Михаил Дегтярев
Михаил Дегтярев
О работе делегации Хабаровского края на седьмом Восточном экономическом форуме, подписанных руководством региона соглашениях и перспективах развития ведущих отраслей экономики края в интервью «Интерфаксу» на полях ВЭФ рассказал губернатор края Михаил Дегтярев.
 
- Михаил Владимирович, как вы оцениваете результаты форума для Хабаровского края? Какие соглашения подписал регион?
 
- Результаты для Хабаровского края - позитивные. Знаковых соглашений на ВЭФ у нас шесть: со Сбербанком, банком ВТБ, Корпорацией Туризм.РФ совместное с Газпромбанком и портом Эльга.
 
Важный документ также подписан с министерством транспорта РФ, ОАО «РЖД» и ООО «ФинИнвест», еще один - с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России».
 
Мы оцениваем потенциальный объем инвестиций в рамках наших достигнутых договоренностей в 180 млрд рублей.
 
- Сегодня происходят «исторические изменения» в гражданской авиации. Авиастроительные предприятия Хабаровского края готовы дать стране новые самолеты?
 
- На ВЭФ мы встречались с генеральным директором ПАО «Корпорация «Иркут» Андреем Богинским. Обсуждали готовность производства полностью импортозамещенного лайнера Superjet New. Завод в Комсомольске-на-Амуре готов собирать в год от 20 до 30 машин. Ждем исключительно двигатели.
 
Принято решение и по реализации проекта самолета «Байкал». Специально для этого расширили границы территории опережающего развития «Комсомольск». Подобран земельный участок, определены объекты инфраструктуры. В следующем году забьем первую сваю и быстро возведем производственные цеха и летно-испытательную станцию. В 2024 году завод будет готов.
 
Проект включает создание сборочного производства, учебно-производственного комплекса, площадки «Кибердром» и центра роботизации. Запуск предприятия зависит от готовности поставщика комплектующих - Уральского завода гражданской авиации и поставок двигателя ВК-800. В планах к 2030 году выпустить более 100 самолетов «Байкал».
 
- Какие планы в судостроении?
 
- Военная линейка сейчас вся на стапелях. Очень большой заказ по решению президента России размещен у нас в крае. Амурский судостроительный завод загружен до 2028 года.
 
Корабелы также освоили производство морских паромов. В дни ВЭФ президент дал команду поднять флаг на одном из них. Мы считаем, что Амурский судостроительный завод достоин того, чтобы их пустить в серию. Мы предлагаем и номинируем паром на линии Калининграда, где трафик возрастет однозначно из-за недружественных действий стран Прибалтики. Возможна эксплуатация судов такого типа в Черном и Каспийском морях. Наши корабелы готовы за два года такой паром построить. Первые два сданных парома будут работать на линии Ванино - Холмск уже в этом году.
 
Хабаровский судостроительный завод сейчас в инициативном порядке восстановил всю проектную документацию на десантные корабли «Мурена» на воздушной подушке. В стадии активной достройки на заводе находятся два краболова по программе государственной поддержки «Квоты под киль». Суда «Омолон» и «Кидон» спущены на воду. Мы рассчитываем на размещение у нас дополнительных заказов в рамках нового аукциона. Вся номенклатура есть, навыки отработаны, проект понятный, удобный, его хвалят рыбаки.
 
- Близость Китая - одно из преимуществ Хабаровского края. Какие проекты сейчас в работе с Поднебесной и на перспективу?
 
- Во-первых, у нас в крае все открыто и все работает. Хотя из-за коронавирусных ограничений трафик небольшой. Через пункт пропуска Покровка - Жаохэ в Бикинском районе и по воде поставили в Китай почти 300 тысяч тонн угля, пиломатериалов и другой продукции.
 
Президентом России одобрена инициатива вице-премьера - полпреда (в ДФО - ИФ) Юрия Петровича Трутнева о создании межгосударственной территории опережающего развития на Большом Уссурийском острове. Этот проект, как вы знаете, мы начали активно продвигать. Сейчас ведем обсуждение с китайской стороной, но уже на уровне правительственной комиссии, глав государств.
 
