Согласитесь, в жизни у каждого из нас бывает событие, которое невозможно вычеркнуть из памяти. Для меня таким событием стала работа над новой, Пятой по счету, Конституцией Российской Федерации.
 
В далеком уже 1993 году я работал заместителем главного редактора газеты «Приамурские ведомости», которую будучи депутатом краевого совета в 1990-м году с депутатской группой «Обновление» и возродил, состоял в общественной организации - Фонд поддержки Первого Президента России Бориса Ельцина, поэтому и был делегирован для участия в работе Конституционного Собрания над проектом новой Конституции.
 
Авторами проекта были известные юристы страны - профессор Сергей Алексеев, Анатолий Собчак, Сергей Шахрай, Анатолий Слива и многие другие. Этот документ был опубликован 30 апреля 1993 года, сразу после референдума «О доверии Президенту Российской Федерации», который прошел 25 апреля, а 26-27 апреля были объявлены его результаты.
 
Стоит заметить, что к этому моменту уже существовал «депутатский» вариант Конституции, над которым с 1990 года работала специальная комиссия Съезда народных депутатов во главе с Олегом Румянцевым, ответственным секретарем этой комиссии. Результаты состоявшегося референдума позволили Б. Ельцину, получившему доверие избирателей, выступить с резкой критикой работы Верховного Совета и заявить о том, что «депутатская комиссия не справилась со своей задачей, не учла реалии нового времени, ее проект мало чем отличается от действующей советской конституции», поэтому возникла необходимость созыва Конституционного Совещания для продолжения работы над «президентским» проектом Конституции. К слову, надо сказать, что такой орган как Конституционное Собрание хоть и был уникальным для России, но не был изобретением наших политиков и юристов. Аналогичные органы давно и широко известны мировой конституционной практике.
 
Конституционное Совещание открылось в Москве в Мраморном зале Кремля 5 июня 1993 года, но подготовка к нему шла весь май. Порядок работы Совещания был определен указом Бориса Ельцина от 2 июня. На 5 и 16 июня планировались два крупных пленарных заседания, а также промежуточная работа в пяти группах (в них были включены представители федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, профсоюзных, молодежных, общественных организаций и различных конфессий, а также товаропроизводителей и предпринимателей - более 750 участников), которым предстояло постатейно обсудить подготовленный проект Конституции и к 12 июня вынести свои поправки и замечания.
 
Заседание 5 июня началось с доклада Бориса Ельцина «О проекте новой Конституции». В нем он вновь подчеркнул невозможность дальнейшего развития страны при сохранении советской Конституции: «Стало очевидно, что советский тип власти не поддается реформированию. Советы и демократия несовместимы, - заявил президент. - У нашего собрания совещательный статус. Но это не значит, что его согласованным мнением можно пренебречь».
 
После этих слов Мраморный зал превратился в разбушевавшийся вулкан. Председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов, который с Борисом Ельциным уже давно, как говорится, был на ножах, и выступал с идеей создания классической парламентской республики, попытался прорваться к трибуне, чтобы возразить докладчику, хотя слово ему не предоставлялось. Поэтому охранники преградили Хасбулатову путь к трибуне. В конце концов слово Хасбулатову дали, но когда он стал говорить, то сторонники Президента начали оглушающее свистеть, топать, в зале поднялся такой тарарам, что продолжать говорить Хасбулатову было бесполезно - никто его не слышал. И он демонстративно покинул зал, а за ним вдогонку кинулись его соратники. Конечно, со стороны Хасбулатова это была чистой воды провокация, направленная на срыв совещания.
 
