Д. Бережков
Д. Бережков
Сногсшибательная новость разлетелась в кругах аборигенов Камчатки и не только. Стало известно, что еще 13 июня,  в Норвегии, в г. Тромсё местная полиция арестовала 35-летнего бывшего камчатского активиста аборигенского движения ительмена Дмитрия Бережкова, уроженца села Мильково.
 
Бережков с прошлого года является студентом местного норвежского университета. Арестован он был по запросу российских властей с требованием об экстрадиции, как скрывшегося от следствия. Запрос об этом поступил еще в марте из МВД РФ. В норвежских и немецких СМИ, а также в сети интернет сразу  появились статьи с заголовками типа «Узник Путина».
 
15 июня норвежский суд отказался  удовлетворить ходатайство прокурора  о его аресте и  постановил, что оснований для экстрадиции российским властям не имеется. Об этом сообщил газете «Nordlys» адвокат Бережкова Томас Хансен.
 
Дмитрий Бережков закончил камчатский пединститут им. В. Беринга, хорошо знает английский язык. Танцевал в этнографических ансамблях. С 2001 по 2006 года работал в камчатском этно-культурном информационном центре «Лач». Уверенно делал себе карьеру и был избран вице-президентом Ассоциации КМНС Севера, Сибири и Дальнего Востока. Последние годы работал в Москве в АКМНС, называемой часто «Райпон» от аббревиатуры RAIPON.
 
Арест Дмитрия Бережкова норвежской полицией  попал в заголовки СМИ и вызывал массовый протест у представителей коренных народов. «Меня шокировал тот факт, что активист движения коренных народов был арестован в Норвегии по пути с конференции коренных народов в Альте. Это сигнал всем нам, что необходимо быть начеку», - сказала в  пятницу в телефонном интервью BarentsObserver’у Аили Кескитало, в прошлом председатель Саамского парламента Норвегии.  
 
Дмитрий Бережков  провел в норвежской тюрьме две ночи и после суда он отправился домой к семье. Последний год Бережков живёт в Тромсё, где учится в университете. В Европе быстро распространились сведения, что  Дмитрий Бережков находится в Норвегии по политическим причинам, в силу которых он не может вернуться в Россию. Бережков побывал вице-президентом RAIPON (Ассоциации КМНС Сибири и Дальнего востока) и считается, что  на этом посту он впал в немилость российским властям.  
 
Между тем, на сайте ГУВД г. Москвы висит следующее объявление:
 
Руководством ГУ МВД России по г. Москве в соответствии с федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» принято решение о выплате крупного вознаграждения гражданам, предоставившим сведения, которые позволят установить местонахождение и приведут к задержанию преступников, находящихся в розыске за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, фотографии и данные на которых размещены в данном разделе сайта.  
 
5 ОРЧ ОУР УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве разыскивается Бережков Дмитрий Владимирович, 10.06.1978, года рождения, уроженец с. Мильково Мильковского района Камчатской области, скрывающийся от следствия, совершивший тяжкое преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество), в отношении которого была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Любую информацию, которая может способствовать розыску преступника, Вы можете сообщить по телефонам (499) 233-94-54, факс (499) 233-94-55 или 02.
 
В чем подозревают Дмитрия Бережкова, мы сказать не можем. Уголовная статья, а особенно п. 4 ст. о мошенничестве, относится к категории тяжких. Но дело в том, что эта статья неоднозначная, загреметь под нее можно запросто. Но раз есть уголовное дело, значит должно быть и заявление о преступлении или акт ревизии, а также потерпевшая сторона. Выходит,  Бережков имел отношение к каким-то деньгам? Скорее всего - да.
 
Перед отъездом в Норвегию он работал в Москве в главной Ассоциации КМНС России (по английской аббревиатуре RAIPON), руководил которой С. Харючи. Известно, что RAIPON получал немалые средства как от западных благотворителей, так и российских, в том числе бюджетные средства. Как они расходовались, нам неизвестно, но там, где крутятся деньги, да еще  незаработанные,  а  подаренные, то всегда есть соблазни нагреть карман. Мы не будем ни в чем обвинять Дмитрия, но  он занимал отнюдь не рядовые посты в  Ассоциации, видимо там все-таки кто-то поживился.
 
Дмитрий с прошлого года учится в университете Тромсё. На что он там живет и на что живет его семья? Почему бы защитнику дальневосточных аборигенов не учиться в престижном новом Дальневосточном университете, что построили на острове Русском?
 
15 июня норвежская  газета «Nordlys» поместила передовую статью под заголовком «Путинский узник», в которой пишет, что над этим делом норвежской прокуратуре следует серьёзно подумать: «Фабрикация фальшивых обвинений - просто один из методов борьбы с оппозицией и диссидентами в арсенале президента. Прокуратуре и суду Тромсё следует помнить, что это ни в коем случае не рядовое уголовное дело».
 
