось? Смотрят все в газетах на фотографии и видят: Пасько — ангел, а я — палач какой-то». Но в случае с Бахшецяном столь однозначное распределение ролей вряд ли возможно: пришлый человек, варяг, все полтора года, что руководил Дальневосточной таможней, проводил такую жесткую политику, что разделил общество на своих сторонников и противников. Последние оказались влиятельнее и довели дело до уголовного преследования, показав, как трудно изменить ситуацию в регионах, где годами складывавшаяся система отношений в контрабандном бизнесе устраивает всех, кроме государства.

Начальник таможни

 

Эрнест Бахшецян появился во Владивостоке осенью 2004 года. Незадолго до этого таможня перешла в подчинение Минэкономразвития Германа Грефа. В то время Дальневосточное таможенное управление (ДТУ) было едва ли не самым слабым в стране. «По подавляющему большинству товаров стоимость, которую заявляли импортеры на Дальнем Востоке, была в 3–10 раз меньше той, что заявлялась на аналогичный товар на западной границе. А ведь это база для налогообложения и взимания таможенных пошлин», — рассказывает Марат Файзулин, в прошлом первый зам начальника Управления таможенных расследований и дознания ГТК, а ныне адвокат Бахшецяна.

 

Новый начальник идеально подходил для планов Грефа по наведению порядка — амбициозный, решительный, неподкупный. То, что неподкупный, признали даже следователи: за полтора года они не нашли ни одного факта корысти в тех действиях главы ДВТУ, которые считают преступными. Поэтому и в обвинительном заключении мотив его действий назван «личной заинтересованностью, выразившейся в стремлении показать эффективность своего руководства с целью продолжения карьерного роста». Еще одним достоинством Бахшецяна было то, что он никогда не работал на Дальнем Востоке; более того, последние три года перед назначением вообще не жил в России — был представителем ГТК в странах Средней Азии. Из одной служебной квартиры на другую с ним переехали жена и огромный портрет Павла Луспекаева в роли Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни». Его дипломная работа называлась «110 способов уклонения от уплаты таможенных платежей».

 

Бахшецян взял с места в карьер: за первый год работы при тех же объемах импорта он увеличил собираемость таможенных платежей в два с половиной раза — на 13 млрд рублей. Правда, методы, которыми он этого добился, вскоре легли в основу обвинительного заключения, но сторонники опального таможенника уверены: никакого уголовного дела не было бы, если бы он не перешел дорогу крупным местным контрабандистам и их крыше. Ведь к приезду Бахшецяна на Дальний Восток они давно отработали схемы и методы,

которые почти не давали сбоев.

Как все начиналось

 

Условия для развития контрабанды на Дальнем Востоке всегда были отличные, а после того как в середине 90−х закрылись таможенные «дыры» на границах с Казахстаном и Беларусью, Приморский край и вовсе стал Меккой для контрабандистов. На экспорт тут идут лес и морепродукты, в страну ввозят не пойми какое мясо, китайский ширпотреб, японские автомобили и много чего еще.

 

Нынешний начальник Дальневосточной таможни Игорь Власенко (тоже, кстати, варяг — из Санкт-Петербурга) делился со мной своим удивлением от первых дальневосточных впечатлений: в какой «дружбе» живут с бизнесменами его подчиненные на постах контроля — минимальный досмотр грузов, минимальное число выявленных нарушений. Что уж говорить о прежних временах! По свидетельствам специалистов, тогда «любовь и дружба» достигли такой страсти, что через два порта — Находку и Восточный — большая часть контрабанды шла даже не по серой, а по черной схеме: товар завозился или вообще без таможенного оформления (контрабанда сгружалась ночью), или же мясо декларировалось, например, как стройматериалы (стоимость и объем при этом занижались в десятки раз). Порты эти удобны тем, что стоят на отшибе — с внезапными рейдами из Владивостока туда редко кто приезжает.

 

Чем крупнее были объемы поставок, тем выше уровень крыши и больше звезд на ее погонах, благо в этом бизнесе, как и везде, бандитов постепенно сменили «красные». По признанию людей, знающих ситуацию, все большую роль здесь играет ФСБ.

 

Марат Файзулин, кроме всего прочего выпускник Академии КГБ, вспоминает: «В конце 80−х следственные подразделения КГБ бросили на борьбу с рэкетом. Но через год отказались: нельзя людей, которые занимаются контрразведкой, вторгать в систему, где вас могут купить. Есть у вас скальпель — делайте операцию, не надо им лес рубить: и скальпель затупится, и дерево не срубите. Вот с ФСБ это потом и случилось. КГБ занималось только особыми экономическими преступлениями, с ущербом в особо крупных размерах, но никогда не занималось экономикой, поэтому не создавалась коррупционная составляющая. И в современной России поначалу было так же. Крышеванием контрабанды занималось МВД. Вспомните «склады со звездочкой» (склады временного хранения, где хранится импорт до таможенного оформления. — «РР»). ФСБ «своих» складов не имело. Более того, вместе с прокуратурой они активно работали против контрабандистов и крышующих их ребят из МВД. А потом ФСБ дали функции контроля экономических преступлений, и началось просто гниение. Ведь что общего между делом «Трех китов», контрабандой на складах ФСБ и делом Бахшецяна? То, что везде люди в погонах появляются как лица заинтересованные, как прямые участники».

 

«Поворотным в формировании системы коррупционных отношений на таможне стал 1996 год, — подтверждает глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — В лихие 90−е таможенники быстро становились миллионерами. Были склады, которые оформляли в день по 300–400 машин с электроникой под видом других товаров. По деньгам это полтора-два миллиона долларов в день наличными.

 

Но в 1996−м ФСБ задержала огромную партию контрабандной электроники. Причем накануне Нового года. Что за этим могло последовать? Или разграничение функций правоохранительных органов, отстранение ФСБ от экономики, или их слияние с таможней. Естественно, на определенном этапе произошло слияние, и ФСБ стало основным акционером в этом бизнесе».

 

Назначение Бахшецяна было попыткой разрушить устоявшиеся связи. От Германа Грефа ему был дан полный карт-бланш, он приехал во Владивосток со своей небольшой командой. «Эксперимент» начался удачно.

Почему мы поругались с Польшей

 

Первой была сломана схема контрабанды мяса. Повод подвернулся громкий и скандальный. 4 сентября 2005 года в морском порту Находка было задержано пришедшее из Южной Кореи судно Semper Fidelis. Вместо заявленных в декларации 758 тонн стройматериалов на нем нашли около 2500 тонн мяса. Никаких документов на груз у капитана корабля не было. Груз арестовали, возбудили дело, но дальше начались чудеса. За контрабандистов вступились практически все силовые структуры Приморья, о незаконности досмотра судна и возбуждении дела заявили транспортный прокурор Находки Денис Бабиков и начальник Дальневосточной оперативной таможни (ДВОТ) Сергей Мурашко (основная функция этого подразделения как раз выявление контрабанды). В итоге материалы незавершенного расследования были поспешно переданы в Находкинский суд, который закрыл дело против контрабандистов. В ночь с 22 на 23 октября судно спокойно покинуло порт.

 

Официальная проверка ФТС позволила сделать вывод: подобная ситуация «стала возможной по причине фактического неисполнения своих должностных обязанностей… со стороны начальника Находкинской таможни и иных лиц Находкинской таможни и ДВОТ».

 

«Почему это дело было развалено? Да потому что тот же Мурашко, руководитель ДВОТ, прямо заинтересован в существовании этих контрабандных каналов, — уверен Марат Файзулин. — Я его знаю еще по работе в ФТС. И в то время я докладывал руководству о том, что нужно рассмотреть вопрос о соответствии Мурашко занимаемой должности, но, к сожалению, этого не добился — почему-то руководство отнеслось к нему лояльно». Сам Сергей Мурашко в интервью «РР» опроверг все обвинения (см. интервью на стр. 28).

