Это так называемый Оp-Ed (аббревиатура от англ. opposite the editorial page) – жанр, который в дипломатической практике используется как возможность донести через СМИ мнение дипломата до широкой аудитории. В данном случаe Сильвия Курран высказывает мнение о программах обмена и социально-экономического развития, финансируемых правительством США.
Надеемся, что эта статья заинтересует ваше издание как материал для публикации или окажется полезной в дальнейшей журналистской деятельности.
С уважением,
Дмитрий Мотовилов, помощник по работе со СМИ.
С. Курран |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Сегодня я бы хотела затронуть такой аспект «общественной дипломатии», как программы обменов – научные, студенческие, профессиональные стажировки россиян в США. А также программы социально-экономического развития, финансируемые правительством США, которые реализуются на территории Дальнего Востока при содействии различных местных организаций.
Вопросы формулируются по-разному, но суть их можно свести к двум основным. Первый - почему в последние несколько лет и количество, и финансирование таких программ сокращается? И второй – зачем вообще правительство США тратит на них деньги американских налогоплательщиков?
Действительно, по сравнению с 1990 и началом 2000-х, когда в рамках программ обменов в США побывало около 50 тысяч россиян, нынешние возможности принять участие в такой программе на порядок скромнее. Одна из причин – у правительства Соединенных Штатов сейчас просто меньше денег на такие программы. Но другая, куда более важная причина - многие россияне сегодня стали на порядок мобильнее и предприимчивей и имеют значительно больше возможностей бывать в США частным образом! Количество дальневосточников, получающих американскую визу, растет каждый год: в 2000 году заявку на получение неиммиграционной визы в наше консульство подали 6509 человек, а в 2010 уже 9366. При этом количество отказов уменьшилось с 26 до 6 процентов!
Одна из наиболее динамичных групп – это молодежь. Школьники и студенты едут в США на различные курсы английского языка, для обучения в американских университетах, или даже просто поработать на каникулах. Они или их родители вкладывают в такие международные стажировки свои личные деньги, считая это хорошей инвестицией в будущее. Точно так же делают миллионы семей во всем мире, в том числе и в Америке – поездка ребенка в другую страну всегда считалась одним из лучших видов образования. А любой стране, в свою очередь, выгодно, чтобы ее посещало как можно больше иностранцев.
Поэтому мы, американцы, очень гордимся, когда молодые люди из других стран выбирают Америку для своей учебы, стажировок или туров. И я рада отметить, что сегодня такая поездка в США перестала быть уделом лишь тех русских детей, которые имеют состоятельных родителей. Наиболее яркий пример - программа Work&Travel (Работай и путешествуй). В рамках этой программы студенты едут в Америку для того, чтобы в поработать там в течение нескольких летних месяцев. В это время в США в связи с отпусками и каникулами освобождается большое количество рабочих мест. Чтобы принять участие в Work&Travel русский студент должен найти деньги на дорогу и оформление документов. Работа в США дает большинству возможность не только вернуть вложенную в поездку сумму, но и заработать дополнительные средства. Ребята либо привозят их домой, либо делают покупки, либо путешествуют по Америке.
Так что времена, когда победа в программе обмена была для российского молодого человека чуть ли не единственной возможностью побывать в США, уходят в прошлое. Но хочу подчеркнуть, что программы, в рамках которых талантливые ребята могут попытаться выиграть грант и поехать на стажировку в американский университет или среднюю школу, по-прежнему существуют. Информацию о них можно найти в специальном разделе вебсайта Генконсульства
Теперь относительно программ социально-экономического развития – финансирование их идет обычно при содействии хорошо известного многим дальневосточникам Агентства США по Международному развитию (АМР США). Здесь, как я замечала выше, один из главных вопросов: какой интерес американцев в том, чтобы тратить деньги на решение местных проблем? В чем наша выгода от вкладывания денег в повышение уровня информированности дальневосточников об эпидемии ВИЧ/СПИД, в программы поддержки бизнеса, развития муниципального управления, создания центров молодежных инициатив и т.д. и т.п?
