Совещание по вопросам опережающего развития Дальнего Востока |
|
Д.Медведева: Вчера с некоторыми здесь присутствующими коллегами мы Кавказом занимались, сегодня вот Дальним Востоком. Поговорим об опережающем развитии (у нас появился такой термин) и, естественно, о механизмах ускоренного развития Дальнего Востока. Кроме того, несколько слов нужно будет сказать по отраслевым госпрограммам, которые посвящены туризму и спорту в этом регионе.
Изменения, которые все мы с вами продвигаем на Дальнем Востоке, требуют и иной экономической динамики региона. Дальнему Востоку, это понятно, нужны стратегические инвесторы, инвесторам - нормальная бизнес-среда. Что такое бизнес-среда? Это прежде всего администрирование, налоговый режим и нагрузка на бизнес. При этом мы всё равно вынуждены смотреть на наших соседей, потому что регион в этом смысле, в инвестиционном плане, единый.
Понятно, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона очень высоко подняли планку инвестиционного климата, там у них в этом смысле всё очень грамотно устроено. Нам нужно хотя бы постараться приблизиться к этим показателям.
Нужно создавать условия для организации несырьевых производств, которые ориентированы на экспорт, с другой стороны, ориентированы на импортозамещение; как можно скорее запустить те инвестпроекты, которые мы практически в этом же кругу обсуждали; постараться снять инфраструктурные ограничения, которых там очень много ввиду удалённости этого региона от центра России, и, конечно, привлекать квалифицированные кадры, создавать новые рабочие места.
Практическим механизмом решения этих задач должны стать так называемые территории опережающего развития. Соответствующие законопроекты мы с вами уже несколько раз рассматривали, они находятся, как мне докладывают коллеги, в высокой степени готовности. Сегодня пройдём по остающимся нюансам, крупным нюансам, важным, после этого, надеюсь, поставим в этом вопросе точку и завершим основную работу над законопроектом.
Важно, чтобы одним из главных критериев отнесения к территориям опережающего развития был интерес самих инвесторов, потому что мы можем насоздавать всё что угодно, а инвесторы туда не пойдут, не приедут. Это было бы худшим воплощением инвестиционной политики на Дальнем Востоке.
Площадки должны отбираться с прицелом на конкретных инвесторов, потенциальных потребителей. Для этого нужно наладить диалог с теми компаниями, которые там уже работают или готовы прийти работать туда, вести, конечно, информационную работу на рынке, доказывать наши преимущества, а если их пока нет, то пытаться их создавать.
Также мы говорили о том, что нужно сконцентрироваться на ряде отраслевых госпрограмм. В марте я давал поручение пересмотреть ряд госпрограмм с учётом приоритетов развития Дальнего Востока, выделить в них специальные разделы и ключевые показатели эффективности. Две из них - по культуре и туризму, физической культуре и спорту мы сегодня посмотрим: чего хватает, а чего не хватает. Вот такая повестка, прошу всех выступать компактно. Сначала с общим сообщением по законопроекту выступит Министр по развитию Дальнего Востока. Пожалуйста, Александр Сергеевич Галушка.
Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка и глава Минприроды Сергей Донской |
|
А.Галушка: Спасибо большое.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, ключевой подход к разработке законопроекта о территориях опережающего развития - это обеспечение глобальной международной конкурентоспособности, условий инвестирования, ведения бизнеса на Дальнем Востоке России в сравнении со странами АТР.
В этой части нами была проведена помимо законопроектной работы также работа маркетинговая и полевая. В ходе полевой работы отобраны 14 наиболее подходящих для предложения инвесторам площадок.
В ходе маркетинговой работы проведено несколько десятков встреч-презентаций с потенциальными инвесторами территорий опережающего развития.
Хочу отметить, что, например, руководители крупнейших японских компаний «Сумитомо» (Sumitomo), «Кавасаки» (Kawasaki), «Соджетс» (Sojitz), «Марубени» (Marubeni), «Хитачи» (Hitachi), «Мицубиси» (Mitsubishi), «Мицуи» (Mitsuei) лично высказали интерес к проектам территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. То же самое касается руководителей крупнейших южнокорейских компаний: «Самсунг» (Samsung), «Лотте» (Lotte), LG, «Дэу» (Daewoo) также неоднократно подтверждали интерес к проектам по созданию территорий опережающего развития и локализации своих производств на этих территориях.
Самое главное, что ждут сегодня инвесторы, - это принятие законопроекта и создание самих территорий опережающего развития. С точки зрения законопроекта… Он прошёл процесс кропотливого согласования с министерствами и ведомствами, в результате сохранил своё главное содержание, это две основные идеи: первая - дерегулирование; вторая - налоговое стимулирование.
В части дерегулирования отмечу 10 основных позиций, которые сегодня реализованы в законопроекте.