 

Эта история стоила должности только начальнику Находкинской таможни Алексею Котлярову. На его место пришел человек Бахшецяна — Андрей Кулешов. После этого контрабандный канал мяса через Дальний Восток был фактически перекрыт. Если в I квартале 2005 года в порту Находка задекларировали всего 5,3 тыс. тонн мяса, то через год уже 33 тыс. тонн. Эти дополнительные 28 тыс. тонн — то, что вынуждены были декларировать контрабандисты, лишившись крыши. В год выходит 100–120 тыс. тонн ($100 млн таможенных платежей) только через один порт. Но, скорее всего, реальные цифры еще больше. Обращает на себя внимание совпадение: в сентябре произошла история с судном Semper Fidelis, а в ноябре Россия запретила ввоз мяса из Польши из-за подделки ветеринарных сертификатов. «Это еще одно косвенное подтверждение того, что канал был перекрыт, — говорит Марат Файзулин. — То есть Польшу обвинили в том, что она под видом польского мяса отправляла в Россию китайское. Моя версия: это наши контрабандисты возили, а не польские. Просто Бахшецян здесь канал перекрыл — вот мясо туда и пошло». Начался крупный политико-дипломатический скандал.

Второе китайское дело

 

Но основной удар был нанесен по импорту китайского ширпотреба. После дела в/ч № 54729, когда были арестованы около 150 вагонов с контрабандой, пришедших на подмосковные склады ФСБ, контрабандисты потеряли устойчивый канал. И торопились открыть новый.

 

По материалам расследования, поставки на склады ФСБ осуществляли фирмы, подконтрольные депутату законодательного собрания Приморского края Геннадию Лысаку. Эту известную личность многие считают едва ли не главным организатором большинства контрабандных схем на Дальнем Востоке. Сделав капитал в начале 90−х будучи вице-мэром Владивостока, он затем приватизировал несколько предприятий и наладил торговлю с Китаем и Южной Кореей. Сейчас его фамилия в деле о контрабанде не фигурирует, но, тем не менее, Лысак предпочитает находиться за границей — в Южной Корее (по официальной версии, на лечении).

 

В августе 2005 года Лысак и его деловой партнер Игорь Иванов (в то время сенатор, представитель Приморского края в Совете Федерации) появились в кабинете Бахшецяна. Сказали, что представляют интересы ряда компаний, которые хотят работать по законной схеме и не экономить на уплате таможенных пошлин, но для этого необходимо, чтобы не было необоснованных задержек оформления товара. «Это вполне логичная просьба, — пояснил мне один из таможенников. — Часто бывает, что у тех, кто выходит в легальную схему, возникают проблемы со скоростью прохождения таможни. Таможенники начинают «дурковать», всячески задерживать товар. Зачем им белые фирмы?

Они ведь показывают реальную стоимость, а значит, давать взяток не будут. И им создаются проблемы, чтобы они поискали другой пост или вообще ушли в другой регион».

 

В итоге Бахшецян пообещал, что при соблюдении импортерами норм и законов таможня «дурковать» не будет. Фирмы назывались ООО «Сэнкант», «Фрибур» и «Аргау». «Но вскоре стало очевидно, что Иванов и Лысак представляли интересы группы лиц, которые осуществляли масштабный контрабандный ввоз товаров в Россию, — говорит адвокат Бахшецяна. — Более того, мало сомнений в том, что этот товаропоток имеет прямое отношение к 150 вагонам на склады ФСБ».

 

События развивались стремительно. Когда появилась оперативная информация, что фирмы работают нечисто, Бахшецян дал санкцию на внезапный досмотр. Товар оказался не тот, что в декларации, — 42 контейнера, отправленные на адрес ООО «Сэнкант», были арестованы.

Большие ходоки

 

С этого момента «руку» покровителей контрабандных потоков заметить несложно. По показаниям самого Бахшецяна, с июля по декабрь 2005 года было несколько попыток повлиять на него, чтобы он изменил решение об аресте вагонов и дал ООО «Сэнкант» возможность работать дальше. Последним в декабре 2005 года безуспешно попробовал договориться с Бахшецяном «по-хорошему» начальник УФСБ по Приморскому краю Юрий Алешин, который до этого руководил ФСБ в Находке. По словам Бахшецяна, Алешин предложил ему «жить по-семейному», оформлять мясо под видом субпродуктов (ставка пошлины в этом случае в четыре раза ниже), а самому получить за это долю в бизнесе. Бахшецян снова отказался.

 

Нельзя однозначно говорить о мотивах Алешина. «Конечно, он может сказать, что просто испытывал Бахшецяна, проверял на честность, а рядового сотрудника для этого не пошлешь», — улыбается Марат Файзулин. Но в последующих событиях участие силовых структур прослеживается четко.

 

В начале 2006 года против Бахшецяна возбуждается уголовное дело. Инициировали его начальник ДВОТ Сергей Мурашко и начальник Службы собственной безопасности ДВОТ Александр Литвинов: они написали рапорт в УФСБ края.

 

Сейчас выдвинуто четыре обвинения, главное из которых — Бахшецян вошел в сговор с «группой неустановленных лиц» и организовал покровительство деятельности ООО «Сэнкант», «Фрибур» и «Аргау», то есть фактически создал канал контрабанды. Правда, как-то странно, что при этом сам Бахшецян этот канал и прикрыл, но еще более странно другое — что следствие так и не нашло, с кем же генерал вошел в сговор. В юридическом сленге есть термин «закрыть» человека — то есть посадить в СИЗО, а лучше в тюрьму, чтобы он не смог влиять на какие-то процессы. По мнению адвокатов, «закрыть» Бахшецяна и было главной задачей следствия. Реальных организаторов контрабандного канала никто не искал. Любые шаги следствия в этом направлении могли вывести на высокую крышу контрабандистов. Предположить, что это за крыша, можно, оценив несколько фактов.

 

Факт первый. По версии следствия, Бахшецян вошел в сговор с загадочными контрабандистами в период с 27 декабря 2005 года по 10 января 2006−го в собственном служебном кабинете. Но именно в этот период начальник таможни находился под усиленной охраной Службы собственной безопасности ДВТУ: согласно поступившей из ФСБ информации, на Бахшецяна готовилось покушение.

 

Генерала постоянно сопровождали три телохранителя. Они же всегда находились в приемной и без проверки документов никого в кабинет не пускали. В журнале учета посетителей за этот период кроме подчиненных Бахшецяна записаны только сенатор Игорь Иванов и его помощник Денис Павлов. Они дважды приходили договариваться о том, чтобы Бахшецян снял арест с 42 контейнеров, но получили отказ. Довольно узкий круг лиц для определения подозреваемых. Но следствие все равно с задачей не справилось. Кстати, позже Эрнест Бахшецян выдвинул версию, что угроза покушения была выдумана ФСБ, чтобы при помощи охраны контролировать все его действия.

 

Факт второй. Так как «Сэнкант», «Фрибур» и «Аргау» оказались фирмами-однодневками, следствие не смогло выйти на их реальных владельцев. Вернее, ничего для этого не сделало. «Брокер Вадим Васич, который оформлял для этих фирм таможенные документы, на суде дал показания, что большая часть товаров, которые он растаможивал, шла с отметкой «В1», то есть за пределы Приморского края, в Москву, — рассказывает Марат Файзулин. — Я у него спросил: «Со счетов каких фирм шла оплата?» Он ответил, что с электронной карты, — это счет, который постоянно пополняется получателем товара, но сама карта находится у брокера для оплаты растаможки. Я спрашиваю:

 

— А кто пополнял счет?

— Москва.

— А если денег не хватало?

— Мы звонили в Москву, сообщали, и счет пополнялся.

 

Я не стал в суде спрашивать, по какому номеру он звонил и кто по нему отвечал. Это не мое дело, а следствия. Но они даже не подумали выяснить, кому шел контрабандный груз».

