Нефтяная платформа «Кольская» |
|
Исполняющему обязанности главного инженера ОАО «Арктикморнефтегазразведка» Леониду Бордзиловскому, и.о. заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Борису Лихвану предъявлены обвинения в окончательной редакции. Они обвиняются в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта.
Следствию удалось восстановить картину крушения: буксировка СПБУ «Кольская» по маршруту - западный участок шельфа полуострова Камчатка в направлении острова Сахалин началась 11 декабря 2011 года. И.о. главного инженера Бордзиловский, проигнорировав не однократные требования своего подчиненного - начальника СПБУ о необходимости вывоза с «Кольской» незадействованных в буксировке 28 человек. Своим устным распоряжением Бордзиловский запретил организовать вывоз персонала, в результате чего буксировка началась с 67 членами экипажа на борту.
В течение пяти суток буксировка проходила в штатном режиме при благоприятных погодных условиях. В ночь с 15 на 16 декабря по курсу следования буксирного каравана наблюдалось резкое ухудшение погодных условий. Ответственный за буксировку СПБУ «Кольская» Терсин, решив обогнать надвигающийся циклон, самовольно принял решение об увеличении скорости движения до 4,8 узлов (8,8 км/ч), о чем посредством электронной почты доложил Лихвану и Бордзиловскому. Последние никаких мер по пресечению установленных ограничений скорости не приняли, указаний о снижении скорости буксировки до разрешенных пределов не дали.
На следующий день в результате превышения максимально допустимой скорости буксировки были получены деформации наружной обшивки корпуса СПБУ с последующим образованием трещин. На СПБУ непрерывно стала поступать вода. К концу дня образовался дифферент (крен) носовой части. Прогноз погоды на ближайшие сутки был неблагоприятным.
Посредством спутниковой связи Бордзиловский и Лихван неоднократно был информированы о необходимости спуска опорных колонн на СПБУ и перехода в режим дрейфования (отстоя). Однако, рассчитывая на благоприятный исход событий, игнорировали поступающую тревожную информацию, и никаких мер по спуску на СПБУ опорных колонн своевременно не предприняли.
В период с 17 по 18 декабря 2011 года, под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 м/с, и волн высотой до 4-5 м на СПБУ сорвало обтекатель носовой опоры. В результате повреждения обшивки корпуса произошло затопление балластных цистерн и образование дифферента СПБУ. Герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе была нарушена. Поступление воды в машинное отделение в количестве, превышающем производительность осушительных насосов, привело к дальнейшему увеличению осадки и дифферента и последующему прогрессирующему затоплению неповрежденных отсеков буровой установки.
Практически спустя сутки Бордзиловским и Лихваном было дано запоздалое указание опустить опорные колонны для улучшения остойчивости «Кольской».
Вместе с тем принятое решение явилось несвоевременным, так как ввиду образовавшегося дифферента (крена) опорные колонны не вышли из-за оцепления, и опустить их не удалось. На тот момент, Бордзиловский и Лихван располагали информацией о том, что в районе бедствия отсутствуют суда, способные оперативно и срочно оказать помощь членам экипажа. Понимая, что ситуация является критичной, мер к организации спасательной операции не приняли. Кроме того, своим устным распоряжением Бордзиловский запретил ответственному за буксировку подавать сигнал SOS до его особого распоряжения.
Вопреки запрету, в 9 часов 45 минут 18 декабря 2011 года ввиду критичности ситуации капитаном был подан сигнал SOS, который, к сожалению, был сильно запоздавшим. 18 декабря 2011 года в 12 часов 46 минут СПБУ «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1000 метров, что повлекло смерть 53 членов экипажа СПБУ.
Таким образом авария и ее последствия обусловлены не одним нарушением правил и требований безопасности движения и эксплуатации судна, жизни и здоровья граждан, ненадлежащим исполнением Бордзиловским и Лихван своих обязанностей, а совокупностью нарушений, каждое из которых во взаимодействии с другими создавало реальную возможность наступления вредных последствий и являлось необходимым условием их наступления.
В настоящее время обвиняемые уведомлены об окончании предварительного следствия. В ближайшее время материалы уголовного дела будут представлены участникам уголовного дела для ознакомления.
Справка
«Кольская» - самоподъемная нефтяная платформа, построенная в 1985 году финской судостроительной компанией «Раума Репола». Платформа имела треугольную компоновку с консолью и тремя независимыми ногами для закрепления на морском дне.