Шантары. Фото Александра Ничикова |
|
Впервые вопрос о создании особой охраняемой зоны в районе Шантарских островов был поднят О.В. Линдгольмом еще в 1885 году. Он просил правительство России взять под охрану национальное богатство - китов, которых нещадно истребляли иностранные промышленники.
В последующие годы за безотлагательную охрану Шантар выступали многие ученые и специалисты страны. В.К. Арсеньев, А.Д. Батурин, Г.Д. Дулькейт, И.К. Шишкин, А.В. Жирмунский, О.Г. Кусакин, А.П. Нечаев, Г.Е. Росляков, В.Д. Яхонтов и многие исследователи Охотморья ратовали за создание здесь охраняемой территории высокого статуса.
В 1975, а затем и в 1977 годах острова были внесены в Схему перспективных особо охраняемых природных территорий РСФСР. Приказом Главохоты РСФСР №309 от 01.08.1986 г. в число заповедников, предполагаемых к организации, включается и «Шантарский».
Письмом Госкомприроды Российской Федерации от 23.07.1990 г. за №02-16-789/1468 на имя Хабаровского краевого комитета по экологии и природным ресурсам уточняется Проект создания сети особо охраняемых природных территорий Российской Федерации на период до 2005 года, в составе которых для территории Хабаровского края указывается заповедник «Шантарский» площадью 300 тыс. гектаров. В дальнейшем на островах Шантарского архипелага органами исполнительной власти края планировалось создание заказника и, наконец, национального парка.
Проблемы создания особо охраняемой природной территории на Шантарских островах неоднократно обсуждались общественностью в средствах массовой информации, в профессиональных комиссиях, в том числе и с участием представителей правительства Хабаровского края. Создание национального парка было поддержано в ходе проведенных общественных слушаний и согласовано с заинтересованными сторонами.
Соответствующие материалы комплексного эколого-экономического обследования территории, подготовленные группой специалистов под эгидой Хабаровского фонда диких животных и обосновывающие придание ей статуса национального парка, получили положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В настоящее время, несмотря на то, что хозяйственная деятельность на островах Шантарского архипелага в последние десятилетия ограничена, островной природный комплекс существует в экстремальных условиях и легко уязвим даже при небольшом вмешательстве человека.
В условиях форсированного освоения побережья Охотского моря (добыча нефти и газа вокруг о. Сахалин) создание охраняемой природной территории было адекватно воспринято жителями края. Возникла общественная организация «Комитет спасения Шантар», которую возглавил Г.А. Басюк. Благодаря их усилиям, при поддержке пограничников и губернатора края на о-в Большой Шантар были доставлены и установлены два памятника в честь первопроходцев и пограничников, защищавших восточные рубежи нашей Родины.
С помощью общественности Хабаровска, участников туристических маршрутов под руководством дальневосточного фотографа-натуралиста И. Ольховского, а также членов экспедиции известного путешественника и священнослужителя Ф. Конюхова здесь же сооружены поклонный крести небольшая часовня, символизирующие принадлежность территории островов к русской земле.
Общественное движение возглавили Приамурские отделения Русского ботанического и Русского географического обществ. Огромную роль сыграли хабаровские журналисты, в своих публикациях ратующие за сохранение природно-рекреационного потенциала архипелага.
Большой Шантар. Фото Александра Ничикова. |
|
В эколого-экономическом обосновании вновь созданного национального парка рекомендуется выделение на его территории семи функциональных зон.
Узел наиболее уязвимых, требующих особой охраны сообществ, четко выделяется на острове Феклистова.
На Большом Шантаре они распространены в восточной части вдоль морского побережья, а также в центральной части острова в бассейне р. Оленьей (места обитания микижи), включая нижние и средние участки рек Средняя, Перевальная.
Здесь рекомендуется выделение зоны строгого заповедного режима, так как она включает уникальные в своем строении и структуре ботанические, ботанико-географические и экологические объекты.
