Алексей Ефимов - новый омбудсмен Якутии. |
|
31 мая, на сорок третьем пленарном заседании Ил Тумэна народные депутаты избрали прокурора Алексея Ефимова новым омбудсменом Якутии. Кандидатуру, в соответствии с действующим законодательством внес Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов. На пленарном заседании кандидата представил вице-президент Якутии Дмитрий Глушко.
Алексей Ефимов, земляк главы республики Егора Борисова, родился 14 декабря 1954 года в с. Диринг Чурапчинского района, имеет высшее юридическое образование, окончил Харьковский юридический институт. Работал помощником прокурора Оймяконского района, следователем прокуратуры Усть-Майского района, старшим следователем прокуратуры, заместителем прокурора города Мирного, 17 лет отработал прокурором города Удачный.
В феврале 2001 года Алексей Ефимов был назначен на должность старшего помощника прокурора республики, через год был назначен начальником отдела республиканской прокуратуры. В январе 2006 года Алексей Михайлович был назначен прокурором города Якутска. С июля 2007 года до момента утверждения в должности уполномоченного по правам человека в республике являлся начальником отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов прокуратуры Якутии.
На мой взгляд, назначить прокурора, человека по долгу службы выступающего на стороне обвинения, заниматься защитой прав человека - выбор довольно странный. Профессиональную деформацию еще никто не отменял, а для работников правоохранительных органов эта проблема представляет особую опасность. В своей книге «Профессиональное сознание юристов» доктор юридических наук, профессор Николай Яковлевич Соколов дал такое определение этому явлению: «Профессиональная деформация юриста - это своеобразный негативно-правовой стиль его мышления, отношения и поведения в практической деятельности».
Кандидат педагогических наук, преподаватель Московского финансово-юридического университета Александр Владимирович Димитров в своей работе «Введение в юридическую психологию» выделил следующие формы профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов - чрезмерная подозрительность ко всем окружающим; обвинительный уклон в общении с людьми; узкий профессионализм; предубежденность; нарушение самоконтроля; чувство собственной непогрешимости; злоупотребление властью; шаблонные, стереотипные действия в обращении с людьми; равнодушие, эмоциональная черствость, сухость в обращении с посторонними, в том числе вне службы.
Согласитесь, с таким набором довольно трудно будет заниматься профессиональной защитой прав человека.
Но за свою профессиональную деятельность Алексей Ефимов удостоился самых лестных оценок. Например, по словам бывшего прокурора Якутии Сергея Шумского, «как человек с широким кругозором, прекрасно разбирающийся не только в российском законодательстве, но и в правовых системах зарубежных стран, Ефимов легко воспринимает все новое, стремится достичь истины в каждом на первый взгляд незначительном вопросе. Именно эти качества, помноженные на большой опыт следственной работы, позволили ему уверенно руководить органами предварительного расследования в нелегких условиях переходного периода». В 2006 году, именно с подачи «ростовского» клана якутской республиканской прокуратуры Алексей Михайлович был назначен на должность прокурора Якутска.
Наверное, за свою близость сначала к Мельникову, а затем Шумскому и Шпакову Алексей Ефимов впоследствии и поплатился - вскоре после отставки последнего был смещен с поста и Алексей Михайлович. Он вернулся на прежнюю должность начальника отдела республиканской прокуратуры.
Работая в должности начальника отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью республиканской прокуратуры, Алексей Ефимов, на мой взгляд, повел себя несколько странно с точки зрения профессиональной прокурорской этики.
В 2009 году в Якутии расследовалось уголовное дело по фактам хищений в ОАО «Саханефтегаз», где главным обвиняемым выступал президент компании Афанасий Максимов. Об этом деле широко писали в прессе, победные реляции делала даже Генеральная прокуратура. И, как теперь стало известно широкой публике, аккурат в разгар следствия начальник отдела республиканской прокуратуры Алексей Ефимов плотно общается с подследственным и обсуждает с ним перспективы уголовного дела.
