Напомним, трагические события, которые легли в основу уголовного дела в отношении Иванова (на фото), произошли еще 7 декабря 2007 года, в здании ДВГУПС
Напомним, трагические события, которые легли в основу уголовного дела в отношении Иванова (на фото), произошли еще 7 декабря 2007 года, в здании ДВГУПС

Накануне Дня железнодорожника, что отмечали в минувший выходной, Хабаровский краевой суд рассмотрел кассационную жалобу бывшего начальника ДВЖД Анатолия Иванова, который в последние годы преподавал в Дальневосточном госуниверситете путей сообщения (ДВГУПС). Он пытался оспорить приговор суда первой инстанции, который, как говорится, уже по второму разу признал его виновным в гибели студента ДВГУПС Андрея Немцова.

 

В итоге краевой суд, можно сказать, сделал небольшой подарок подсудимому железнодорожнику - сократил на месяц срок отбывания наказания. Однако оставил кассационную жалобу фактически без удовлетворения. Анатолий Иванов вновь будет помещен в исправительную колонию, откуда неожиданно был освобожден накануне Дня железнодорожника в прошлом году.

 

Двойной приговор

 

В минувший четверг, 2 августа в краевом суде коллегия по уголовным делам под председательством Елены Соловьевой почти два часа рассматривала кассационную жалобу по громкому «железнодорожному» делу. Обвиняемый по этому делу Анатолий Иванов (в 90-е годы он был главным железнодорожником Дальнего Востока, а потом преподавал в «железке», являясь профессором кафедры) и его адвокат Константин Воронкин пытались обжаловать приговор Железнодорожного районного суда Хабаровска.

 

Райсуд три месяца назад вновь вынес обвинительный приговор 76-летнему Анатолию Иванову. Он снова, как и более года назад, был признан виновным в гибели студента ДВГУПС Андрея Немцова. Анатолия Иванова снова осудили по ч. 4 ст.111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшему смерть по неосторожности»), приговорив к 5 годам и 10 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Сразу после оглашения приговора судьей Светланой Назаровой, Иванов прямо зале судебного заседания был взять под стражу. Так было и в первый раз. Напомним, тогда обвинительный приговор вынесла судья Нина Шаталина. Ее приговор - 9 лет строго режима.

 

После рассмотрения в минувший четверг кассационной жалобы Анатолия Иванова (в заседании коллегии он участвовал с помощью телемоста между краевым судом и хабаровским следственным изолятором), приговор суда первой инстанции был изменен. Кассационная инстанция уменьшила на один месяц срок отбывания наказания. Краевой суд признал смягчающим наказание то обстоятельство, что ранее профессор Иванов не имел судимостей и характеризовался положительно.

 

В остальной части приговор суда первой инстанции оставлен без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения. Приговор вступил в законную силу. Согласно приговору, Анатолий Иванов будет находиться в местах лишения свободы не 70 месяцев, как установил суд первой инстанции, а 69. Если, конечно, в его дальнейшую судьбу вновь не вмешаются какие-то влиятельные силы.

 

День сурка

 

Хотя заседание кассационной инстанции длилось достаточно долго, мы не услышали ничего нового. Более того, это заседание напомнило нам прошлогоднее, когда жалобу Иванова (еще на первый приговор) рассматривала надзорная инстанция.

 

Напомним, трагические события, которые легли в основу уголовного дела в отношении Иванова, произошли еще 7 декабря 2007 года, в здании ДВГУПС. Предварительное следствие продолжалось год. После чего дело передали в Железнодорожный райсуд. Там процесс шел в закрытом режиме полтора года. Как установило еще первое судебное следствие, профессор «нанес Андрею Немцову смертельные повреждения средь бела дня, прямо в центральном холле университета, в нескольких шагах от кабинета ректора и при свидетелях-студентах». Вот показания одного из свидетелей:

 

«…спустившись в холл, я увидел, что между студентом Немцовым и преподавателем происходит разговор, который стал перерастать в конфликт. Разговор на повышенных тонах продолжался 20-30 секунд. После этого я увидел, как преподаватель руками толкнул студента в плечевой пояс». Парень, как следует далее из свидетельских показаний, видимо, совершенно не ожидая такого агрессивного выпада от не молодого и уважаемого преподавателя, ударился спиной и затылком о мраморную колонну (она находилась сзади него) и упал без сознания на каменный пол. После этого преподаватель нанес Немцову несколько сильных ударов каблуком в затылочную область головы. «Удары преподаватель наносил с замахом, со злостью, но при этом ничего не кричал», - отметил свидетель. Затем Иванов удалился, не оглядываясь, в кабинет, где принимал зачет у студентов.

 

В итоге Иванов получил сначала 9 лет, потом в кассационной инстанции срок снизили до 6 лет заключения в колонии строгого режима, «учитывая награды и прошлые заслуги». Надзорная инстанция 21.03.2011г. не удовлетворила жалобу Иванова, оставив без изменения приговоры судов первой и кассационной инстанций.

 

Однако вскоре в прокуратуру края поступило заявление пяти сотрудников университетской кафедры «Управление эксплуатационной работой», где в свое время работал Иванов. Его коллеги попросили организовать проверку новых обстоятельств по делу. Как сообщили прокурору авторы заявления, 22.03.2011 года (на следующий день после заседания президиума краевого суда) на кафедру университета пришел новый очевидец той давней стычки - Антон Кондратьев. Мол, он увидел телерепортаж с того заседания президиума и понял, что «осудили невиновного человека».