 

Факт третий. За ближайшим окружением Бахшецяна вели наблюдение. По некоторым данным, силовиков интересовала некая папка с компроматом, которая якобы у него была. Более того, не исключено, что уже после ареста в квартире Бахшецяна проводились тайные обыски. Сделать это было несложно: служебная квартира находится на втором этаже обычного дома, из средств охраны — только кодовый замок в подъезде. Даже корреспондент «РР» вошел в него без проблем. Что уж говорить о специалистах-профессионалах… Жена Бахшецяна Людмила рассказывает: однажды она заметила, что из квартиры пропали часы мужа. Это был подарок, который он никогда не носил. Да и некоторые вещи лежали явно не так, как обычно. Тогда она сделала простейшую вещь — уходя, насыпала под коврик муку. Вернулась, подняла коврик и обнаружила там мужские следы. А когда Людмила решила лететь в Москву на встречу с Грефом в надежде, что он как-то повлияет на судьбу мужа, ее остановили в подъезде и дали прочитать записку: «Не всякая птица долетит до Москвы. Одного сломали и этого сломаем. В камере ломаются все».

 

Она все же полетела, но Греф помочь уже ничем не мог. Бахшецян в какой-то степени оказался заложником московских политических интриг: весной 2006−го началась борьба за контроль над ФТС — было проведено несколько показательных арестов, возбуждены дела, и в итоге таможня перешла от Минэкономразвития в прямое подчинение премьер-министру. Цена вопроса — назначение руководителей региональных таможен и контроль над огромными денежными потоками.

 

[«Коммерсант-Деньги», 03.07.2006: Еще одна суперпопулярная у сплетников тема -- отставка Германа Грефа. Такие слухи, напомню, поползли после того, как у подведомственного ему Минэкономразвития отняли право курировать таможню. С тех пор наиболее осведомленные делают ставки на то, когда же хлопнет дверью главный либерал кабинета министров -- до июльского саммита «большой восьмерки» в Питере или после. Однако в последнее время все большую популярность стала набирать версия, что Герман Греф никуда уходить не собирается. И вообще, есть мнение, что слухи об отставке распускает чуть ли не он сам. Говорят, что примерно месяц назад Герман Греф будто бы лично объездил главные европейские столицы -- Лондон, Париж, Стокгольм и Берлин, где встречался с руководством крупнейших компаний, ведущих бизнес в России. Если верить сплетникам, глава Минэкономразвития побывал в офисах ABB, Societe Generale, Deutsche Bank и еще десятка компаний. И везде, по слухам, как бы невзначай рассказывал о своей скорой отставке. Мнения собеседников Германа Грефа относительно причин происшедшего разошлись: одни считают, что таким образом министр пытался трудоустроиться в качестве консультанта западных компаний, другие уверены, что он стремился заручиться поддержкой влиятельных предпринимателей в борьбе против своих конкурентов в России. Кстати, о конкурентах. Говорят, что Владимир Устинов расстался с креслом генпрокурора как раз из-за того, что слишком настойчиво интересовался делами Германа Грефа и его людей в таможенной службе. Сторонники этой версии утверждают, что с этим же связана череда отставок в службе экономической безопасности (СЭБ) ФСБ, где разом были уволены начальники нескольких подразделений. Есть слух, что глава СЭБ Александр Бортников лично отозвал представителя ФСБ в МЭРТе. По другой версии, экс-генпрокурор переусердствовал с арестами в Ненецком автономном округе (НАО). Говорят, что отставка Владимира Устинова произошла аккурат после того, как на прием к Владимиру Путину сходил его личный друг и известный предприниматель Геннадий Тимченко, который якобы пожаловался президенту на то, что экс-генпрокурор «наезжает на своих в НАО». Напомним, 19 мая Генпрокуратура предъявила главе округа Алексею Баринову обвинения в мошенничестве в крупном размере и хищениях, а 24 мая он был арестован по решению суда.

Что же до Германа Грефа, то для силовиков он стал настоящей головной болью. К примеру, рассказывают, что недавно сотрудники Федеральной службы охраны сбились с ног, разыскивая своего подопечного по всей Москве. Обнаружили они охраняемое лицо, по слухам, только на третьи сутки в ближайшем Подмосковье на съемной квартире, расположенной в самой обычной многоэтажке. Говорят, что министр наотрез отказался открывать охранникам стальную дверь, требуя гарантий безопасности со стороны президента. Что именно он имел в виду, сплетники умалчивают. Только улыбаются загадочно. - врезка К.Ру]

Не идеал

 

Бахшецян, конечно, не идеал. Возможно, главной его ошибкой было то, что он не понял специфику региона. Он никогда не работал в портовых городах, а они очень сильно отличаются от «материковых», особенно в том, что касается взаимоотношений между людьми, в том числе и в правоохранительных органах. Так уж исторически сложилось, что в портовых городах контрабандист — человек уважаемый. Контрабанда по-мелкому здесь вообще не считается чем-то предосудительным, да и не называется этим громким словом. «У вас неверное представление о том, что такое контрабанда, — убеждает меня юрист Анатолий Кузнецов, который часто представляет в судах интересы предпринимателей. — Настоящей контрабандой у нас власть занимается. Мясо-сало — чья «тема»? Прокурорских. То, что шмотки фээсбэшные, — это секрет Полишинеля. И так далее… А одну железку другой подменить — это не контрабанда, это уход от таможенных платежей. Понятно, что это не совсем законно, но вы сравните это с объемами, когда товары без всякой растаможки пароходами завозят. Но у нас всегда так: один булку хлеба украл — 10 лет получил, другой человека убил, и ничего».

 

Так коррумпированная таможня и силовики, крышуя масштабные каналы контрабанды, развращают население, давая ему индульгенцию на нарушение закона и аргумент для оправдания воровства «по-мелкому». Имидж у «уклониста от таможенных платежей» положительный еще и потому, что он обеспечивает население дешевым товаром и работой.

 

«Все крупные предприятия разодраны. Здесь остается только купля-продажа, металлолом из Японии и море. Больше ничего, — объясняет мне предприниматель Сергей Чудов. — Те же японские «конструкторы» превратились в производственную отрасль. Из-за того, что их везут, порт работает на полную мощность, склады работают на полную мощность, грузоперевозчики, автослесари, народ, который оформительством занимается, продавцы… А закроют это все — треть населения просто встанет и уедет, потому что на чем зарабатывать?» Именно попытавшись повысить сборы с японских машин, Бахшецян нажил себе в Приморском крае много недоброжелателей. Взбунтовались автодилеры, против выступила прокуратура, и даже губернатор Дарькин вынужден был встать на сторону автомобилистов.

 

Сергей Чудов не контрабандист, но граница кормит и его. По двум небольшим комнатам его офиса туда-сюда снуют человек пятнадцать. Это сотрудники Сергея, которые помогают растаможивать товары. Таких, как Сергей, называют брокерами, но ему больше нравится слово комиссионер. Мы приехали сюда из зала суда над Бахшецяном. Сергей — свидетель обвинения. Это уже по другой статье: по версии следствия, начальник таможни незаконно ввел в действие фиксированные ставки платежей (от 6 до 18 тыс. долларов за контейнер по разным группам товаров), в результате чего многие импортеры переплатили, потому что с их товара нужно было брать меньшую пошлину. Бахшецян эти обвинения отвергает — на практике декларировать товар и платить пошлину можно было и по более низким ставкам. Но Чудов, говорит, что практика завышения ставок действительно была. На суде рассматривались только два эпизода, когда таможня вынудила Чудова переплатить, но в арбитражных судах он выиграл уже 4 подобных дела, в каждом из которых фигурировало больше десятка таможенных деклараций.