Прилегающие к данной части о. Феклистова и восточной части о-ва Большой Шантар заповедные участки морской акватории в совокупности с наземной частью заповедных зон создают основу для сохранения как наземных, так и морских экосистем. Эти участки представляют интерес для научных исследований и экологического мониторинга.
Зоны познавательного экологического туризма обеспечивают условия духовной, научной, образовательной рекреации и предполагают различные режимы посещения. В частности, зоны познавательного туризма должны предназначаться для защиты ландшафтов, экологической специфики природной среды, типичных для побережья Охотского моря, некоторых уголков дикой природы и видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, одновременно для обеспечения интересов туризма, отдыха, экологического образования и научных исследований.
Целью ведения хозяйства в этой зоне является обеспечение ее долговременной охраны и поддержание в ее пределах максимально полного биологического разнообразия. Сюда входят долины рек Якшина, Большой Анаур, Средняя, Перевальная, Аргулад на о-ве Большой Шантар, часть побережья губы Лебяжьей и оз. Лисье на о-ве Феклистова, о-ва Прокофьева, Птичий, Кусова, Беличий и часть о-ва Малый Шантар.
Более активный туризм предполагается развивать на территориях рекреационной зоны, к которой и приурочены преимущественно объекты хозяйственного назначения и центры обслуживания посетителей: приустьевая часть р. Лебяжья на о-ве Феклистова, часть побережья и бассейны нижнего течения рек Якшина, Амука, Большой Анаур, оз. Большое на о-ве Большой Шантар, а также большая часть о-ва Малый Шантар. Здесь допускаются спортивное рыболовство, охота, сбор дикоросов: ягод, лекарственных растений и т.д.
Учитывая значительный пресс неорганизованного туризма, браконьерства и интерес к данным территориям с точки зрения добычи ценных биологических ресурсов Охотморья, организация национального парка «Шантарские острова» будет способствовать снижению этой нагрузки, но не может решить проблему полностью.
Для ее решения необходима политическая воля государства в управлении акваторией Охотского моря, включающая комплекс мероприятий, направленных на усиление пограничного контроля. В том числе выделение дополнительных средств на оснащение пограничников скоростными морскими судами, техническими средствами, подготовленным штатом специалистов, создание дополнительных баз по охране биологических ресурсов, использование дистанционной спутниковой системы слежения, проведение совместного патрулирования вод Охотского моря природоохранными контролирующими организациями федерального и регионального уровня и Федеральной службы безопасности.
Шантарский архипелаг в Охотском море до сих пор остается одним из труднодоступных районов Хабаровского края. Он расположен в западной части Охотского моря, у входа в Тугурский залив. От устья Амура, к северо-западу, до него 320 километров, а от устья р. Уда - 90 километров. Архипелаг состоит из 15 больших и малых островов, обрамленных ожерельем останцов, или кекуров.
Выбор Шантарского архипелага для создания здесь охраняемой природной территории неслучаен. По количеству холодных дней с осадками и туманами Охотское море может соперничать с полярными морями. Льдины блуждают у Шантар до августа, определяя ритм и динамику всего живого на них. И все-таки морские биологи обнаружили здесь великое множество организмов: водорослей, простейших, губок, медуз, червей, моллюсков, иглокожих и ракообразных, соседствующих друг с другом на разных этажах своего «дома». И все это разнообразие форм жизни составляет пищевую цепь, заключительные звенья которой - рыбы, птицы и морские млекопитающие, в том числе и китообразные.
Высоким биологическим разнообразием характеризуются шельфовая зона и прилегающие акватории. Еще сохранились лежбища ластоногих, вокруг островов встречаются серый, гренландский или полярный киты, северный плавун, финвал, дельфины и морские свиньи.
В водотоках отмечаются нерестилища лососевых рыб, но только в реке Средней, единственном месте на всем побережье Охотского моря, обитает микижа. На морском мелководье обычны камбала, сельдь, навага, раньше на «банках» обитали крабы, численность популяций которых катастрофически снизилась.
