План действий по организации судоходства на реках Канчалан и Анадырь выстраивается на Чукотке. В мае прошлого года они вновь были признаны судоходными, и теперь губернатор Владислав Кузнецов совместно с Администрацией Ленского бассейна внутренних водных путей обсудил, с чего нужно будет начать работу для обеспечения транспортных перевозок по этим рекам.
 
В правительстве региона состоялась встреча губернатора Владислава Кузнецова и руководителя ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» Андрея Сахарова. Обсуждалось, как будет возобновляться судоходство по рекам Анадырь и Канчалан. В мае 2023-го года они были включены в Перечень внутренних водных путей РФ, и теперь перед Чукоткой стоит задача по обеспечению безопасности и эффективности транспортных перевозок. Речная навигация существенно облегчает доставку угля, ГСМ, продуктов и стройматериалов в районы в летний период, а также снижает зависимость от авиадоставки.
 
В данной сфере региону предстоит начать работу практически с нуля. Необходимо провести масштабные научно-исследовательские работы, оценить состояние русла рек и их глубину, а также воссоздать всю необходимую инфраструктуру и подготовить квалифицированные кадры.
 
Специалисты Администрации Ленского бассейна внутренних водных путей работали на Чукотке летом 2022 года - проводили обследование русел. Эксперты из Якутии в течение месяца предварительно изучили около 600 км реки Анадырь и порядка 70 км реки Канчалан, исследовали глубину и проектные уровни воды для установления точных сроков навигации и объемов путевых работ для обеспечения прохода судов.
 
В этом году планируется приступить к оборудованию инфраструктуры водных путей и строительству базы речников. На реках Канчалан и Анадырь необходимо установить навигационные знаки, а в перспективе углубить дно на некоторых перекатах.
 
Последний раз лоцию рек Анадырского речного бассейна создавали специалисты-гидрографы Минобороны почти 40 лет назад. За эти годы судовой ход рек значительно изменился, и назрела объективная необходимость в проведении аналогичных работ. Сейчас судоводители вынуждены пользоваться лоциями 1987 года, а ведь за летнюю навигацию суда Анадырского морпорта совершают около 40 рейсов в 8 сел, расположенных на берегах рек Анадырь и Канчалан, в которых проживает треть населения Анадырского района.
 
Специалисты считают, что восстановить систему судоходства, потерянную в 1980-90-е годы, возможно в течение ближайших пяти лет.
 
Кстати
На встрече в Правительстве округа также обсудили предложение Андрея Сахарова о направлении чукотских ребят на обучение в Якутский институт водного транспорта. «Нам через несколько лет это даст ценных специалистов, а они будут знать, что для них на Чукотке есть работа по специальности», - подчеркнул Владислав Кузнецов.
 
Подготовила Анна Сибирякова
«Крайний Север»
https://www.ks87.ru/ehkonomika/74/17626