 

— Бахшецян говорит, что он увеличил сборы в бюджет. Но я вот выиграл 4 дела, и бюджет должен мне вернуть 200 тыс. рублей. Мой партнер выиграл дел на полтора миллиона. И мы останавливаться не будем. А если бы все в суд пошли, что бы осталось от его увеличения сборов?

 

— И сколько дел собираетесь выиграть?

Чудов встает, нагибается, ставит на стол четыре больших коробки с таможенными декларациями:

— Вот. По всем буду судиться.

Когда он нагибается, из-под полы пиджака видна кобура.

— А пистолет зачем?

— Для солидности, — улыбается Чудов, и я понимаю, что быть комиссионером во Владивостоке непросто.

 

В том числе и из-за системы крышевания крупных контрабандных потоков. Всем своим региональным управлениям ФТС устанавливает планы по сбору таможенных платежей. Но когда бюджет лишается денег с контрабандных товаров, выполнить план можно только увеличивая сборы с импортеров, которые стараются работать более-менее честно.

 

Кроме того, кошельки мелких и средних предпринимателей — объект пристального внимания рядовых таможенников. Большие потоки контрабанды и соответственно большие деньги проплывают мимо, вот они и пытаются пополнить семейный бюджет за счет тех, кто провозит несколько машин или бульдозеров. Благо способов вымогательства взятки достаточно: затягивание процесса оформления товара, поиск формальных, но несущественных нарушений в декларировании и т. д.

 

— А что инспекторам делать, кроме как «добирать» на таких, как мы? — почти оправдывает таможенников Сергей Чудов. — Вся контрабанда, которая идет через Находку либо через Восточный, контролируется достаточно высокими должностными лицами. Простому инспектору ничего не достается…

 

…Эрнеста Бахшецяна накануне Нового года отпустили под подписку о невыезде. В кресле начальника таможни и в камере СИЗО он провел примерно одинаковое время — по полтора года. Суд продлится еще не меньше полугода. Каким будет приговор, никто не знает: Владивосток — город непредсказуемый. «Еще в советские времена, — поясняет приморскую специфику Анатолий Кузнецов, — на стене в здании Морвокзала был силуэт Ленина и изречение: «Владивосток далеко, но он город нашенский!» Так владивостокцы всегда говорили, что он неправильно сказал, надо было: «Владивосток — город нашенский, но он далеко». Здесь что судебная система, что все остальное — все по-своему. Очень «весело» у нас тут».

 

Виктор Дятликович,

«Русский репортер», 07.02.08

-------------

 

Не предводитель контрабандистов

Начальник Дальневосточной оперативной таможни (ДВОТ) Сергей Мурашко объяснил «РР», почему его служба оказалась под огнем критики

 

Вас неоднократно — и в СМИ, и в обращениях в прокуратуру — называли одним из тех, кто заинтересован в существовании контрабандных каналов. Готовы ли вы комментировать эти обвинения?

 

Хорошо, что «одним из…», а то ведь можно и «предводителем» пойти. Как начальник ДВОТ, я, конечно, разработчик, организатор и исполнитель конкретных схем, но не контрабанды, а борьбы с ней. О каких обвинениях может идти речь? Появилась в интернете какая-то «справка Пионера» (анонимное сообщение о схемах контрабанды через Дальневосточную таможню с указанием конкретных судов, на которых контрабанда завозится, и лиц — в том числе Сергея Мурашко, — которые эти поставки якобы контролируют. — «РР»). Но кто такой «Пионер»? Может быть, следователь прокуратуры? Вам это известно? Мне — нет. Я не обращаю внимание на бред сумасшедших.

 

Перед нами стоит задача не только выявлять отдельных контрабандистов, а выходить на групповую преступность, за чьей спиной стоят коррумпированные чиновники. К 2004 году эта работа начала давать результаты. Тогда и начался вал публикаций с огульными обвинениями в адрес оперативных и правоохранительных подразделений таможни. Мы устанавливали миллионные суммы недоплаченных таможенных сборов, но в десятках случаев надзирающие за таможенными органами прокуроры не давали согласия на возбуждение уголовных дел. Вы готовы комментировать это? Я — нет.

 

Связывают ли вас какие-то отношения с депутатом Законодательного собрания Приморского края Геннадием Лысаком, бывшим членом Совета Федерации Игорем Ивановым, бизнесменом Сергеем Хе, фамилии которых также упоминаются в связи с существованием контрабандных коридоров?

 

Первые двое — публичные фигуры. Я встречался и общался с ними на совещаниях и заседаниях, в том числе на коллегии ФТС России. Там бывали и губернаторы, и руководители правоохранительных структур. Этим людям вы тоже задавали такой вопрос? А вот с гражданином Хе я вообще лично не знаком. Кстати, на подобный вопрос я уже отвечал в прокуратуре, куда был вызван по заявлению бывшего начальника ДВТУ Эрнеста Бахшецяна. В том заявлении я обвинялся в тех же грехах, что и в справке, которая размещена в интернете. Так где же здесь яйца и кто курица?

 

Претензии к работе ДВОТ предъявляются не только в анонимных публикациях, но и, в частности, в заключении ФТС «О результатах служебной проверки действий должностных лиц ДВТУ, ДВОТ и Находкинской таможни» от 8 ноября 2005 года, где подробно исследуется роль должностных лиц ДВОТ в организации контрабандного канала через Находкинскую таможню.

 

Если бы в упомянутом вами документе действительно шла речь «о роли должностных лиц ДВОТ в организации контрабандного канала», то этот документ должны были направить в прокуратуру для возбуждения уголовного дела. Однако все сотрудники ДВОТ, упомянутые в акте, продолжают работать в таможне, в отличие от тех, кто готовил, подписывал и утверждал документ. Вам должно быть известно, что бывают проверки служебные, а бывают — заказные. В случае с ДВОТ это была именно заказная проверка. И если у отдельных журналистов есть акт служебной проверки, то в таможне кроме него имеется письмо бывшего в то время заместителем руководителя ФТС Николая Волобуева, который отмечает: «Работа ДВОТ в этой связи не проверялась». О чем же тогда акт?

 

То есть вы довольны работой ДВОТ?

 

Я не хочу сказать, что в нашей работе все прекрасно. У нас есть недостатки, недоработки. Но давайте посмотрим на факты. Одним из основных показателей эффективности ДВОТ является количество возбужденных уголовных дел. Если в 2004 году в регионе их было возбуждено всего 150, то за 11 месяцев 2007 года — уже 324. Общая стоимость перемещенных через таможенную границу России контрабандных товаров по возбужденным в 2007 году уголовным делам — около 1,5 млрд рублей. Кстати, в тех резонансных расследованиях, которые ведут Генпрокуратура и ФСБ, есть частица труда и наших сотрудников. Не зря, наверное, на последнем подведении итогов в ФТС России сотрудники правоохранительной составляющей таможен Дальнего Востока отмечались в ряду лучших.

 

«Русский репортер», 07.02.08

---------

 

Архив:

Re: "Омут Дальневосточной оперативной таможни"

Пользователь: пионер (194.84.66.---)

Дата: 28.11.2006 17:26

 

Документ

 

В Приморье на сегодняшний день существует организованная группа лиц, занимающаяся контрабандой китайского ширпотреба, товаров народного потребления, мяса через Находкинскую, Гродековскую, Уссурийскую, Хабаровскую и Сахалинскую таможни. В состав группы входят: бывший начальник УФСБ по Приморскому краю Виктор Кондратов, нынешний начальник УФСБ по Приморскому краю генерал Алешин, начальник ДВОТ генерал Мурашко, и. о. начальника ДВТУ генерал Голоскоков, бывший начальник ССБ ДВТУ, а ныне начальник ЮТУ Литвинов, начальник УВД Приморского края генерал Вачаев, начальник ТОРУ генерал Лакиза, зам. начальника Находкинской таможни полковник Римский, 1-й зам. начальника Находкинской таможни подполковник Тыщенко, начальник находкинского ЛОВДТ полковник Герлихман, бывший офицер ФСБ, а ныне сотрудник полпредства по ДВФО Шевелев, бывший сотрудник КГБ, бывший директор ДГУП «РОСТЭК-ДВ» Когтев; руководитель ряда компаний, депутат ЗакСа Приморского края Геннадий Лысак и его подручные: Владимир Хмель, Денис Павлов, бывший член Совета Федерации Игорь Иванов, Сергей Хе; лидеры ОПГ: из Находки Евгений Романов, из Уссурийска Расторгуев, из Владивостока Харьковский, его тесть новый руководитель Приморского ЗакСа, бывший таможенный генерал Горчаков, а также несколько офицеров УФСБ по Приморскому краю, ФПС, ДВТУ, ДВОТ, ОБЭП и ГАИ УВД ПК. Перечислить всех участников группы я не могу, потому что многих просто не знаю, об участии некоторых догадываюсь, но мне достоверно не известна их роль и положение в группе.

