Последний нетронутый уголок Хабаровска
Последний нетронутый уголок Хабаровска
Многие специалисты давно бьют тревогу. Проблема уплотнения «красной линии» Хабаровска стоит очень остро. Подвергаясь массированной коммерческой застройке, город теряет свою индивидуальность и становится дискомфортным для жизни, утрачивается связь времен и поколений.
 
- Есть свечки, которые прекрасно вписываются в городской ландшафт, - рассуждает инженер-строитель Евгений Афанасьев. - Жилой комплекс «Дендрарий», например, сбалансированный проект, радикально улучшивший эстетику района, в котором он построен.
 
Также гармонирует с 9-10-этажными домами микрорайона «68 школа» и с 2-5-этажной застройкой улицы Кубяка. Грамотно сделан и жилой комплекс «Каскад» в виде свечки в центре с уменьшением этажности к краям. Прекрасно и современно смотрятся монолитные высотки по улицам Флегонтова - П.Морозова.
 
- Но застраивать прибрежную линию свечками на той же улице Блюхера вплотную к имеющимся домам - по содержанию не архитектурное, а чисто коммерческое решение, убежден наш собеседник. - То же самое можно сказать по застройке первой линии от Амура в историческом центре - не продуманно, требует серьезнейшей архитектурной доработки.
 
Реалисты архитектурного сообщества Хабаровска считают, что наш город не сможет выглядеть, как районы прибрежных американских городов. Прибрежная первая линия Хабаровска, которая при нынешних темпах строительства скоро превратится в забор из свечек повышенной этажности, вряд ли станет Нью-Йорком. Для этого нет инфраструктуры, соответствующего ландшафта и вообще может привести к архитектурно-строительному коллапсу.
 
Многие компании Хабаровска сегодня освоили монолитно-каркасное домостроение, приобрели необходимое подъемно-транспортное оборудование, оснастку и прочее. Поэтому, исходя из технологий, коммерческих целей застройщиков и практики регулирования градостроительства, эксперты прогнозируют: грядет жесткий агрессивный этап земельно-человеческих отношений.
 
- Сакральное место исторического Хабаровска - зона ЦПКО, Амурского утеса, краеведческого музея Гродекова и памятника Дьяченко, включая парк ОДОРА, - говорит бывший военный инженер-строитель Виталий Кирс. - И в этом парке целесообразно было бы сделать рекреационную зону для семейного отдыха горожан с минимумом коммерческих услуг, но с тем же колесом обозрения с видами на Амур и исторический центр.
 
Кстати, так было в парке в советские времена.
 
Сплошная дисгармония
 
Как считает главный инженер проекта хабаровской стройкомпании Владимир Мироненко, в городе сейчас прослеживается новая, третья, архитектурная волна. В 1990-х года строили, как правило, на свободных земельных участках и ограничивались 9-14 этажами, что гармонировало с 5-14-этажной застройкой города 80-х годов. В 2010-м, как грибы, начали расти свечки от 20 этажей.
 
- Если застройщики хотят строить высотные районы, для этого нужно выделять отдельные зоны и там размещать деловые или жилые центры нового формата, так делается во всем цивилизованном мире, - говорит Владимир Мироненко.
 
Благодаря высотной застройке улицы Кавказской панорама со смотровой площадки Вечного огня попросту исчезла. Задуманная ось между двумя соборами на площадях Комсомольской и Славы раздавлена вписанными в нее свечками по Тургенева и Кавказской. Вот когда купола соборов, утес и граф Муравьев-Амурский стояли в одном ярусе, вид города с воды был очень гармоничный. Теперь главное в пейзаже Хабаровска - громоздкие жилые комплексы. Храмы и мемориальный комплекс ушли на второй план.
 
Все в наших силах
 
- Если не поменять подход по отводу земли и этажности, такая застройка разрушит городскую среду, - продолжает г-н Мироненко. - Санкт-Петербург является культурной столицей в том числе потому, что исторический центр грамотно построили итальянские архитекторы, гармоничная среда влияет на личность.
 
Ведь не имеет значения, через что человек сумеет понять гармонию природы - через музыку, живопись, поэзию или архитектуру. Поэтому выросшие в Питере люди впитывают дыхание своего города с детства. Вспомним, как петербуржцы отбивались от шпиля «Газпрома» в исторической застройке.
 
В Хабаровске же из советского центра по максимуму выжимается его коммерческий потенциал, невзирая на протесты горожан, мнение специалистов и просто здравый смысл.
 
- В городе избыток смешения стилей. То же здание краевой организации профсоюзов - серая коробка соцконструктивизма, родившаяся на лобном месте из торжества идеологии, это наследие истории, - заканчивает разговор Владимир Мироненко. - Или Дом радио, задумывавшийся для иновещания после событий на Даманском. Тогда много денег вкладывали в дальневосточные рубежи. Здание появилось вымученно и стоит сейчас как наследие холодной войны, неприглядная серая коробка - но с этим надо жить. Все остальное, что сейчас происходит с городом, изменить в лучшую сторону в наших силах.
 
Андрей Мирмович