Валентин Цветков на своем любимом детище - аффинажном заводе
Валентин Цветков на своем любимом детище - аффинажном заводе

Это событие шокировало всех магаданцев ровно десять лет назад. Перед глазами до сих пор картинка, показанная по всем телеканалам, при виде которой сжималось сердце. Прямо в центре Москвы, на Новом Арбате лежал наш губернатор Валентин Иванович Цветков. Заказное убийство. Первое в новейшей истории России. Пуля киллера достигла цели. Это случилось 18 октября 2002 года.

 

О первом губернаторе области мы поговорили с заместителем председателя комитета экономики администрации Магаданской области Татьяной Мацюк, которой довелось работать под его руководством.

 

- Валентин Цветков был неоднозначной фигурой в политике. С чего он начал преобразования в области?

 

- Первое, что он для себя обозначил, - это борьба за определение особых условий развития для Магаданской области.

 

Первой большой победой на его губернаторском пути было принятие Федерального закона об Особой экономической зоне в Магаданской области. Это предусматривало создание льготных налоговых и таможенных условий для хозяйствующих субъектов, которые бы стали участниками этой свободной экономической зоны. Благодаря этому закону, участники ОЭЗ имели значительные налоговые и таможенные льготы. Благодаря этому был сформирован внебюджетный фонд Особой экономической зоны нашей области. За счет него, к слову, удалось простимулировать создание некоторых промышленных предприятий, которые сейчас играют важную роль для развития области.

 

В частности, Колымский аффинажный завод и завод по производству эмульсионных взрывчатых веществ. Благодаря аффинажке, удалось создать на территории области замкнутый цикл оборота золота, снизить затраты недропользователей на его транспортировку и ускорить расчеты с добывающими предприятиями. Для Хасынского района эти заводы сейчас являются градообразующими. На Колымском аффинажном заводе сейчас более 200 рабочих мест, на Колымавзрывпроме - порядка 90. Это высокотехнологичные производства.

 

Благодаря усилиям Валентина Ивановича были созданы и другие предприятия, но, к сожалению, они перестали существовать. Например, Магаданский спиртзавод. Он бы существовал до сих пор, если бы не изменилось Федеральное законодательство. 171-й закон, который установил такие требования к уставному капиталу этих предприятий, которые для нас были невыполнимы. В принципе, он был направлен на то, чтобы сократить общее число предприятий, занимающихся производством алкоголя. Потому что государству легче контролировать крупные заводы по производству такой продукции.

 

Благодаря инициативе Валентина Ивановича была произведена модернизация производства на пивзаводе. Пивзавод был ликвидирован по тем же причинам, что и спиртзавод.

 

У Валентина Ивановича была такая политика - поддерживать местного производителя всеми легальными способами для того, чтобы на Колыме создавались рабочие места, налоги, политика, так скажем, собирания. Это была правильная политика.

 

Жаль, что авиакомпания «Мавиал» перестала существовать. Кто знает, если бы был жив Валентин Иванович, может быть, и этот авиаперевозчик сегодня работал.

 

По его инициативе начал строиться большой Свято-Троицкий кафедральный Собор. К счастью, благодаря, в том числе и внебюджетному фонду ОЭЗ, его удалось достроить, и со следующего года он начнет полноценно работать.

 

- Что еще было в планах у Валентина Цветкова?

 

- Думаю, что у такого человека, как Валентин Иванович, не могло не быть грандиозных планов. При нем было создано областное предприятие по переработке рыбы. Я думаю, что у него были планы по расширению государственного сектора в рыбной отрасли. Были планы помощи уже существующим предприятиям по реконструкции, модернизации. Такие проекты финансировались из внебюджетного фонда ОЭЗ. Конечно, на возвратной и платной основе, но со значительно более льготными условиями, чем банковский кредит.

 

- А каким он был руководителем?

 

- Он был жестким, требовательным. Часто бывал в командировках - это работа губернатора, и когда он прилетал, все кипело и бурлило вокруг него. Он был деятельным, активным человеком. Хорошим организатором. Неслучайно его называли «бульдозер», потому что он был пробивным, всегда добивался своих целей. Поэтому и в политике, и в бизнесе у него многое получалось. Например, трудно представить сейчас, как Валентину Ивановичу удалось провести уникальный Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». Минфин, например, считает, что этот закон нарушает единое правовое пространство и противоречит налоговому законодательству. Валентин Иванович был инициатором создания рабочей группы по разработке Федерального закона «О районировании». Идея закона - определить те территории, которые объективно нуждаются в более активной государственной поддержке. Сейчас принята Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона, которая развивает эту идею и определяет, что этим регионам нужны особенные налоговые, таможенные условия, специальная ценовая политика для развития.

