С места события - на ул. Даниловского, 14-а в Хабаровске
С места события - на ул. Даниловского, 14-а в Хабаровске
Утром в понедельник, 12 мая 2014 года, в Хабаровске рванул бытовой газ в 5-этажном жилом доме 14-а, стоящем на ул. Даниловского. О взрыве я узнала в тот же день, из сообщения на официальном сайте ГУ МЧС по Хабаровскому краю.
 
Около 11 часов по местному времени я прочла там сообщение о взрыве. И сразу вспомнила, что утром 9 мая 2014 г. был так называемый «хлопок» газа примерно по тому же адресу: в пятиэтажке по Даниловского, 12. И предположила: либо на этой улице какое-то неблагополучие в газовом хозяйстве, либо это мистический «закон парных случаев».
 
9 мая хоть и грохнуло достаточно громко, как из гаубицы, но обошлось без серьезных последствий. Если не считать разбитого стекла в окне и порезанного пальца хозяйки квартиры, где случился газовый хлопок. Взрыв 12 мая был с гораздо более ощутимыми последствиями.
 
-По предварительным данным, произошло повреждение четырех квартир на первом этаже и двух квартир на втором этаже, - уточнила мне в 11.30 утра 12 мая начальник пресс-службы ГУ МЧС по Хабаровскому краю Елена Еременко. - Пожарными эвакуировано 17 человек. По предварительным данным, один человек пострадал, его осматривают медики. На месте происшествия продолжают работать спасатели, пожарные, медики, полиция, служба «Горгаза». Проводится тушение пожара в квартирах на первом и втором этажах.
 
В 13 часов на мою электронную почту пришло сообщение от исполняющей обязанности начальника пресс-службы УМВД по краю Эльзы Трифоновой:
 
«По уточненным данным, при взрыве газа в жилом доме по ул. Даниловского пострадали десять человек, один из которых участковый уполномоченный отдела полиции №11 УМВД России по городу Хабаровску, один из первых прибывший на место происшествия. В результате пожара сотрудник полиции получил ожог кистей и лёгкую контузию. Он госпитализирован».
 
В 14 часов 12 мая 2014 г. я отправилась на ул. Даниловского, чтобы узнать подробности от очевидцев этого ЧП. Когда шла от автобуса к месту ЧП, обратила внимание на газгольдер, где четверо работников «Крайгаза» в синих спецовках снимали какие-то большие крышки и грузили их на микрогрузовик с краном. Я спросила: «Что с газгольдером?»
 
-Ремонтируем, - ответил один из рабочих, отказавшись представиться.
 
-А когда начался ремонт и по каким причинам? - поинтересовалась я.
 
-Перед майскими праздниками. Тут газгольдерную площадку залило водой, - ответил рабочий.
 
-А не связаны ли эти ремонтные работы как-то с сегодняшним взрывом газа? - задала я вопрос уже «в лоб».
 
-Конечно, не связаны, - уверенно ответил газовщик и показал, как мне найди дом под номером 14-а.
 
От газгольдера его отделяла территория детского сада. Дом №14-а располагался к ней торцом. Во дворе кипела работа по разбору завалов в поврежденных взрывом и пожаром квартирах. Пожарные и спасатели выбрасывали из зияющих оконных проемов куски бетонных перекрытий и какой-то обугленный хлам - все, что осталось от домашнего скарба жильцов. Вокруг ленточного ограждения стояли несколько полицейских. Видимо, «охраняли» место происшествия от зевак. У пожилой женщины, которая вышла из 3-го подъезда, я поинтересовалась: что жильцам известно о сегодняшнем взрыве?
 
- Я почти ничего не знаю, только что вышла, - ответила пожилая женщина, рассказав, однако, что в этом доме она старожилка, живет здесь с 1970 года, когда его заселили, и все жильцы зовут ее баба Зина. - Одно могу сказать: взрыв был страшной силы, я даже подумала, что началась война. Да вы вон лучше поговорите с Валерьевичем, он видел, что перед взрывом сюда подъезжали работники аварийной газа, а потом они почему-то уехали, - посоветовала мне старушка, указав на пожилого мужчину с палочкой.
 