Охрана пыталась воспрепятствовать выходу протестующих из зала. Возникшим замешательством воспользовался народный депутат Юрий Слободкин, в то время член Российской коммунистической рабочей партии. Со словами «Позор!» «Позор!» он попытался овладеть микрофоном на трибуне. Охранники схватили его за руки - за ноги и понесли, как написала язвительно позже одна из московских газет, «тело на вынос». Я находился недалеко от прохода и хорошо видел всю эту неприглядную сцену. Тогдашний Генеральный прокурор Валентин Степанков (раньше он был прокурором Хабаровского края), вскочив со своего места, пытался вызволить Слободкина из крепких объятий охранников, но те деликатно осадили Генпрокурора. И только Борис Ельцин своим мощным окриком остановил это безобразие. Когда охрана стала опускать Слободкина на пол, с его ноги упал ботинок. Он схватил ботинок и, размахивая им над головой, прокричал: «Борис Николаевич, вот ваша демократия!»
 
Конечно, этот инцидент несколько омрачил настроение участников пленарного заседания Конституционного Собрания, но в дальнейшем была кропотливая, вдумчивая работа в секциях над текстом каждой статьи проекта, хотя и проходила в острейших спорах.
 
В мучительных предродовых схватках разрабатывался новый Основной закон. Давал себя знать уход СССР с политической карты мира, расслоение общества. Тогда я думал, как хорошо, что это реформирование происходит в такой яростной борьбе. Потому что Конституция важнее, чем Декларация о суверенитете или выборы Президента, и каждое ее слово должно быть безукоризненно выверенным, кристально чистым. Ведь на ней будут клясться наши президенты, по ней будут жить наши дети и внуки.
 
Новая Конституция, в отличие от Конституции советского периода, не должна быть идеологизированной и классовой - так решили разработчики и участники Конституционного совещания. В такой редакции юридический документ высшей силы, Основной Закон, после острых споров и был принят. После отмены знаменитой 6-й статьи, которая узаконивала монополию правящей компартии, был дан мощнейший импульс развитию многопартийности, теперь никакая партия или общественное объединение больше не смогут монополизировать власть.
 
Принципиально важной была первая глава - Основы конституционного строя. Парламент не может изменить ни одной запятой, ни одной буквы в первых 16 статьях. Впрочем, как и во второй главе - о правах и свободах. Изменить основы конституционного строя можно не иначе, как по правилам, установленным самой Конституцией, статей 135-й. В ней установлен жесткий барьер для всяческого конъюнктурного перекраивания Конституции, хотя такие посягательства у некоторых наших думцев есть и сегодня. Видно руки чешутся, так и хочется войти в историю, извините, как говорил в свое время, один мой редактор, с неумной глупостью. Менять что-либо в Конституции можно только с согласия общества.
 
В статье 135-й записано:
 
1. Положения глав 1, 2, и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
 
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
 
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
 
В проекте новой Конституции 1993 года содержалось несколько новшеств. Как известно, в 1991 году в России появился президент, но в отличие от прежней Конституции, проект устанавливал, что он является гарантом государства. Это новшество. Конституция поставила президента как бы над властями и наделила его очень большими полномочиями. Он - гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, и он принимает в порядке, который определяет Конституция, меры по охране суверенитета России - ее независимости, целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
 
Впервые вводилось понятие «парламент». Федеральное собрание - это и есть парламент Российской Федерации. Он является представительным и законодательным органом власти.
 
Местное самоуправление. Вокруг него развернулись самые острые споры. Их суть сводилась к тому, оставить в проекте запись о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти или не оставить. Пришли к выводу: нужно осуществлять реформу местного самоуправления, то есть разделить полномочия, разграничить бюджеты и налоги. Словом, заново создать местное самоуправление - этот очень важный пласт гражданского общества.
 
Первый этап работы Конституционного совещания завершился 12 июля 1993 года подписанием согласованного документа большинством делегатов Конституционного совещания. Позже были внесены небольшие правки, после чего 12 декабря 1993 года проект Конституции РФ был вынесен на всенародное голосование. Россияне проголосовали за новый Основной закон, 25 декабря 1993 года текст Конституции РФ был официально опубликован и она вступила в силу. По ней и живем.
 
Михаил Колбаско,
участник Конституционного совещания 1993 года
Хабаровск.