Самым известным приморским контрабандистом является Геннадий Иванович Лысак.

Лысак в советское время долго работал в комсомольских, партийных и хозяйственных органах. Первичный капитал сколотил, став в начале 90-х годов прошлого столетия 1-м заместителем главы администрации г. Владивостока. Именно тогда Геннадий Лысак приватизировал несколько крупных Владивостокских предприятий (например – Владивостокских хлебозавод (ныне – ООО «Владхлеб»), был одним из инициаторов создания печально известного Продовольственного Фонда. В это же время была создана с его участием компания «Сибиряки на Дальнем Востоке», которая занялась провозом продуктов питания и товаров народного потребления из соседних Китая и Ю. Кореи. Учредителями компании также являлись Владимир Хмель и Игорь Иванов. Но Лысак всегда был лидером и «мозгом» группы.

После увольнения из администрации Владивостока Лысак сосредоточил свои усилия на организацию каналов контрабанды через границу на территории Приморского края товаров народного потребления (ТНП), ширпотреба и продуктов питания из Китая. Помощь Лысаку в данном деле оказывал 1-й заместитель, а затем и начальник ДВТУ В. Кирсанов, с которым Лысак был давно знаком по работе в комсомоле и партийных органах. Кирсанов привлек к данному «проекту» будущего начальника ДВТУ Вугляра, а затем тогда еще начальника ССБ ДВТУ Мурашко и директора ДГУП «РОСТЭК-Дальний Восток» Соина (последний до недавнего времени возглавлял подконтрольное Лысаку ООО «С.В.Т.С.-Сопровождение»).

По совету Кирсанова Лысак создает компанию «Ростек-ДВ-Сервис», учредителями которой становятся ООО «Сибиряки на Дальнем Востоке» (Лысак) и ДГУП «РОСТЭК-Дальний Восток» (Соин). ДГУП «РОСТЭК-ДВ» - дочернее предприятие учрежденного Государственным таможенным комитетом ФГУП «РОСТЭК». Создание ООО «Ростек-ДВ-сервис» как одного из подразделений ДГУП «РОСТЭК-ДВ» позволило Кирсанову создать на границе для своего друга Лысака режим наибольшего благоприятствования.

В дальнейшем при содействии Соина, а затем сменившего его на посту директора ДГУПа Когтева доля Лысака в ООО «Ростек-ДВ-сервис» была существенно увеличена.

В это время начинается расцвет контрабанды в Приморье. Основной поток контрабанды направляется через Уссурийскую таможню, а после создания Гродековской таможни и через ее посты. Для этих целей строятся Уссурийский и Гродековский терминалы, через которые пропускается не только основной объем контрабанды, но и в принудительном порядке (оба терминала являются местами доставки таможенных грузов) основные потоки «белого» груза. Это позволило контрабандистам регулировать насыщение рынка китайскими товарами, успешно бороться с конкурентами, мешать предпринимателям, пытающимся работать честно, затягивать их в свой криминальный бизнес, создать систему взяточничества на границе. Объем проходящего контрабандного груза достигает нескольких сотен вагонов и контейнеров в месяц. Кирсанов при участии Лысака и Мурашко производит ротацию кадров в вышеуказанных таможнях на «своих, проверенных и надежных людей». Добросовестные таможенники либо были переведены в другие таможни и подразделения, либо были просто уволены. Затем был смещен начальник ДВОТ генерал Б. Сторожевых, честный и порядочный офицер. Его по протекции Кирсанова и Кондратова, при поддержке бывшего заместителя председателя ГТК, недавно изгнанного из Совета Федерации Бориса Гутина сменил Сергей Мурашко.

Контрабанда через Гродековскую и Уссурийскую таможни завозилась в вагонах и контейнерах. Последние на автомобилях оформлялись через Гродековский и Уссурийский терминалы. Так как в Уссурийске сильные позиции у воровских криминальных группировок, в состав учредителей «Уссурийского терминала» был включен лидер одного из ОПГ Расторгуев Александр Борисович (кличка «Расторгуй»), который сегодня фактически руководит терминалом. Номинальным директором терминала является человек «Расторгуя» - Евгений Владимирович Верт. Сегодня начальником поста Уссурийской таможни, располагающегося на терминале, является Э. М. Кан, переведенный из Сахалинской таможни по команде Мурашко и при участии Голоскокова. Проработав начальником поста 3 месяца, Кан умудрился купить себе трехкомнатную квартиру в Уссурийске, а это около 50-ти тысяч долларов США. Кроме Кана, работу терминала в интересах контрабандистов обеспечивают бывший начальник Уссурийской таможни Киселев, 1-й зам. начальника таможни Карпов и зам. начальника таможни по правоохранительной деятельности Брагин. Контроль и поддержку со стороны ДВОТ осуществляет 1-й зам. начальника ДВОТ Тюпин (бывший начальник Брагина), который до этого работал в Гродековской, а затем Уссурийской таможнях, и был переведен в ДВОТ с повышением по команде Лысака.

Схема провоза контрабандного груза через «Уссурийский терминал» достаточно проста. Терминал разделен на СВХ и коммерческий склад. Оформление автомобилей с контрабандным грузом производится без их досмотра. В случае проведения запланированных оперативных мероприятий со стороны ДВТУ, ДВОТ, УФСБ, проведение оформления и досмотра откладывается на следующий день. Автомобили с контрабандой в ночное время переезжают на коммерческий склад. Производится перегруз, контейнера вновь опломбируются, автомобили возвращаются на СВХ. Утром на СВХ стоят автомобили с «белым», заявленным в декларациях грузом. Иногда производится показательное задержание незначительной партии груза либо выворачивают «чужаков». Это определяет показатели работы Уссурийской таможни и ДВОТ по борьбе с контрабандой.

Схема работы «Гродековского терминала» примерно похожая, только груз в случае ожидаемой проверки вывозится ночью для выгрузки на коммерческие склады в пгт Пограничный, а утром машины с заявленным в декларации грузом возвращаются на терминал. Показательные задержания здесь проводятся обычно на СВХ, принадлежащих другим компаниям. Работу терминала обеспечивает начальник таможенного поста МАПП «Пограничный», начальник ОРО Гродековской таможни Димитриенко, зам. начальника отдела кадров Решетнева. Контроль со стороны ДВОТ осуществляет 1-й зам. начальника ДВОТ Тюпин, начальник ОПО Фиалковский.

Для общего руководства работой терминалов Лысаком была создана компания ООО «ТЛКК «Альянс», которую возглавил Денис Павлов, сын бывшей зам. начальника управления юстиции по Приморскому краю и, как говорят, зять Лысака. Бывший член ОПГ, бывший спортсмен Павлов одновременно руководит боевой дружиной Лысака и выполняет его специфические поручения. УВД ПК располагает документальным подтверждением, что заказчиком убийства директора ЗАО «РОСТЭК-Приморье» (так называется теперь ДГУП «РОСТЭК ДВ» после проведенной реорганизации) является именно Денис Павлов. Расследование этого убийства тормозится начальником УВД ПК Вачаевым по команде Лысака.