-Сегодня утром мы с женой стояли на балконе нашей квартиры в 4 подъезде на 4 этаже, - рассказал мне Михаил Намеренко.- Стоим, вокруг тишина, дышим воздухом. Смотрю, внизу у соседнего подъзда стоит белая спецмашина. Говорю жене: к кому-то «скорая» приехала. Она мне в ответ: это не медики, аварийная газовщиков. Они пробыли в доме 10 минут и уехали. После этого прошло минут 30, я зашел в квартиру, и тут - как грохнет! Я бросился на балкон, а там из квартиры на первом этаже уже валит черный дым. А когда я спустился во двор, из того подъезда уже начали вытаскивать народ. Мне кажется, тут газовики что-то недоделали, - поделился со мной своими предположениями Михаил Валерьевич. - Ведь они были здесь до взрыва, я это лично видел. Почему так быстро уехали?
 
В той 3-комнатной квартире на первом этаже, где произошел взрыв, никто не живет уже лет 5, а может и больше, никого не было видно, - сообщил мне и такую подробность Михаил Намеренко. - Причем, насколько мне известно, все эти годы в квартире никто ничего не ремонтировал.
 
- Валентина Александровна Кацубо - она старшая по дому, - мне рассказывала, что в подъезде утром почувствовали запах газа и сразу вызвали аварийную службу, - присоединилась к нашей беседе вышедшая из третьего подъезда Мария Иванова. - Заявку газовщикам она сделала около 8 часов утра. Они приехали где-то в половине 10-го, что-то там поделали. Потом пришел участковый, и вместе со слесарем они начали вскрывать «болгаркой» металлическую дверь трехкомнатной квартиры на первом этаже, где никто не живет. Вот от искры и произошел взрыв! Поэтому участковый и слесарь больше всех и пострадали. Слесаря вообще придавило той дверью, когда ее выбило взрывом. Вон она лежит у подъезда, видите, какая массивная.
 
Я не знаю, он виноват или газовщики, но дверь вскрывали «болгаркой» при участковом, хотя газом в 5 подьезде перло вовсю, - сообщила Мария Иванова.
 
На условиях анонимности один из сотрудников «Крайгаза» мне рассказал, что пострадавший от взрыва подъезд был отключен сотрудниками «Хабаровсккрайгаз» еще до самого взрыва. Вызов поступил от жильца квартиры №89 в 7.50 утра. Прибыв на место, газовики обследовали подъезд и решили, что утечка идет из квартиры №81 на первом этаже. Однако они не смогли туда попасть.
 
-Сотрудники аварийной службы перекрыли общую подачу газа, проветрили подъезд и, чтобы удостовериться, что ситуация локализована, вызвали ремонтно-эксплуатационную службу и участкового, - сообщил мне главный инженер ОАО «Хабаровсккрайгаз» Юрий Че. - И в тот момент прогремел взрыв, - мы не успели даже доехать до места. До того как приехала ремонтная служба - прогремел взрыв.
 
Со слов людей складывалась картина, что искра от «болгарки», включенной слесарем, спровоцировала взрыв. Но действительно ли участковый дал слесарю команду начать взлом стальной двери, я выяснить не смогла. Потому, что полицейского на «скорой» увезли в больницу. Я позвонила туда на следующий день, во вторник.
 
- Трое пострадавших находятся в реанимации, они в тяжелом состоянии, еще двое - в крайне тяжелом. Состояние еще одного пострадавшего оценивается как удовлетворительное, он находится у нас в отделении. У всех пострадавших критические ожоги. Сейчас мы проводим интенсивную терапию, - сообщил мне по телефону 13 мая 2014 года заведующий ожоговым отделением ККБ-2 Александр Тупикин.
 
По словам врача, детей среди пострадавших нет.
 
Ирина Ружина, г. Хабаровск.
«Амурский меридиан», 14.05.14
http://www.province.ru/habarovsk/news/item/705