Надвигающийся саммит активно надвигается в местных сообществах в Фейсбуке. Такой видит ближайшую перспективу наша читательница Василина Самойленко |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
С каждым днем нас посвящают во все большее количество тайн (помните выражение — «тайны мадридского двора»?), а точнее — условий, которыми будет обставлен сентябрьский международный форум; правом на проведение последнего нас так настойчиво призывают гордиться.
На этой неделе нам рассказали о том, что на улицах, ведущих в сторону Эгершельда, в сентябрьские дни будет введен целый ряд ограничений. Причем рассказали настолько косно-язычным бюрократическим слогом, что большинство горожан восприняло это сообщение как прямой запрет на передвижение. Появились, правда, чуть позже разъяснения, что запрет коснется только парковки на этих улицах, но сама готовность горожан к введению тотальных табу во многом красноречива. Характерна и позиция власти: почему в первую очередь сообщили об особом режиме в направлении Эгершельда, никто объяснять не спешит.
Горожанам остается теряться в догадках: то ли потому, что у Морвокзала встанет «принцесса» (а то и две — с хвалеными гостиницами, как известно, получилось как всегда), то ли потому, что от нового причального комплекса, расположенного аккурат под центральной площадью, будут стартовать полумифические скоростные катамараны, которых, правда, почти никто не видел. Кстати, о причальном комплексе, который на глазах превращается в брата-близнеца тех же гостиниц: сроки его официальной сдачи сорваны уже почти на год, о новой дате сообщать никто не торопится. Впрочем, этот случай совершенно не уникален: корреспонденты «Новой во Владивостоке» не смогли, что называется, навскидку вспомнить хотя бы один объект саммита, который был бы сдан точно в заранее оговоренные сроки (за исключением разве что кампуса ДВФУ на Русском, сроки сдачи которого изначально были размыты). Все остальное: мосты, дороги, те же гостиницы, распиаренные скверики etc — беспрерывно откладывается под самыми благовидными, а то и неблаговидными предлогами.
Но мы не об этом, тем более что говорить о срыве всех возможных сроков уже стало моветоном и тавтологией. Мы — об ожидающем всех нас «празднике жизни». Потому что сейчас у нас, как писал Фазиль Искандер, «праздник ожидания праздника».
То, что автомобиль явно перестанет быть для многих привычным средством передвижения, уже понятно. Месяцем ранее нам сообщили о том, что в течение четырех саммитовских дней над Владивостоком будет введен режим закрытого неба. То есть аэропорт будет закрыт для приема и выпуска обычных, скажем так, «человеческих» самолетов. Только VIPы. Начало сентября, отпускной сезон в разгаре, так что, граждане земляки, корректируйте свои планы. И если вы уже приобрели какие-то путевки, в том числе и заграничные, то это является исключительно вашей проблемой — как вы будете выбираться и как – возвращаться. Можно, перемещаясь со всеми баулами из самолета в поезд, приехать по железной дороге из Хабаровска; можно, как Христос, пройти по воде, аки по суху.
Хотя стоп! Последняя версия — насчет водного перемещения — тоже отпадает. Несколько месяцев назад, еще в середине апреля, в официальном органе правительства РФ — «Российской газете» был опубликован приказ тогдашнего министра транспорта России Игоря Левитина об ограничениях, которые будут введены в рамках организации охранных мероприятий, связанных с проведением саммита. Так, согласно этому приказу, уже с 25 августа (и на последующие 18 дней) будет закрыт для плавания целый ряд прилегающих к Владивостоку и острову Русскому бухт и акваторий. Хорошего, конечно, мало, но это, собственно говоря, еще полбеды — если не будет запрещено перемещение в сторону Хасанского района, где, по традиции, отдыхают тысячи дальневосточников.
Куда абсурднее звучит следующий абзац из того же приказа: с 7 по 11 сентября закрывается плавание на акватории морского порта Владивосток. Т. е. порт Владивосток объявляется закрытым. Более того, все суда должны покинуть акваторию порта, а значит, никакие перегрузочные работы производиться в эти заповедные дни не будут.
…Какой уж тут Высоцкий с его бессмертной фразой «открыт закрытый порт Владивосток»; какой уж тут Ельцин, подписавший два десятка лет назад долгожданный указ о возвращении Владивостоку статуса открытого порта!.. Другие времена, другие нравы, другие ценности.
Понятно, что корреспонденты «Новой» не являются специалистами в области обеспечения безопасности двадцати с лишним мировых VIP-персон и не могут давать экспертную оценку. Мы задались вопросом: а вдруг действия наших охранных структур — единственно верные?
Дабы найти ответ на этот вопрос, давайте вспомним, что в последние годы — если говорить об аналогичных Владивостоку городах-портах — саммиты АТЭС проводились в Иокогаме (Япония), Пусане (Республика Корея) и Сингапуре. Прошлогоднюю встречу в Гонолулу в расчет брать не будем — на карте мировых грузовых перевозок этот город большим кружком не отмечен.
