Камчатку давно и справедливо считают глубоко депрессивным регионом с плохо развитой промышленностью и низким уровнем жизни. В виде субвенций и дотаций из федерального бюджета сюда ежегодно вкачивают многие миллиарды рублей. Расходятся эти деньги быстро и незаметно. Но большинство населения все равно живет бедно. Однако есть люди, которые и в запущенном крае умудряются преуспевать. Их не так уж и мало. И на Камчатке они многим известны…

 

Лидер местных единороссов, а по совместительству председатель краевого Законодательного собрания Борис Невзоров, судя по его декларации, получил в минувшем сезоне 3 миллиона 117 тысяч рублей. Не так уж много для крупной политической фигуры регионального масштаба. Жить и работать главному камчатскому «медведю» помогает жена. Ее годовой доход — более 24 миллионов рублей — является хорошим подспорьем для семейного бюджета. Чета Невзоровых проживает в особняке в элитном районе Петропавловска на улице Березовая. Супруги владеют земельными угодьями в Подмосковье, а также домами, квартирами, акциями, снегоходами, автомобилем «Лексус» и много чем еще.

 

Заместитель Невзорова в камчатском парламенте Роман Гранатов официально заработал в 2010 году более четырех миллионов рублей, а его супруга ничего не заработала. Однако депутатские доходы позволяют Гранатовым содержать обширное хозяйство. Им принадлежат около гектара земли, доли в административных зданиях, три коттеджа (общей площадью 1300 кв. м), квартира в Москве (109 кв. м), автомобили — БMВ X6; «Тойота Лексус» и «Хаммер H 1», а также катер, лодка-глиссер и несколько снегоходов.

 

Стараются не отставать от руководителей и простые камчатские депутаты. Многие из них трудятся в парламенте на неосвобожденной основе, поэтому сведения о доходах в этом году они афишировать не стали. Нам пришлось воспользоваться немного устаревшими данными. Но и они впечатляют. Достойнейший из парламентариев (так в Заксобрании называют нового сенатора от Камчатки Валерия Пономарева) обладает, судя по всему, самым изысканным автопарком. Накануне последних выборов в Законодательное собрание ему принадлежали четыре машины — «Бентли Арнаж R», «Бентли Континенталь GT», «Феррари F430» и «Порше Кайен Турбо». Коллега Пономарева Василий Полукаров владел двумя «Бентли» и «Мерседесом». Два «Мерседеса» засветил в декларации и депутат Игорь Евтушок.

 

А вот депутат Александр Иванчей личной машины не имеет. Из движимого имущества в его собственности до недавнего времени находился только вертолет Ми-2. И всё…

 

В региональном Законодательном собрании с 2007 года заседает высший свет камчатского бизнеса. Миллионеры, среди которых преобладают рыбопромышленники, дружно прошли в парламент по спискам партии «Единая Россия».

 

Однако на Камчатке хорошо живут не только депутаты, чей бизнес связан с добычей биоресурсов. Но и чиновники, которые эти ресурсы контролируют и охраняют. Например, руководитель Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Евгений Широков построил дворец с видом на Авачинскую бухту (одну из красивейших заводей мира). Бывший начальник камчатского отделения Россельхознадзора Сергей Доморацкий проживает в трехэтажном особняке на улице Березовая по соседству с главным единороссом. Неподалеку раскинулось «поместье» отставного генерала ФСБ Евгения Лаухина. Мы внимательно изучили официальные биографии господ Широкова, Доморацкого и Лаухина. В них не написано, что они когда-нибудь занимались бизнесом. Всю свою жизнь эти люди посвятили государевой службе, охране ресурсов, ловле шпионов. Нам теперь остается только догадываться — то ли государство с ними так щедро расплатилось, то ли они годами откладывали деньги с каждого жалованья, чтобы накопить на покупку дворцов?

 

К слову, многие сотрудники правоохранительных ведомств живут на полуострове вполне достойно. Прокурор Петропавловска Сергей Волосюк ездит по городу на черном «Хаммере». Прокурорские работники рангом ниже и машины покупают скромнее — в основном «Лексусы» или «Тойоты Ленд Крузеры». Им не уступают чекисты, таможенники, пограничники. На их служебные стоянки приятно смотреть. Там всегда много новых и дорогих автомобилей.

 

Отдельную высокодоходную и неприкасаемую касту составляют судьи. Заработки людей в черных мантиях зашкаливают за два миллиона рублей в год, руководители судейского корпуса имеют официальный доход три—четыре—пять миллионов.

 

Чиновники других бюджетных организаций в Камчатском крае тоже не бедствуют. У начальников регионального управления Федерального казначейства ежемесячные заработки не очень большие — менее 200 тысяч рублей. Чтобы не умереть от голода, они иногда выписывали себе годовые премии по 8—10 миллионов.

 

Мы бы покривили душой, если бы сказали, что хорошо живут на Камчатке только чиновники и депутаты. Конечно, это не так. Специально для нечиновников созданы предприятия, контролируемые государством. Такие, например, как «Камчатскэнерго», которое производит и продает тепло и электричество. В регионе стоимость этих товаров одна из самых высоких в России. Однако энергетики уверяют, что собирают недостаточно денег, что население им недоплачивает, что у них не хватает средств на инвестиции, ремонт сетей и оборудования…

 

А вот на зарплаты им хватает. Получка генерального директора энергокомпании составляет около 1 миллиона 200 тысяч рублей в месяц (по другим данным, больше 2 миллионов). Учитывая, что работа у энергетиков нервная и тяжелая, их, как и казначеев, периодически награждают премиями. У гендиректора премиальные могут достигать 14 миллионов рублей…

 

На этом шикарном фоне богатейший природными ресурсами край влачит жалкое существование. Разрыв между богатыми и бедными здесь чрезвычайно высок. Тысячи людей ни в чем себе не отказывают, а десятки тысяч еле сводят концы с концами, наскребая деньги на еду и коммунальные платежи, которые за годы правления едроссов выросли в пять—семь раз и продолжают расти.

 

Владимир Хитров

Петропавловск-Камчатский

«Новая газета», № 49 от 11 мая 2011 года

http://www.novayagazeta.ru/data/2011/049/03.html

.