Алексей Черный. Фото Сергея Балбашова.
Алексей Черный. Фото Сергея Балбашова.
В 2000-х годах в хабаровском приложении к газете «Аргументы и факты» - «Дальинформе» - объявили необычный конкурс среди читателей. Попросили прислать любопытные воспоминания о первых лицах Хабаровска и края. Редакция призвала дальневосточников писать свои воспоминания об известных руководителях, которые оказывались в нестандартных ситуациях. Одно из таких писем и прислал В.К. Рябов, которое через десяток лет осталось актуальным.
 
«Удивляют меня попытки наших парламентариев запретить русский мат. Не запрещать его надо, а правильно использовать. И все по-настоящему мудрые государевы люди это всегда понимали. В подтверждение чего расскажу одну историю.
 
В те времена, когда ныне легендарный А.К. Черный был первым секретарем Хабаровского крайкома КПСС, в хабаровском же политене учился скромный студент Вася Курочкин. И дважды судьба сводила Васю с А.К. Черным при весьма странных обстоятельствах.
 
Первая встреча...
 
После окончания третьего курса дорожного факультета Васю направили проходить производственную практику на автотрассу Большой Невер - Якутск. Прежде чем назначить студента на должность, начальник дорожного участка спросил, умеет ли тот материться. Вася покраснел до корней волос, сказав, что этому его в институте не обучали. «Придется тебе осваивать эту науку, иначе тебя рабочий класс не поймет», - изрек начальник.
 
Вася серьезно отнесся к полученному наставлению. К концу практики матерный словарный запас Васи достиг уровня запаса матерных слов дорожного мастера.
 
На следующий год Васю направили на сельхозработы в хабаровский овощесовхоз. Дали ему бригаду из студентов первого курса и поручили застеклить теплицу. Работа в бригаде не клеилась. Осколками стекла был усыпан весь совхоз. Настроение у Васи было совсем плохое. Да еще в самый напряженный момент работы раздался крик:
 
- Что же вы, паршивцы, делаете? У вас что, руки растут не из того места, такую растакую вашу мать!
 
Вася посмотрел вниз с крыши теплицы и увидел мужичка в мятой шляпе, грязном плаще и стоптанных сапогах. Само собой, в ответ на реплику незнакомца Вася использовал весь накопленный им запас производственных выражений. Мужичонка открыл рот, а затем почти бегом удалился в сторону правления совхоза. Минут через пять примчался директор и с ужасом спросил:
 
- Ребята, что вы тут наговорили Черному? Он прибежал как ужаленный, не стал даже обедать и сразу уехал в город.
 
Последняя встреча
 
Прошло много лет. Вася уже работал заместителем главного инженера в одном из районных дорожных управлений, и во многом его продвижение по службе объяснялось хорошим знанием «русского народного языка». Однажды его направили в крайком КПСС на партактив по вопросам дорожного строительства. Основной доклад сделал А.К. Черный, затем было предложено задавать вопросы.
 
Вася поднял руку и сказал:
 
- Алексей Климентьевич, вы ставите перед нами невыполнимые задачи. У нас нет соответствующей дорожной техники и очень мало квалифицированных рабочих.
 
Минуты две в зале стояла абсолютная тишина. Лицо А.К. Черного постепенно приобретало розовый оттенок. Наконец он проговорил:
 
- А ты, Курочкин, сиди и молчи, а то сейчас подойду и дам тебе в морду. Ты очень хорошо умеешь материться, а работать не можешь.
 
Затем последовала длинная цепочка выражений, которые не переводятся на бумагу. Тут Вася и все присутствующие поняли, что Черный прекрасно владеет разговорным русским языком, и, кроме того, у него очень хорошая память на лица.
 
Урок, преподнесенный А.К. Черным Васе в отношении качества работы и «связей с общественностью», наверное, помог ему в дальнейшем карьере. Недавно Васе присвоили почетное звание  «Заслуженный дорожник Российской Федерации».
 
Вот я и хочу сказать реформаторам русского языка, что русский мат при правильном использовании может принести определенную пользу. Проверено на себе».
 
В. К. Рябов,
«Аргументы и факты», «Дальинформ»
Сохранил А.Э. Мирмович.