Среди тех, кто поддержал выдвижение Владимира Миклушевского, был и глава Владивостока Игорь Пушкарев |
|
В «Фетисов-арене» (всплывают непрошеные ассоциации - Назарбаев-университет в Астане, Путин-клуб в Суйфэньхэ…) в минувшую субботу прошла конференция «Единой России», целью которой было выдвижение в губернаторы Владимира Миклушевского. Возможно, выбор площадки намекал на спортивно-состязательный характер политического процесса, но в условиях отсутствия этого самого процесса более актуальной видится другая составляющая названия комплекса - не «-спортивный», а «концертно-».
Вместо политики теперь - шоу, и партконференция прошла вот именно что в формате шоу. Гимн играли с частотой телерекламы; девушки-триколоры отплясывали под музыку «Время, вперед!», которая у пожилых партийцев может ассоциироваться со Свиридовым и Катаевым, у средневозрастных - с программой «Время», а у юных - даже трудно сказать с чем. Сплясали и «яблочко», рискуя вызвать ассоциации с другой партией (впрочем, кто о ней помнит). Был здоровяк с замашками вандала, зачем-то гнувший арматуру и гаечные ключи.
Присутствовал и сенатор Фетисов. Интересно, каково это - входить в КСК имени себя. Куда там советским прижизненным бюстам на родине дважды Героя; был в СССР, впрочем, период, когда именами госдеятелей при жизни называли города (самый близкий нам пример - Уссурийск-Ворошилов), так что нам есть куда стремиться.
C Миклушевским конкурировали сенатор Заболотная (днями позже ставшая заместителем ВВМ) и мэр Находки Колядин, старательно делая вид, что не знают конечного результата. Но не для того же, в конце концов, Миклушевский уходил в досрочную отставку, чтобы партия вдруг предпочла Заболотную или Колядина. А в запрограммированности ничего страшного нет - шоу есть шоу. Зритель же ходит на «Гамлета», хотя и прекрасно знает, чем там все закончится.
В бюллетень для тайного голосования внесли, тем не менее, всех троих. Каждому дали слово. Г-жа Заболотная рекламировать себя не стала, г-н Колядин тоже был сдержан - говорил о проблемах местного самоуправления. Зато врио губернатора Миклушевский выступил с полноценной программной речью.
Что он сказал - и так примерно понятно, отметим лишь несколько любопытных моментов. Он пообещал создать в Приморье новую отрасль промышленности - металлургическую («Как металлург вам говорю!»; невольно вспоминаются неисполнившиеся мечты предыдущего губернатора Дарькина об алюминиевом заводе).
Пообещал не дать в обиду «Приморский кондитер» (тут же раздались аплодисменты; правда, ВВМ не уточнил, поможет ли он отсудить у коварных москвичей наши права на бренд «Птичье молоко», а жаль: подобный шаг вызвал бы в Приморье не меньший энтузиазм, чем в России в целом - возвращение Крыма). Возмутился: «Сколько уже можно есть китайские овощи?» (тут опять раздались аплодисменты).
В речи врио губернатора то и дело поблескивали синтаксическими кристаллами афоризмы. Ну, например: «Со Светланской, 22 всего не увидишь» - чем не слоган для предвыборной кампании? Или вот: «Приморцы любят автомобили». А потому качество дорожной инфраструктуры в Приморье должно соответствовать «стандартам наших соседей» (тут опять-таки не хватило уточнения: соседи - это китайцы или, скажем, хабаровчане?).
Вскрытие показало: за Заболотную отдали голоса семеро делегатов, за Колядина - трое, за Миклушевского - 197. Он и стал кандидатом от «ЕР» на губернаторских выборах. Это сюрпризом не стало, интереснее другое: кто голосовал не за Миклушевского и почему - по собственной инициативе или же по договоренности, чтобы у первых двух не было нулей и была соблюдена видимость приличий?
Если еще недавно ходили слухи о том, что Миклушевский - «фигура временная», то теперь они должны на время притихнуть: не для того же он избирается в губернаторы, чтобы потом взять и сразу уйти. Да и зачем верить слухам - знаем мы, кто их сочиняет. Вот Дарькина «уходили»» раз 20, а он пересидел по стажу самого Наздратенко.
Теперь всякому здравомыслящему человеку понятно: выборы 14 сентября 2014 года уже состоялись, и победил на них понятно кто. Странно выглядят интриги в станах коммунистов и «эсеров» (не говоря об остальных), с серьезным видом спорящих о том, кого выдвинуть в губернаторы от своих партий. Но это тоже необходимый элемент шоу, доигрывание избранных или навязанных (неважно) ролей. Не может же Гамлет в начале спектакля плюнуть и уйти со сцены или зарезаться - не поймут.
Да, формально нам вернули выборы губернаторов. Но вспомним 2001-й: Москва через своего полпреда Пуликовского проталкивает в губернаторы Апанасенко. Того вдруг обходит малоизвестный предприниматель Дарькин («Почему Дарькин?» - «Потому что Локтионова»), и еще нужно брать поправку на «фактор Черепкова»…
Между выборами 2001-го и 2014-го - не 13 лет, а целая эпоха, и сравнивать их нельзя. Это два совершенно различных по своей сути события, лишь по недосмотру или речевой инертности называющиеся одним словом.
Василий Авченко,
«Новая газета во Владивостоке»,