После заступления Мурашко на должность начальника ДВОТ, ему в качестве оплаты за услуги была предложена «квота» на провоз контрабандного товара через свои фирмы. Тогда на должность директора ДГУП вместо Соина при московской поддержке Гутина был назначен друг, земляк и бывший сослуживец Мурашко по КГБ Владимир Когтев. Предложенная квота равнялась двадцати контейнерам в месяц плюс три-четыре вагона. Для этих целей ДГУП открыл в Пограничном собственный СВХ. Кроме того, в ведение ДГУП «РОСТЭК ДВ» была передана реализация некоторой части таможенного конфиската. Помощь в реализации конфиската Мурашко и Когтеву оказывал зам. начальника РФФИ по Приморскому краю Ильин, которого Мурашко в благодарность за оказанные услуги, после увольнения из РФФИ пристроил в «РОСТЭК». Сегодня работа с РФФИ проводится при участии Ильина и Альтермана. Последний замыкается на А. Харьковского (Гребец), советника губернатора и зятя председателя ЗакСа Горчакова.

Денег всегда мало, и Мурашко вместе с Когтевым без согласования с Лысаком попытались открыть СВХ в Уссурийске. В результате СВХ был закрыт, а Мурашко получил нагоняй в ГТК.

Не устраивали объемы прохождения контрабандных товаров и Г. Лысака с его командой (Павлов, Хмель, Иванов). Тогда принимается решение открыть контрабандный канал в Находке. Морской порт позволяет в разы увеличить объемы проходящей контрабанды.

В это время в Находке уже работал бывший декларант Сергей Хе со своей командой, который провозил несколько десятков контейнеров контрабандных товаров в месяц и имел устойчивые связи с таможней и местным ФСБ, которое тогда возглавлял нынешний начальник УФСБ по Приморскому краю, ставленник Виктора Кондратова Юрий Алешин.

Лысак создает ООО «Ист Рейл», включает в состав учредителей Сергея Хе и его близкого соратника Геннадия Сырцова, которого назначает директором ООО. На базе ООО строится СВХ с аналогичным названием. Данный СВХ вплоть до конца 2005 года был основным пунктом перевалки контрабандных грузов через Находкинскую таможню. СВХ располагается рядом с портом Восточный, но достаточно далеко от населенных пунктов, то есть, скрыт от посторонних глаз.

Сам же Хе создает компанию «Пиллигрим», которая так же становится звеном преступной контрабандной цепи. Дабы избежать проблем с местными ОПГ к работе привлекается лидер одной из самых крупных находкинских ОПГ Е. Романов.

Ю. Алешин попытался подмять находкинскую схему под себя, но получил отпор от истрейловцев. Понимая, что начальник Находкинского ФСБ все же веская фигура Лысак, Хе решили пойти на некоторые уступки. Находкинское ФСБ получило квоту на контрабандный товар (что-то около 50-70 контейнеров в месяц), некоторые бывшие сотрудники конторы получили должности в «Ист Рейле» и «Пилигриме», на должность зам. начальника таможни был назначен бывший пограничный контрразведчик Алексей Римский, личный друг Юрия Алешина.

Объем проходящей через Находкинскую таможню контрабанды составляет несколько тысяч контейнеров с мясом и «шмурдяком» в месяц. Контрабанда завозится пароходами. За завоз мяса в команде Хе отвечает Сергей Мязь, владелец компании «Пик и Ко». В таможне интересы Лысака представлял зам. начальника таможни, а ныне начальник орг.-инспекторской службы ДВТУ полковник Гаврилов В. О. (бывший офицер ФСБ). Кроме того, в дальнейшем Лысак купил должность начальника Находкинской таможни для человека Хе полковника Котлярова. По информации, деньги в сумме 2-х миллионов долларов США получили бывший зам. начальника ГТК, недавно изгнанный из Совета Федерации Борис Гутин и его бывший начальник Ванин. Так же за 300 тыс. долларов была выкуплена должность начальника таможенного поста в порту Восточном, отвечающего за работу на СВХ «Ист Рейл».

Сергеем Хе создается система посредников, каждый из которых работает с несколькими клиентами, и отвечает за прохождение 100-300 контейнеров с контрабандным товаром в месяц. Это позволило исключить посторонних из контрабандной цепи. Контрабандный товар отправлялся ж/д из Находки, Восточного (компания «Неоком»), либо доставлялся во Владивосток. Товар сопровождался сотрудниками краевого ГАИ и ОБЭП УВД ПК (Шевелев). Начальник УВД ПК генерал Вачаев получал от каждой такой операции от 10 до 15 тыс. долларов США.

Одним из таких посредников является Наталья Ивановна Ерисковская, бывший сотрудник УФСБ по Приморскому краю и ее муж Олег Ерисковский, бывший сотрудник ССБ ДВТУ. С марта 2004 года по февраль 2005 года при посредничестве Ерисковской на территорию России было ввезено около 1200 контейнеров с контрабандным китайским ширпотребом. ДВОТ проводил прослушивание телефонных переговоров Ерисковской с сентября 2004 года и располагает полной информацией о ее противозаконной деятельности. В феврале-марте 2005 года после ареста вагонов с китайской контрабандой на складах ФСБ (данную поставку организовал В. Кондратов, совместно с г. Лысаком) в Подмосковье (арестованные в Москве вагоны с ширпотребом, отправленные в адрес закрытого склада временного хранения (в/ч 54729) (уголовное дело № 290 720, возбужденное в апреле 2005 года), принадлежали ООО «ТЛКК «Альянс» (ген.директор Денис Павлов), было арестовано около 20 вагоном с китайскими товарами в порту Восточном. Посредником в этой контрабандной операции выступала Н. Ерисковская. Всего тогда в порт прибыло около 130 контейнеров с контрабандой, а затем в течении нескольких дней еще более 70 контейнеров. Остальной груз арестован не был. Ерисковская своевременно получила информацию о проводимых арестах и не подала декларации на прибывший груз. Она немедленно начала готовить не задекларированный груз к реэкспорту. И хотя ДВОТ располагала всей информацией о грузе, какие либо действия в отношении груза и самой Ерисковской предприняты не были. Более того, ей была организована встреча с зам. начальника Находкинской таможни А. Римским, бывшим генералом ФСБ Тяжловым, федеральным инспектором в Приморском крае Авакумянцем, начальником Находкинской транспортной прокуратуры Бабиковым. В результате информации по незаконной деятельности Ерисковской не был дан ход, контрабандный груз до августа 2005 года был вывезен из России (реэкспорт).

В 2005 году после тщательной подготовки была проведена тайная встреча Мурашко с Авакумянцем, на которой обсуждался вопрос организации определенных контрабандных схем, в том числе коснулись и вопроса оказания помощи Ерисковской в реэкспорте. Г-н Авакумянц, отправил письменный отчет по результатам этой встречи. Я располагаю копией данного отчета и готов представить его для ознакомления соответствующим органам, в случае если буду уверен в их искреннем желании навести порядок на границе и наказать контрабандистов либо могу выставить его для всеобщего ознакомления.

Всего участники схемы по реэкспорту груза получили от Ерисковской и владельцев груза из Москвы, Питера, Новосибирска, Хабаровска и Китая более 2,4 млн. долларов США. Данные о владельцах груза есть в ДВОТ и УФСБ по Приморскому краю.

В 2005 году расценки на провоз контейнера с контрабандным грузом составляли 22-25 тыс. долларов США. При этом государство получало около 5-7 тыс. долларов в виде таможенной пошлины, примерно столько же получали Лысак, Хе и их подчиненные, 1-2 тыс. с контейнера получал посредник, остальное уходило на УФСБ, Находкинскую таможню, ДВОТ, УВД ПК и Находкинскую транспортную прокуратуру.