 

(Губернатор запомнился магаданцам и еще своей любовью к искусству, особенно он любил посещать Магаданский театр, был на всех премьерах. У него было даже свое специальное кресло. Именно при участии Цветкова театр регулярно выезжал на гастроли в центральные районы страны... - Авт.)

 

Версии дерзкого убийства

 

Что же касается дерзкого убийства недалеко от Кремля, в сердце страны, то следствием выдвигались различные версии. Магадан и Москва - два города, между которыми постоянно курсировал Валентин Цветков. Магадан в силу географической удаленности подходит для этого меньше всего. В случае операции «Перехват» город покинуть практически невозможно. Железных дорог тоже нет. По автодороге, из морпорта и самолетом - не выбраться. Поэтому криминальные структуры уже давно «забивают стрелки» в Хабаровске. В связи с вышеперечисленным, Магадан из версии сразу отмели, и поняли, что нужно искать след московский.

 

Среди версий убийства губернатора на первом месте - «золотая». За шесть лет руководства областью Валентин Цветков сосредоточил в своих руках контроль над всей экономикой региона. При этом использовал, в основном, авторитарные методы управления. В «золотой» версии лидирует так называемый «золотой кредит». В 1995 году Магаданской области был выделен кредит в сумме 80 млн долларов на поддержку золотодобывающей отрасли. Кредиты администрация, работавшая до Цветкова, раздала артелям, а вот с возвратом получились проблемы. Деньги отдали, но куда - неизвестно. Часть невозвращенных денег «крутилась» на месте под проценты.

 

Версия вторая - «рыбная». Многие журналисты заметили, что «рыбная версия» особенно усиливалась показом на всю страну гроба, в которой транспортировалась красная икра. При этом был взят под арест высокий чиновник из Госкомрыболовства и сотрудник МагаданТИНРО. Ему вменялось, что квоты на вылов краба для научных целей были превышены во много раз.

 

«Нефтяная» версия. На Примагаданском шельфе обнаружились огромные запасы нефти. Губернатор Цветков стал подводить под это базу - подписал с английской компанией договор о строительстве крупного нефтеперерабатывающего завода мощностью более 1 млн тонн нефти в год. Предполагают, что убийство могло произойти из-за тендера на освоение месторождения нефти. Кредит, взятый у одной из английских компаний под строительство завода, оценивается в 100 млн долларов.

 

Версия «политическая». Цветков был «неудобным» губернатором. Постоянно вносил инвестиционные проекты, возражал, добивался принятия законов для своего региона...

 

Версия «северный завоз». Проводились тендеры на поставку угля. Цветков лоббировал интересы некоторых из поставщиков и тем самым мог помешать одному из крупных поставщиков - группе «Альфа-Эко» - зарабатывать многомиллионные прибыли.

 

Есть еще версия «квартирные кражи». То есть деятельность по строительству квартир для переселения магаданцев на «материк». Эти деньги выдавались посредническим строительным фирмам из того же «золотого кредита». Нетрудно догадаться, кто получил, кроме денег, еще и бесплатные квартиры.

 

Были и другие версии, связанные с деятельностью губернатора, например, «водочная»: он перекрыл завоз в область «паленой» осетинской водки и тоже мог кому-то помешать.

 

Следствие по делу об убийстве губернатора Валентина Цветкова велось семь лет. За это время было возбуждено 100 уголовных дел, из которых более 30 - экономической направленности, в том числе и знаменитое «крабовое дело». В 2011 г. Московским городским судом вынесен обвинительный приговор участникам преступления А. Анисимову, М. Бабакехяну (по 19 лет), М. Ахунцу (13,5 года), А. Захарову (17 лет). Непосредственный исполнитель К. Коршунов и водитель Ю. Ражкин до сих пор в розыске, а С. Гордиенко, Е. Ковалев и Ю. Чернов убиты. Мотив и заказчик преступления следствием и судом не установлены.

 

Наталья Алексеева,

Фото Расула Месягутова

«Вести города М», № 42 от 18-24 октября 2012 г.

.