В. Миклушевский.
В. Миклушевский.
Жители Приморья в недоумении: губернатор Приморья Владимир Миклушевский с интервалом в четыре дня совершил диаметрально противоположные поступки. Одной рукой он подписал соглашение с компанией «Сибирский деловой союз» о строительстве в бухте Суходол Шкотовского района угольного терминала, другой - распорядился остановить подобное строительство в Хасанском районе. Эксперты полагают, что виною «шатаний» губернатора является не его нетвердое слово: губернатора подставили пиарщики краевой администрации, курирующие выборы главы Хасанского района и депутатов местной думы.
 
Губернатор Владимир Миклушевский и президент холдинговой компании «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев 25 июля подписали соглашение о сотрудничестве. В бухте Суходол Шкотовского района должно начаться строительство угольного терминала. «Транспортно-логистическая отрасль одна из приоритетных в Приморье, поэтому реализацию этого проекта мы будем поддерживать. Такие проекты - отличный якорь для развития малого и среднего бизнеса», - отмечал губернатор края еще 24 июля.
 
А позже пресс-служба губернатора сообщила, что он, прислушавшись к просьбам жителей Хасанского района, остановил строительство аналогичного угольного терминала сингапурской компании TriumphAlliancePte. Ltd. «Хасан - это жемчужина Приморья. У нас уже есть пример в Посьете, где находится терминал открытого типа. Там даже пластиковые окна не спасают квартиры жителей от пыли. Поэтому население категорически против строительства терминала в поселке», - доложил губернатору председатель Думы Хасанского района Сергей Овчинников. «Не нужно превращать курортную зону в загрязненный объект», - согласился Миклушевский.
 
Неожиданная смена риторики губернатора и неприязнь к проекту, который также может стать «якорем для развития бизнеса», объяснима: 8 сентября в Хасанском районе пройдут выборы главы территории и депутатов районной думы. А политтехнологи доложили главе Приморья и кандидату от «ЕР» на пост главы района Сергею Овчинникову, что население настолько против терминала, что развернуло в сети протестную кампанию. И еще несколько месяцев назад кандидат, видевший в будущем терминале только экономические выгоды, «поехал» на прием к губернатору.
 
Хасанский район - на самом деле жемчужина Приморья: длина местных пляжей около 60 км, они могут вместить более 230 тысяч отдыхающих. Здесь располагаются заказник «Барсовый» и национальный парк «Земля леопарда». С моря к районному центру - поселку Славянка - примыкает «Дальневосточный морской заповедник». Это не только туристическая мекка, в которую летом стекаются жители Дальнего Востока, но и перспективная территория для хозяйственно-экономической деятельности. Здесь находятся три крупных морских порта, пограничные переходы с Китаем. Сюда идет газовая труба с Сахалина, здесь обсуждается строительство «Газпромом» завода СПГ. Поэтому за возможность рулить территорией всегда разворачивается жесткая борьба.
 
Главные конкуренты на место главы Хасанского района - нынешний глава Александр Нарыжный, вышедший из «Единой России» накануне избирательной кампании, и спикер думы Сергей Овчинников, который, напротив, перед началом кампании был избран председателем местной партячейки.  
 
Нарыжный, возглавляющий район с 2008 года, тоже намеревался пойти на выборы от «ЕР», но краевая администрация и региональное отделение «ЕР» сделали ставку на более сговорчивого. Нарыжный же подобного отношения не потерпел, и начал схватку от эсеров, изначально строя кампанию на отрицании угольного терминала в районе. При этом эксперты полагают, что Нарыжный вполне может одержать победу, т. к. более популярен, чем его конкурент, так что в сентябре может быть создан прецедент, когда глава одной территории избирался под разными партийными брендами. «Двойственная позиция и нечистоплотность в отношении важных социально-экономических вопросов района не прибавляет очков Овчинникову. Его спасет, если Нарыжного снимут с выборов, но это породит для губернатора протестную территорию», - отмечает политолог Петр Ханас.
 
Злые языки припоминают Овчинникову, чье имя связывают с фигурами из 90-х, неприятные факты. Как новоиспеченный народный избранник с двумя девицами учинил пьяный дебош и аварию и как при осмотре машины «Тойота-Виста» полицейские нашли сверток с 851 мг белого порошка.
 
Эксперты отмечают, что выборы муниципального уровня - это борьба не технологий и программ, а авторитета и биографий. «Губернатор просто так никого не привечает, креатуру этого человека ему подсказало окружение, - предполагает  руководитель Центра новых вызовов и угроз нацбезопасности Александр Сухаренко, - возможно потому, что он будет не только в рот заглядывать, но и нести «золотые яйца».
 
Политолог Ханас отмечает, что Миклушевского с принятием популистского решения по угольному терминалу подставили. «О позиции губернатора по угольному терминалу было известно за десять дней. Администрация края боялась роста протестной активности, но пиарщики «ЕР» преподнесли это как реагирование на просьбу населения, переданную главой думы, который прежде вовсе не протестовал против проекта, - отмечает собеседник РИА Deita.ru. - Губернатор не вправе принимать вердикты по частному бизнесу (угольному терминалу). Это может сделать население через референдум. Поэтому трехстороннее соглашение, которое Миклушевский поручил разработать по проекту, юридической силы иметь не будет. Это популистская позиция».  
 
Эксперт видит изменение механизма реализации внутренней политики в Приморье: губернатор без опоры на региональные элиты пытается создать систему непосредственного управления через «своих» глав. Но если это будет сделано в отношении
 
Кузьмичев Егор,
«Новая газета во Владивостоке», №199, 08.08.13
http://novayagazeta-vlad.ru/199/Politika/Gubernatoravtyanulivavtoritetnuyukampaniyu