В случае ареста груза заезжими оперативниками включалась схема возврата груза путем его реализации через РФФИ либо подмены дорогого товара на дешевый в местах хранения. Арестованный товар, как правило, оставался на хранении на СВХ «Ист Рейл». В крайнем случае дело передавалось в ЛОВДТ и там успешно разваливалось, товар заранее подменялся, как в предыдущем случае.

В начале 2005 года директором ЗАО «РОСТЭК-Приморье» вместо проворовавшегося Когтева был назначен Сергей Попов. Не будучи приморцем, не зная особенностей края, состояния в таможне и на границе Попов обратился за помощью в ДВОТ. В результате заместителями директора ЗАО стали близкие к Мурашко Ильин и Софин, сам Попов оказался втянутым в авантюру с хранением и продажей конфиската в Находке, принадлежащего структурам близким к Лысаку. Попов понял идею реализации конфиската буквально, и отказался от предложения по замене груза в арестованных контейнерах. В октябре 2005 года Попов был расстрелян неизвестными у подъезда собственного дома, он собирался вылететь в Москву и рассказать о незаконной деятельности Мурашко и его партнера Лысака. По информации, за 4 дня до расстрела Попов встречался с Лысаком, где отказал последнему, когда Лысак попросил вывезти арестованный и конфискованный груз и заменить его на другой, более дешевый. На встрече также присутствовали Хмель, Павлов, Хе и Мурашко. Через несколько дней был расстрелян Александр Козлов, бывший член ОПГ «Баула», бывший телохранитель мэра Владивостока Владимира Николаева, соучредитель ООО «ДВ-регион» и ООО «Реал-ДВ», который попытался организовать собственный контрабандный канал через Уссурийскую и Гродековскую таможни и составить конкуренцию Г. Лысаку. ДВОТ в течение нескольких месяцев прослушивал телефонные разговоры Козлова, информация передавалась в службу безопасности Геннадия Ивановича.

 

После смерти В. Кирсанова на должность начальника ДВТУ нацелился С. Мурашко, но Лысак посчитал, что для этого больше подходит бывший 1-й секретарь Артемовского горкома КПСС, 1-й зам. начальника ДВТУ Вугляр. Это привело к конфликту между Лысаком и Мурашко. Мурашко начал копать под Вугляра, арестовал несколько контейнеров с контрабандой, теплоход «Улан-Уде» с грузом контрабандного мясом. В ответ был арестован человек Мурашко, начальник Гродековской таможни Башко.

Все эти события, в конце концов, привели к отставке начальника ДВТУ Вугляра, но вместо Мурашко на должность начальника ДВТУ назначили генерала Бахшецяна.

Кроме того, в конце 2005 года на должность начальника УФСБ по Приморскому краю заступил бывший подчиненный В. Кондратова, друг Римского и бывший сослуживец Мурашко генерал Ю. Алешин.

 

В мае 2005 года Лысак предложил Бахшецяну открыть СВХ «Кипарисово-2» (Артемовский таможенный пост). Цель – растаможивание китайского контрабандного товара, приходящего в вагонах. Это позволяло существенно увеличить объем товара, проходящего через Гродековскую таможню. Бахшецяну предлагалось до 30% от прибыли. Но Лысак получил отказ. Мурашко по команде Лысака предложил Бахшецяну работать через Хасанскую таможню, но последний опять отказался. После чего по приказу Мурашко ОПО и ОТО ДВОТ начали проводить мероприятия в отношении Бахшецяна, его жены и ближайшего окружения по скрытому наблюдению, прослушиванию телефонов, в охрану Бахшецяна внедрили Коростылева В. В. Была поставлена задача, найти материалы, компрометирующие начальника ДВТУ.

В августе 2005 года Э. Бахшецян получил информацию о готовящейся поставке большой партии контрабандного мяса через Находкинскую таможню. 4 сентября им для задержания партии контрабандного мяса был направлен в Находку 1-й зам. Воробьев. По прибытию в Находку Воробьевым была досмотрена часть груза, прибывшая на теплоходе «Simper Fidelis». В результате вместо заявленных стройматериалов и продуктов питания на судне было обнаружено около 3 тыс. тонн мяса. Владельцем груза являлся Сергей Мязь, отвечающий в команде Сергея Хе за поставки мяса. Обращение Мурашко к Бахшецяну с целью замять дело не принесло результата.

После заступления на должность начальника УФСБ по Приморскому краю генерала Алешина, бывшего сослуживца Мурашко, хорошего знакомого Сергея Хе и личного друга А. Римского, Мурашко и Лысак вновь воспрянули духом.

В феврале 2006 года Мурашко организовал встречу Бахшецяна и Алешина, на которой Алешин предложил Бахшецяну не препятствовать Лысаку и Хе в их работе. Бахшецян вновь отказался.

В апреле 2006 года Мурашко подготовил рапорт на имя Алешина, а тот в свою очередь рапорт на имя прокурора края Аникина о нарушениях, допущенных начальником ДВТУ. В результате возбужденного уголовного дела Бахшецян и его 1-й зам. Воробьев были арестованы.  

В марте 2006 года по просьбе Гончаренко (директора филиала С.В.Т.С.) в Приморский край прилетали представители ЗАО «С.В.Т.С.-сопровождение» Наумов В. Н., Лукьянов Н. В., Татаржнов И. И., которые провели встречи с начальниками Владивостокской, Находкинской и Уссурийской таможен. В частности, в разговоре с начальником Находкинской таможни Кулешовым А. С. московские гости настоятельно советовали последнему не мешать внешне-экономической деятельности принадлежащих Сергею Хе компаний, а наоборот оказывать им всяческую поддержку. Получив отказ, советовали Кулешову искать новое место работы. Тот не испугался и добился увольнения из таможни и.о. начальника Находкинского таможенного поста Сергея Могилевского, человека Гончаренко, работающего в интересах Лысака. Сегодня по протекции Мурашко Могилевский назначен зам. директора ЗАО «РОСТЭК-Приморье».

После ареста Бахшецяна был восстановлен на работе Гаврилов, который немедленно отбыл в Находку, где трижды встречался с начальником таможни Кулешовым, требуя от последнего содействия Хе и Лысаку. Кулешов вынужден был уйти в отпуск. На сегодняшний день Кулешов отстранен от исполнения обязанностей. Ю. Алешин планирует поставить на место Кулешова своего друга Римского, но этому препятствует Мурашко. Тогда он утратит контроль над Находкинской таможней, так как Римский имеет прямой выход на Алешина и роль Мурашко в Находкинской схеме будет сведена к минимуму, а значит, он потеряет основной источник дохода.

Во второй половине августа - сентябре 2006 года Находку буквально захлестнул поток контрабанды. Только до 17 сентября 2006 года через Находкинский таможенный пост было завезено только более 10 тыс. тонн контрабандного мяса. Поставки ширпотреба имеют не меньшие объемы.

Сегодня в контрабандной схеме через Находкинский таможенный пост (ДВСМЗ) участвуют: начальник УФСБ по Приморскому краю Алешин, начальник УФСБ г. Находка Лукьянов, 1-й зам. начальника Находкинской таможни Тыщенко, зам. начальника Находкинской таможни Римский, и.о. начальника таможенного поста «Морской порт Находка» Алексюк, начальник УВД ПК Вачаев, начальник ЛОВДТ Находки Герлихман, транспортный прокурор Находки Бабиков, и.о. начальника ДВТУ Голоскоков, начальник ОИС ДВТУ Гаврилов, начальник ДВОТ Мурашко, 1-й зам. начальника ДВОТ Тюпин, зам. начальника ДВОТ Бров, начальник ОПО ДВОТ Фиалковский, начальник ОТО ДВОТ Квитко и другие.