 

А 2 августа 2011 года Верховный Суд РФ вдруг вынес судьбоносное определение: «Приговор ... в отношении Иванова Анатолия Петровича отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным составом суда. Меру пресечения в отношении Иванова - заключение под стражу - изменить на подписку о невыезде, из-под стражи его освободить». Через пару дней Иванов уже был на свободе. Такое случается крайне редко. Не секрет, на неожиданный поворот событий повлиял известный депутат Госдумы от Хабаровского края - Борис Резник.

 

Синдром начальника

 

В сентябре 2011 г. началось новое - первично-вторичное судебное разбирательство. Оно вновь увенчалось обвинительным приговором. Правда, теперь родители погибшего Андрея Немцова намерены подать заявление в полицию о привлечении свидетеля Антона Кондратьева к уголовной ответственности за лжесвидетельство.

 

В заседании суда потерпевшие отметили, что, по их убеждению, «именно новый свидетель ввел в заблуждение уважаемого депутата Госдумы РФ Бориса Резника, принявшего активное участие в пересмотре дела Иванова».

 

Сам Иванов на том же заседании подчеркнул: «Верховный Суд просил обратить особое внимание на это дело, и очень жаль, что новый состав суда не проверил доводы нового свидетеля...» Адвокат Воронкин тоже заявил, что «показания Кондратьева в суде не исследовались, а Иванов преступления не совершал, и к нему не причастен».

 

Между тем, всем участникам этого затянувшегося процесса известно, что после допроса нового свидетеля Кондратьева, следователи получили заключение судебно-экспертной комиссии. Ее вывод: «Телесные повреждения, обнаруженные у Андрея Немцова, не могли образоваться при обстоятельствах, указанных новым свидетелем». Железнодорожный районный суд в итоге пришел к аналогичному выводу: «показания Антона Кондратьева являются недостоверными, поскольку имеют существенные противоречия и опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами», а пояснения «лишены логического смысла».

 

В суде мама Андрея Немцова рассказала, что, ранее, свидетель Антон Кондратьев говорил, что «он был отчислен из ДВГУПСа за неуспеваемость, но как только дал показания в защиту Иванова, был восстановлен в вузе». Она предположила, что это была обычная сделка для спасения Иванова и репутации вуза.

 

- Если не остановить этого лжесвидетеля, то будут появляться другие, снова и снова, - убеждена Елена Немцова. - Поэтому наш долг - обратить внимание суда и полиции на действия подобных лиц, которые вводят органы правосудия и народных избранников в заблуждение, при этом за свои слова не несут никакой ответственности.

 

Что касается того, что, как отметил и уже упомянутый депутат, и Верховный Суд РФ, у Иванова не было никаких причин «для причинения вреда здоровью» студенту. Мол, в материалах дела «Иванов А.П. характеризуется как выдержанный, интеллигентный, высокообразованный, пользующийся уважением коллег и студентов человек». Это, как говорится, «за здравие». Но есть в материалах дела и «за упокой».

 

Свидетельница Л., к примеру, характеризует Иванова, как жесткого и агрессивного человека: «Студенты его реально боятся, боятся что-либо спросить, потому что Иванов относится к этому крайне агрессивно, может накричать, оскорбить».

 

Студентка-заочница Г., у которой в тот роковой день 7 декабря 2007 года Иванов принимал зачет, засвидетельствовала: «Он начал кричать на меня, нервничать, говоря, «почему мы такие глупые, не понимаем элементарного». …После этого зачета я узнала от своих одногруппников, что Иванов после меня психанул и всех «завалил»...»

 

В свое время мы интересовались у одного известного в Хабаровске профессора психиатрии, заведующего кафедрой психиатрии и медицинской психологии Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ) Геннадия Колотилина: «Мог ли Анатолий Иванов совершить столь агрессивный выпад, который описали свидетели обвинения по этому делу. Профессор, не задумываясь, ответил: «Еще как мог! Ведь в свое время Иванов был большим начальником».

 

Существуют такие понятия, как «сидром начальника» и «профессиональная деформация личности». Не будем развивать эту тему, но, как утверждают специалисты, «поведение руководителей - это постоянное нахождение в первой позиции, в состоянии лидера, что нередко делает их (начальников) крайне раздражительными, гневливыми и нетерпимыми к чужой позиции».

 

Анатолий Иванов до того, как стал большим начальником, прошел нелегкий жизненный путь. Говорят, родился в тюрьме, воспитывался в детском доме... Более того, поговаривают, его единственный сын погиб страшной смертью, - в 90-х он занимался бизнесом, якобы связанным с железнодорожными перевозками, и его зверски убили, распяв на кресте... Возможно, после этой семейной трагедии Анатолий Иванов и покинул пост начальника ДВЖД?

 

Дальнейшая судьба Анатолия Петровича сложилась отнюдь не так благополучно, как у многих других «железных» начальников. Он стал обычным преподавателем. А к примеру, Валерий Тарабаров, который 17 лет был главным железнодорожник Приморья, сейчас успешно занимается бизнесом и по-прежнему весьма известный человек. Он - почетный гражданин Владивостока, председатель комиссии по помилованию в Приморском крае. Валерий Тарабаров, похоже, не зачерствел душой. Он присутствовал на оглашении приговора Анатолию Иванову. И, полагаем, не бросит в беде своего бывшего коллегу.

 

Ирина Харитонова, Константин Пронякин

«МК в Хабаровске», 07.08.12

http://hab.mk.ru/article/2012/08/07/733875-petlya-sudbyi-eksnachalnika-dvzhd.html

.