Выгода самая непосредственная. Послы США в РФ неоднократно заявляли, что Америка крайне заинтересована в сильной России. Стране со стабильной экономикой, развитым гражданским обществом, независимыми СМИ, здоровым и активным молодым поколением, низким уровнем коррупции – иными словами, национальные интересы США в этом смысле полностью совпадают с интересами россиян.
Это не дипломатические реверансы. И в этом нет никакого парадокса. Я недавно услышала русскую пословицу «Домом жить – обо всем тужить», которая, как мне кажется, очень хорошо отражает суть ситуации. Россию и Америку отделяет узкая полоса Берингова пролива. Мы – соседи. А любой человек хочет, чтобы люди, с которыми он живет в одном доме, были бы людьми состоятельными, с постоянным доходом, хорошим здоровьем, счастливым восприятием жизни. Чтобы было взаимное уважение и взаимное доверие. Мне вот недавно рассказывали, что в России в 1970-е годы люди, жившие в одном подъезде, заходили друг у другу в гости, оставляли ключи от дома, просили присмотреть за детьми – прекрасная аналогия комфортного мироустройства!
Именно поэтому мы считаем необходимым финансировать программы, помогающие России решать различные социальные или экономические проблемы. И одна из главных положительных тенденций – все эти программы реализуются совместно с различными российскими организациями, и некоммерческими, и государственными. Кстати, слово «помощь» не совсем верно определяет характер таких проектов: это настоящий обмен опытом между нашими странами, ведь участники программ учатся друг у друга и обмениваются накопленными результатами.
Например, в ноябре прошлого года во время визита в Хабаровск меня пригласили на межрегиональную конференцию «Новые практики работы с молодежью: опыт программы «ЛИДЕР». Эта программа в течение трех лет осуществлялась на территории Хабаровского и Приморского края. Финансирование программы шло по линии АМР США. Реализовывалась она американскими и российскими НКО - Хабаровским представительством «Винрок Интернешнл» и Дальневосточным научным центром местного самоуправления (см. Костюм с отливом и... в Америку). Эти НКО работали в тесной связи с администрациями городов и регионов. Такое партнерство и успех стали возможны потому, что все участники пытались найти пути решения общих и очень важных проблем. Как удержать молодежь в регионе? Как сделать ее более социально активной, позитивно мыслящей, креативной, умеющей ставить смелые задачи по улучшению жизни и находить пути их решения в команде таких же энтузиастов? Мне довелось беседовать с ребятами, которые рассказывали, что эта программа их буквально растормошила, вытащила из подъезда, показала перспективу. Что они хотят развиваться, учиться дальше, создавать что-то новое и полезное… Естественно, любой, хоть русский, хоть американец, хочет иметь дело с такой молодежью – у которой горят глаза, которая дышит оптимизмом и желанием сделать этот мир лучше. В США в ряде регионов существуют абсолютно идентичные проблемы, и потому успех и опыт программы «ЛИДЕР» на Дальнем Востоке России – это и отличный ориентир для совершенствования работы и с американскими тинейджерами.
Поэтому и народ США, и его правительство заинтересованы в том, чтобы граждане разных стран, и России в том числе, приезжали к нам, знакомились с нашей культурой и знакомили нас со своей. Чтобы они впитывали наши знания и передавали нам свои. Чтобы у американцев были причины и возможность ездить в другие страны. Это и есть «народная дипломатия» - когда правительства создают атмосферу доверия и понимания, а люди уже сами путешествуют, учатся, женятся, создают совместный бизнес, помогают друг другу решать проблемы, которые чем дальше, тем больше становятся общими… Такая атмосфера и отношения возможны только между сильными, стабильными и уважающими друг друга странами-партнерами.
Мне кажется, мы медленно, но верно идем именно в этом направлении.
Сильвия Курран,
Генеральный консул США в г. Владивостоке
.