После ареста Бахшецяна, со слов Тюпина, который близко общается с Мурашко, Лысаком, дружит с Голоскоковым и Литвиновым, С. Мурашко взял у Лысака – Хе 2 млн. долларов США и через Литвинова передал их Завражному, 1-му заместителю директора ФТС. Деньги были отданы за назначение Голоскокова и.о. начальника ДВТУ. В октябре 2006 года директор Сахалинского филиала ЗАО «РОСТЭК-Приморье» Филоненко по команде Голоскокова отвез в Москву Мурашке еще 5 млн. рублей, которые были переданы последним Завражному и далее и.о. генерального директора ФГУП «РОСТЭК» А. Блау за назначение Филоненко и.о. директора ЗАО «РОСТЭК-Приморье». Кроме того за продление своих полномочий Филоненко взял на себя обязательсто ежемесячно отвозить в Москву 2 млн. рублей ежемесячно и передавать их Блау. Со слов источника близкого к Блау, сегодня подобной данью обложены все ЗАО, учредителем которых является ФГУП «РОСТЭК». А сам ФГУП превратился в личную кормушку генерала Завражного и г-на Блау.

ЗАО «РОСТЭК-Приморье» планируется превратить в новый «Ист Рейл».

Сейчас готовится очередная партия денег для того, чтобы назначить зам. начальника ДВТУ по тылу друга и земляка Мурашко Когтева, а также окончательно закрепить Голоскокова на должности начальника ДВТУ.

В октябре 2006 года при проверке деятельности Сахалинской таможни комиссией ДВТУ были выявлены существенные нарушения российского законодательства, факты завышения сумм международных контрактов по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2» со стороны компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Ко ЛТД.» и других компаний, имеющих отношение к проектам. Это наносит существенный вред бюджету России. Были выявлены факты содействия иностранной компании со стороны начальника Сахалинской таможни Голоскокова. О чем председатель комиссии Шушина Е. А. доложила и.о. начальника ДВТУ Голоскокову (начальнику Сахалинской таможни) и получила команду переписать справку и уничтожить фактические материалы, собранные комиссией. По информации источников, г-жа Шушина сохранила копии документов проведенной проверки. Данные нарушения можно также проследить проверив таможенные декларации, поданные компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент КО ЛТД». Например, ГТД № 10707090/150305/0001778.

После прихода в УФСБ ПК Алешина открылся новый канал контрабанды. Им стал принадлежащий Сыну Виктора Кондратова Руслану Владивостокский рыбный порт. Потоки контрабанды до сих пор идут через причалы «Далькомхолода» и ДМП. Владельцем товара является А. Харьковский.

 

Последние 2-3 года начальник ДВОТ Мурашко вместо борьбы с контрабандой занят решение своих личных вопросов, интригами вокруг должности начальника ДВТУ, зарабатыванием денег с использованием служебного положения. Деньги зарабатываются не только на организации контрабандных каналов, крышевании контрабандистов, но и на выполнении заказов по дискредитации бизнесменов, сборе компромата, фальсификации уголовных дел, вымогательстве. Все это отражается на работе ДВОТ в целом, привело к отсутствию дисциплины в самой таможне, воровству со стороны сотрудников.

Так в середине октября 2006 года при дележе денег полученных после проведения тендеров в своем кабинете 1-й зам. начальника ДВОТ Тюпин в пьяном виде в присутствии зама по кадрам Кравцова избил зам. начальника ДВОТ по тылу Скляра, в результате чего последний попал в больницу. 28 октября при праздновании Дня таможенника в санатории «Пограничник» между сотрудниками ДВОТ возникла массовая драка, в которой участвовали Тюпин, Кравцов, Батаев и другие. Причиной драки послужил тот факт, что не все сотрудники ДВОТ живут не только на одну на зарплату.

Начальники ОПО Фиалковский, ОТО Квитко постоянно воруют деньги с 9-й статьи (оперативные расходы). Квитко на эти деньги достраивает коттедж в пригороде Владивостока (фото и документы будут представлены). Я располагаю фактами, что оперативными подразделениями ДВОТ по команде Мурашко, а также самостоятельно проводились незаконные мероприятия по прослушиванию телефонов, кабинетов многих известных бизнесменов, депутатов ЗакСа, сотрудников суда и прокуратуры, а также в отношении этих лиц проводилось скрытое наблюдение. Данные мероприятия проводятся, как правило, в интересах третьих лиц, за плату. Примером этого может послужить деятельность ДВОТ в 2004-2005 годах. Когда вместо того, чтобы бороться с контрабандой, оперативные подразделения ДВОТ, за вознаграждение в несколько десятков тысяч долларов США, проводили мероприятия в интересах Приморского отделения «Альфа-банка», выступая в роли службы безопасности этого филиала.

Кроме того, руководством ДВОТ нарушаются правила закупок автомобильной, специальной и другой техники. Часть техники и оборудования закупаются без проведения обязательных тендеров либо по ценам, существенно превышающим рыночные. Либо вообще завозятся из Китая.

Чтобы перечислить все нарушения закона, допускаемые в ДВТУ, ДВОТ, Приморском УВД и УФСБ не хватит и целого тома. Пусть с этим разбираются следственные органы.

Я же, в качестве доказательства правдивости написанного мною, представляю график прохождения судов с контрабандным грузом с января по октябрь 2006 года через таможенный пост «Морской порт Находка» (и.о. начальников поста – Могилевский и Алексюк) и электронную копию автобиографии Сергея Мурашко из его личного дела, находящегося в ДВОТ.

Название судна / Датаприхода

Анвей 01.01.06, 21.02.06, 02.04.06, 22.04.06, 17.05.06

Мыс Тунгус 01.01.06

Макс 03.01.06, 14.01.06, 26.02.06, 20.03.06

Лабрадор 17.01.06, 15.05.06

Ист Винд 04.03.06, 18.04.06, 30.04.06, 12.05.06

Стринг Сакура 18.03.06, 15.04.06, 27.04.06, 07.05.06

Лара-С 26.03.06, 09.04.06, 24.04.06, 06.05.06, 20.05.06

Фан Ченг 08.04.06, 17.04.06, 29.04.06, 13.05.06, 23.05.06

Ларк 28.04.06, 21.05.06, 03.06.06

Кванг Ченг 11.05.06

Коралл Си 21.05.06, 14.06.06, 29.06.06, 15.07.06, 09.08.06, 21.08.06, 28.09.06, 28.10.06

Инг Тонг 24.05.06, 02.06.06, 11.07.06, 23.07.06, 29.08.06

Азия Саммет 25.05.06, 02.06.06, 10.06.06, 06.07.06, 17.07.06, 27.07.06, 08.08.06, 11.09.06, 26.09.06, 19.10.06, 30.10.06

Хао Шун 28.05.06, 05.06.06, 13.06.06, 08.07.06, 18.07.06, 03.08.06, 24.09.06, 02.10.06, 12.10.06, 29.10.06

Юнг Тонг 10.06.06

Эйч Эйс Гонконг 24.06.06, 13.07.06, 25.07.06, 06.08.06, 16.08.06, 29.08.06, 12.09.06, 25.09.06, 04.10.06, 15.10.06, 31.10.06

Дрим 09.07.06

Ориед Винд 14.08.06

Финвал 29.09.06

За данные поставки отвечали Мязь, Романов, Мейн.

Оперативные подразделения Находкинской таможни на этот период отправлялись Римским для проверки на другие пароходы либо вообще за пределы Находки, контроль за действиями сотрудников таможенного поста осуществлял начальник ОСБ таможни А. Романцов, бывший сотрудник милиции (относился к негласному оперативному составу, работал в Установке).

АВТОБИОГРАФИЯ

Кто же вы господин Мурашко и на кого работаете?

Президент Путин сказал:- или служба Родине или бизнес, нельзя совмещать одно с другим!!!!

 

Пользователь: пионер (194.84.66.---)

Дата: 28.11.2006 17:26

http://vlcrime.net/read.php?1,168,17631#msg-17631.