Первое - это сокращение сроков проведения проверок: плановых - до 15 дней, внеплановых - до пяти дней, в отношении субъектов малого бизнеса - до 40 часов. При этом внеплановые проверки будут проводиться по согласованию с органами управления территории опережающего развития.
Второе - это практическая реализации принципа одного окна для инвесторов за счёт возможности осуществления контрольных и надзорных полномочий ФОИВ на территории ТОР специально создаваемыми подразделениями этих ФОИВ и наделение управляющих компаний функциями по оказанию государственных и муниципальных услуг. Всё это вместе даёт возможность практически реализовать принцип одного окна для инвесторов.
Третье - сокращение сроков проведения государственной экологической экспертизы до 45 дней.
Четвёртое - упрощение изъятия земельных участков с целью создания и расширения территорий опережающего развития по прямой аналогии с нормами закона о саммите АТЭС во Владивостоке, сочинском законе, Новой Москве и так дальше, то есть по прямой аналогии с теми жизнеспособными юридическими практиками, которые показали успешность и результативность.
Пятое - это распространение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в границах территории опережающего развития.
Шестое - возможность установления Правительством Российской Федерации особенностей лицензирования образовательной деятельности на территории ТОР.
Седьмое - установление льготных ставок арендной платы в ТОР и льготного подключения к инженерным сетям.
Восьмое - возможность привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности без учёта квот.
Девятое - это расширение оснований для установления сервитута при формировании линейных объектов, необходимых для создания территории опережающего развития.
И десятое - это возможность установления Правительством Российской Федерации особенностей допуска лиц к осуществлению медицинской деятельности и лицензирования порядка оказания медицинской помощи на территориях опережающего развития.
Это 10 основных позиций, на которые хотел бы обратить внимание, пользуясь возможностью сегодняшнего совещания, которые сегодня реализованы в законопроекте и значительным образом практически реализуют модель дерегулирования в территориях опережающего развития.
Налоговое стимулирование. Шесть основных стимулов предлагается в законе о внесении изменений в Налоговый кодекс.
Первое - это налоговые каникулы по налогу на прибыль организаций, в течение первых пяти лет ставка не должна превышать 5%. Второе - это налоговые каникулы по налогу на имущество организаций в течение 5 лет. Третье - также налоговые каникулы в течение 5 лет по земельному налогу. Четвёртое - это льготная ставка страховых взносов для инвестиционных проектов, реализуемых в территориях опережающего развития в течение первых 10 лет в размере 7,6%. Также налоговые каникулы по налогу по НДПИ. И шестое - это ускоренная процедура размещения налога на добавленную стоимость.
С точки зрения текущего согласования законопроекта с федеральными органами исполнительной власти. Законопроект согласован с 15 такими органами, сохранились замечания по законопроекту о территориях опережающего развития Минэкономразвития, Минтранса.
С Минтрансом они носят в основном технический характер и могут быть быстро урегулированы, с Минэкономразвития основное разногласие касается территории применения этого законопроекта: есть предложение у коллег из Минэкономразвития распространить его на всю Российскую Федерацию.
Мы предлагаем начать с Дальнего Востока, отработать все практические деятельные модели, механизмы реализации этого законопроекта, отработать правоприменительную практику и после этого через два-три года принимать решение о распространении его на территорию всей Российской Федерации.
С точки зрения налоговых стимулов: позиции согласованы с Минфином и Минтрудом по ставке страховых взносов. Согласованы с Минфином налоговые каникулы по налогу на прибыль. Остались разногласия с Минфином в части налоговых каникул по налогу на землю и по налогу на имущество организаций, а также по механизму ускоренного возмещения налога на добавленную стоимость.
Минфин предлагает не устанавливать налоговые каникулы по налогу на землю и по налогу на имущество. Мы предлагаем их установить с учётом того, что это была прямая речь Президента в Послании Федеральному Собранию, прямое поручение Президента - такие каникулы установить, и потенциальные иностранные инвесторы, о которых я уже упоминал, рассчитывают на то, что это поручение Президента будет реализовано.
А также некоторые разногласия по НДС. Мы предлагаем установить ускоренный, упрощённый порядок возмещения, который допускается Налоговым кодексом. Минфин с этим согласен, но предлагает такой порядок обременить поручительством управляющей компании - компании, которая будет управлять территориями управляющего развития. Мы предлагаем это сделать без такого поручительства.
Кроме того, есть предложение Михаила Анатольевича Абызова установить нулевую ставку НДС для резидентов территорий опережающего развития.
Вот те разногласия, которые, Дмитрий Анатольевич, остались. Надеюсь, что сегодня мы все их урегулируем.
Д.Медведев: Мы сейчас с ними как раз и покончим, займёмся этими разногласиями.
<…>
Горки, Московская область, 02.07.14
Правительство РФ