В интервью газете «Nordlys» государственный прокурор губернии Трумс Ларс Фаусе сообщил, что ходатайство от Генпрокуратуры РФ поступило в Норвегию в марте этого года.    «Ничто не позволяет утверждать, что это что-то иное, нежели нормальное требование об экстрадиции. Постановление не предполагает преследования по расовым, религиозным или политическим причинам», - подчеркнул Ларс Фаусе.  «Арест осуществлен в соответствии с российско-норвежским юридическим соглашением», - подчеркнули в полиции Тромсё.  
 
Норвежцы распространяют сведения, что Дмитрий Бережков находится в Норвегии по политическим причинам, в силу которых он не может вернуться в Россию. Источник указал на тот факт, что между RAIPON и российскими властями долгое время имеются разногласия.  Д. Бережкова арестовали сразу после возвращения с подготовительного совещания Мировой конференции по коренным народам, которое проходило в Альте, Северная Норвегия, с понедельника по среду (10-12 июня). Там же в Альте была и депутат Заксобрания  Камчатского края Татьяна Романова. Автор в минувшее воскресенье связался с ней, но Татьяна  Флоровна сказала, что только прилетела и о задержании Дмитрия сама узнала уже на Камчатке. По ее словам, Бережков не выступал на этом форуме, никаких поводов для ареста  не давал.  
 
Саамский политик Аили Кескитало  не питает особого доверия к российской прокуратуре: «К сожалению, я опасаюсь, что в России Дмитрию не приходится рассчитывать на честное судебное разбирательство.  Борьба за власть между Москвой и RAIPON - общеизвестный факт. Это было явно видно на февральском съезде RAIPON в Салехарде».  На том съезде известный борец за права коренных народов Павел Суляндзига вынужден был снять свою кандидатуру под давлением Москвы, а кремлевские «отцы» провели на пост главы Ассоциации контролируемую  кандидатуру депутата Госдумы от «Единой России» Григория Ледкова. Суляндзига не устраивал Кремль и администрацию президента, поскольку очень много и часто за границей говорил о правах аборигенов на ресурсы, а в условиях разворачивающейся битвы за арктические недра, это нежелательно. Также за П. Суляндзига в последние годы тянулся шлейф коррупционных скандалов вокруг него и его семейства. Но аборигены ему верили, видимо потому,  что он хорошо выступал с трибуны.
 
Если Дмитрий Бережков действительно замаран в мошенничестве, то судьба его предсказуема. Ему придется остаться жить в Норвегии и не возвращаться в Россию, где его ожидает вероятный арест. С другой стороны, Бережков там будет жить не как преступник, а как узник совести, сбежавший от путинского режима. Хотя не исключено, что Норвегия его выдаст, но после первого суда это уже маловероятно.
 
Российские аборигенские общественные организации последние годы сотрясают скандалы. Уровень жизни туземцев, в особенности в местах компактного проживания, в северных поселках оставляет желать лучшего, порой люди просто живут в бедности на грани или за гранью нищеты. Вокруг льгот для них, прав природопользования, рыбалки и охоты идут нешуточные страсти. Возникло немало желающих, имеющих незначительную долю аборигенской крови, поживиться на этом. Против этого в последние годы активно выступали камчатские депутаты Борис Невзоров, Роман Гранатов и др. Они высказывали убедительные доводы в защиту своей позиции. Но пока в России нет механизма - как отделить «асфальтовых аборигенов», мошенников с минимальной долей аборигенской крови, желающих просто урвать рыбки, от тех, кто желает вести традиционный образ жизни и просто выживать. И скандалы на этой почве будут продолжаться.
 
Коренные малочисленные народности в свое время были завоеваны и покорены царскими казачьими бандами рэкетиров, шедшими за ясаком. С тех пор более ценным чем ясак стали углеводороды и прочие полезные ископаемые, которых в достатке на территориях проживания туземцев. Но их добыча никак не отражается на уровне жизни КМНС, естественно, последние хотели бы иметь чуть больше, чувствуя себя хозяевами этой земли. Все это сеет сепаратистские настроения как в среде аборигенов, так и среди россиян. Москва и зарубежные организации и спонсоры с благородной целью сохранения национально-культурного разнообразия мира будут и дальше поддерживать коренные народности мира, их общественные организации, но всегда же будут находиться люди, желающие на этом неплохо поживиться. Нажился ли на этих деньгах Д. Бережков, нам пока неизвестно...
 
Игорь Кравчук,
«Камчатское время», №25, 19.06.13
http://kamtime.ru/node/2570