Теперь для сравнения, чтобы лучше понимать ситуацию, давайте обогатим свои знания следующими цифрами. Весь порт Владивосток (ОАО «ВМТП», ОАО «ВМРП», ОАО «Дальзавод-порт», ОАО «ПСРЗ» — все причальные перегрузочные мощности вместе взятые) перерабатывает в год около 11,5 миллиона тонн различных грузов. Запомним эту цифру. Порт Иокогама перерабатывает в год более 100 миллионов тонн. Порт Пусан перерабатывает около 300 миллионов тонн. И, наконец, Сингапур, входящий в топ-список крупнейших портов мира, справляется с перевалкой 500 миллионов тонн груза ежегодно.
Мы с коллегами решили обратиться в официальные источники в вышеуказанных государствах с простым и ясным вопросом: а как у вас было?
Из Японии нам ответили, что в Иокогаме вводились некоторые ограничения: был запрещен на эти дни заход судов с опасными грузами (надо понимать, что такие грузы составляют долю процента в общем потоке). А также на суда, следующие с рейда к причалу или в обратном направлении, высаживались в качестве сопровождающих сотрудники служб безопасности. О закрытии порта Иокогама речь в принципе не шла. Что касается Пусана с его 300 миллионами тонн, то наши корейские собеседники поначалу даже не поняли нашего вопроса: как вообще можно закрыть крупнейший порт, если от этого напрямую зависит экономика государства? И все дни пусанского саммита порт работал, как часы. Подобный, но еще более жесткий ответ мы получили из Сингапура: если бы кто-то посмел поставить вопрос о закрытии порта, то скорее закрыли бы саммит!
Что такое порт Сингапура, в нашем морском городе отлично знают тысячи людей: частота судозаходов и плотность движения между рейдом и причалами здесь примерно такая же, как у нас на Светланской в часы пик.
И ничего, знаете ли, как-то все сумели организовать на самом высоком профессиональном уровне. Саммит — сам по себе. А порт и, соответственно, большой международный бизнес — сами по себе. Здесь, похоже, упор надо делать вот именно на этих словах — «профессиональный уровень». Злосчастный приказ, который мы цитировали выше, рожден якобы в недрах министерства транспорта и подписан бывшим министром. Однако уши ФСО, ФСБ, других силовых структур спрятать невозможно: не случайно же приказ начинается со слов «в рамках организации охранных мероприятий…», ну и далее по тексту. Выскажу свою, исключительно субъективную точку зрения: если все охранные мероприятия сводятся не к способности адекватно организовать работу, а исключительно к запретам, то это говорит не столько о профессионализме, сколько о его полном отсутствии.
Тут есть еще такой штришок. Нам не раз официально сообщали, что делегации соответствующих российских силовых структур посетили страны, где саммит проходил прежде, — дабы набраться опыта. Полагаю, они очень неплохо провели там время — что в Иокогаме, что в Пусане, что в Сингапуре. Что касается опыта, то он, похоже, остался невостребованным.
И еще. Только убытки портовиков Владивостока за время простоя осторожно, даже можно сказать, крайне осторожно оцениваются в 200 миллионов рублей. А ведь еще есть смежники: железнодорожники, автотранспортники, грузополучатели и грузоотправители и т. д. Так что приведенную цифру смело можно умножать.
Мне уже доводилось поднимать эту проблему в рамках телевизионной программы «Абзац», выходящей по субботам в эфире приморского телевидения (телеканал «Россия). А после этого — говорить с компетентным представителем не менее компетентной структуры. Он отметил, что единственный маршрут прохода судов в порт Владивосток пролегает в непосредственной близи от зоны проведения саммита и именно здесь-де таится известная угроза (дистанция гранатометного выстрела). Но без ответа все равно остаются два вопроса. Первый связан с аналогичным японским опытом (см. выше), позволившим решить проблему вполне безболезненно.
Второй момент состоит в том, что охранители (им так явно проще), похоже, просто механически перенесли во Владивосток опыт Санкт-Петербурга, где в нулевых проходил саммит Большой Восьмерки. Тот опыт питерские транспортники до сих пор вспоминают с содроганием: тогда точно так же морской порт в устье Невы был тупо закрыт на несколько дней. Казалось бы? Однако последствия этой закупорки весь северо-западный транспортный узел разгребал полтора месяца. Это — тоже к вопросу о профессионализме компетентных структур. Но что поделаешь — им так проще. А остальное — побоку.
…Нам тут все время говорят о гигантских инвестициях, вложенных в город в рамках подготовки к саммиту. Это, безусловно, так. Но, похоже, уже можно начинать и встречный подсчет — убытков, которые понесут бизнес и горожане из-за «блистательной» организации этого крупного международного мероприятия.
Понятно и ребенку, что в ходе саммита Владивосток неоднократно будет назван главными воротами России в Азиатско-Тихоокеанский регион. В этой связи интересно: заметят ли высокие гости (а делегации-то будут ух какие: одних китайцев, говорят, 500 человек приедет), что ворота эти наглухо заперты?..
…На коду вспоминается бородатый анекдот советских времен. Возвращается работяга из Москвы, с партийного съезда. Его все спрашивают: что да как? Он рассказывает: «Знаете наш главный партийный лозунг — «Все во имя человека, все для блага человека»? Так вот: я видел этого человека»…
Островский Андрей,
«Новая газета во Владивостоке», №145, 19.07.12