Самые многочисленные обитатели Шантар - птицы. Они образуют колонии с многотысячным населением. Кайры, бакланы, чайки, топорки, ипатки - типичные и коренные обитатели этих колоний. Хотя все и «говорят» на разных языках, сигналы тревоги и опасности улавливает каждый. Первыми их подают чайки, будоража все этажи поселений. Несмотря на постоянную конкуренцию из-за места и пищи, они дружно защищаются от врагов.
Многочисленные экспедиции дальневосточных орнитологов, в том числе и хабаровских Г.Е. Рослякова, В.Д. Яхонтова, показали, что Шантары - это не только птичьи базары, но и своеобразный дом отдыха для перелетных птиц. Сотни тысяч их, мигрируя из Юго-Восточной Азии и Индии на север и обратно, делают здесь остановку, чтобы подкрепить силы. Море с его мощными запасами пищи может насытить эту армаду.
Эмблемой Шантарского архипелага является тихоокеанский орлан, внесенный в Красные книги МСОП и Российской Федерации, его популяция одна из самых крупных на охотском побережье. Встречаются здесь скопа, черный аист, черный журавль, охотский улит, алеутская крачка, горный дупель, длинноклювый пыжик, рыбный филин. Гнездятся каменушки, гоголи, крохали, кряквы, масса всевозможных куликов и других птиц, охрана которых предусмотрена конвенциями, заключенными между нашей страной и Японией, США, Индией и Кореей.
Специфика растительного покрова Шантарских островов заключается не в видовом богатстве, не в эндемизме его представителей, а в сосуществовании видов растений различных по происхождению и экологии в одном пространственном контуре, где они образуют сложные по составу и строению растительные сообщества с характерными чертами тайги, Субарктики и Тихоокеанской литорали.
Кажется, что из растительности прицельным северным нордом выбиты все яркие тона, пышные формы, столь свойственные соседним, более южным и материковым сообществам. На замороженной земле - разливы палевых мхов, жидких осок, царство багульника, ерниковых и стланиковых зарослей. В долинах рек, защищенных горными склонами, картина иная: высокоствольные лиственницы, ели, тополя, пышное крупнотравье из борщевика, крестовника, какалии и лабазника.
Видовым богатством выделяются сообщества морских террас с их злаково-разнотравным набором. Эндем Дальнего Востока астрокодон соседствует с горицветом аянским, родиолой розовой, горечавкой Комарова, валерианой аянской, астрагалом холодным, остролодочниками Траутфеттера и Тилинга, геранью волосистоцветковой и многочисленными злаками. Редкие виды реликтового происхождения: триллиум камчатский, временнокрыльник камчатский, лилия слабая и чистоустовник азиатский, тесным образом связанные с формациями охотско-камчатской флоры, сосредоточены в долинах рек Якшина, Лебяжья, Большой Анукан, Средняя.
Из 508 видов сосудистых растений 45 - редкие и исчезающие, в Красной книге Хабаровского края и Российской Федерации их 20.
В настоящее время на грани выбывания из состава островной флоры «балансируют» малые по численности популяции камнеломки Сиверса, остролодочника сахалинского, розы морщинистой. В связи с пожаром прошлого года, вероятно, исчезла траутветтерия японская на о-ве Феклистова, резко уменьшилась численность родиолы розовой на Большом Шантаре в связи с хищническими заготовками.
Борис Воронов,
директор Института водных и экологических проблем ДВО РАН, член-корреспондент РАН;
Светлана Шлотгауэр,
заведующая лабораторией, доктор биологических наук;
Мария Крюкова,
зам. директора по научной работе, кандидат биологических наук;
Александр Куликов,
сотрудник Хабаровского фонда диких животных, кандидат биологических наук.
«Дальневосточный ученый», №4, 26.02.14
ст. «Шантары - земля русская»