Как пишет Nvpress (NVpress.Ru. «Якутия в наше время»), в распоряжении редакции имеются документы, в которых есть телефонная прослушка: предположительно переговоры прокурора Ефимова и депутата Афанасия Максимова, находящегося в ноябре 2009 года под следствием.
Судя по материалам, Ефимов находился в приятельских отношениях с опальным Афанасием Максимовым, дело которого до сих пор рассматривается в суде.
При воспроизведении аудиофайла «24266442, 20.39.44 13 Ноябрь» обнаружена аудиозапись разговора на якутском языке между двумя мужчинами продолжительностью 01 мин. 44 сек. первый мужской голос, предположительно, принадлежит Ефимову А.М. (далее- Е). Второй мужской голос предположительно принадлежит Максимову А.Н. (далее М). Из содержания разговора установлено следующее:
Е - Какие новости?
М - Особо никаких, с УБОПа Карелин меня допрашивал, как свидетеля.
Е - Ну-ну.
М - Да по-ходу они вообще ничего не знают.
Е - Как я смотрю, это дело не имеет перспективы…
При воспроизведении аудиофайла «24266459, 20.42.18 13 Ноябрь» обнаружена аудиозапись разговора на смеси якутского и русского языков между двумя мужчинами продолжительностью 04 мин. 45 сек. Первый голос, предположительно, принадлежит Ефимову А.М. (далее- Е). Второй мужской голос предположительно принадлежит Максимову А.Н. (далее М). Из содержания разговора установлено следующее:
Е - Я подумал, ты телефон отключил из-за того, я заговорил на запретную тему.
М - в принципе, так и есть, нет никакого ущерба.
Е - Явно у них нет перспектив, поэтому просто всё надо обжаловать. У вас же в Москве есть жалобы. Кроме этого, надо жалобы в суд писать.
М - Хорошо. Мы и жалуемся.
Е - Все их действия, обыски и т.д. В обысках есть много незаконных действий, а наши говорят, «всё законно» и подписывают. По суду всё надо обжаловать. Ваше дело будет затяжное, они пытаются испытать ваши нервы. А так они всё равно не выиграют.
М - У нас нервы крепкие, нам не до этого. Все они какие-то тупые, ничего не смыслят в «корпоративных делах». У них на языке «государство». Какое «государство»?! Это же Акционерное Общество.
Е - Помнишь, приехали по заказу грузинского еврея в Москве? Ну, человек АЛРОСА в Москве, как его…
М - Да-да-да.
Е - Он же оплатил двоим, они из Москвы с Генеральной приезжали? Наши пытались возмутиться: «Это дело не имеет никакой перспективы». Те сказали: «Знаем, но нам главное возбудить и всё, больше ничего».
М - Ну, понятно же. В Москве этим вопросом занимаются, и тем, что приезжали из…
Е - Так он же деньги отрабатывали. Говорят, в первые дни они на наших людей наезжали. А как наши под давлением возбудили дело, они успокоились и на следующий же день улетели, типа «дело сделано».
М - Ага.
Е - Я в то время в отпуске был, на юге. Работники мои так рассказывали, что давления сильно много было.
М - Понял. А у вас какие изменения намечаются?
Е - Как в «верхах» будут изменения, если будет реформа, то автоматически на субъектах всех поменяют. Мы этого и ждём. Если самого главного человека Чайку поменяют… Реформу ждали в начале сентября, но помешали война в Грузии и мировой финансовый кризис. Если состоится реформа, то вроде бы Минюст должны объединить с Ген.прокуратурой или что. Чайку собираются снять и вместо него поставить Коновалова. Если он будет, то всё нормально будет. Тогда все автоматически «сверглись» бы, и наши, и хабаровские.
М - Ладно, давай.
Е - Ладно, ты не падай духом.
М - Нет, мы не падаем духом.
Довольно странные, на мой взгляд, переговоры прокурора с подследственным…
Вот такой он, новый защитник прав человека Якутии.
Владимир Нифонтов,
«YKTIMES.RU», 03.06.13