Правительство Хабаровского края с губернаторами трех провинций Китая недавно подписало соглашение о сотрудничестве, в котором упомянули Большой Уссурийский. Есть заинтересованность с китайской стороны и с нашей создать на этой территории межгосударственную зону торговли, построить грузо-пассажирский пункт пропуска.
 
Посчитали грузовую базу - это минимум 1,5 млн тонн в год по грузоперевозкам автомобильным транспортом - до тысячи фур в день. Это будет уникальный режим межгосударственной ТОР. В дальнейшем с китайскими партнерами обсудим проекты в сфере развлечений. Обязательно будет туристическая история, связанная с экологическим туризмом, потому что природа здесь очень красивая.
 
- Какие сейчас перспективы в развитии транспортной сферы?
 
- У Хабаровского края есть все возможности развивать транспортно-логистические связи России и стран Азии. Во Владивостоке я подписал соглашение с «ООО «ФинИнвест», РЖД и министерством транспорта РФ о создании транспортно-логистического центра «Хабаровский» в районе станции Хабаровск-2 мощностью до 300 тысяч контейнеров в год.
 
Он как раз будет завязан на железную дорогу и на автомобильную инфраструктуру Большого Уссурийского острова. Это большая логистическая база, где будут собираться грузы с юга Приморья, и смогут обработать свой груз портовики из порта Ванино и Советской Гавани.
 
Важное соглашение подписано нами на форуме с компанией «А-Проперти» и Газпромбанком о строительстве Тихоокеанской железной дороги и порта «Эльга» на берегу Охотского моря. Как вы знаете, этот проект уже реализуется.
 
Всего будет инвестировано почти 150 млрд рублей. Проект Тихоокеанской железной дороги подразумевает строительство 492 километров пути, устройство одной промежуточной станции и 18 разъездов, а также приобретение 15 локомотивов и 1,2 тыс. вагонов.
 
В районе поселка Чумикан на мысе Манорском в Удской губе будет построен порт мощностью 30 млн тонн. Там будут возведены терминалы по загрузке/разгрузке судов и ж/д вагонов с устройством 5-километровой конвейерной линии между ними, а также склад для хранения угля в портовой зоне.
 
Сейчас очень быстро идет строительство в Хабаровске международного аэропорта. Строим за счет средств ВЭБ. РФ и частных инвестиций. Много сил потратили, чтобы синхронизировать пограничный пункт пропуска и его оборудование в аэропорту. Весной 2023 года новый терминал международных авиалиний должен быть сдан. Сможем из нового аэропорта отправлять наших граждан за рубеж и принимать иностранных туристов.
 
- Вы подписали на полях ВЭФ соглашение с Корпорацией «Туризм.РФ». Какие проекты могут привлечь в край туристов?
 
- Мы договорились, что Корпорация заходит с капиталом и своей экспертизой в два проекта: набережная на Амуре и спортивный горнолыжный многофункциональный круглогодичный курорт «Хехцир». Набережную, которая соединит уже действующую набережную имени Невельского с дамбой Южного округа, край сейчас проектирует за свой счет. Проект - сложный. Надо обойти две насосные фильтровальные станции «Водоканала» и, возможно, придется на каком-то участке уходить в воду на сваях. Мы пока не можем точно оценить стоимость, проект покажет.
 
Второй проект, где «Туризм.РФ» поучаствует, это - «Хехцир». До конца года освободим полностью от обременения 340 гектаров. В этом году уже можно будет покататься на действующих трассах. Будет запущена кресельная дорога. Новый проект примерной стоимостью 25 млрд рублей предполагает создание нескольких отелей, комплекс СПА, водных видов спорта, тренировочные базы для всех зимних видов спорта, видовые площадки. Мы хотим с Корпорацией «Туризм.РФ» привлечь для участия в проекте всех, кто имеет в регионе крупный бизнес, включая банки.
 
- На ВЭФ прошла презентация мастер-планов, которые крупные города Дальнего Востока разработали по поручению президента России. С чего начнется реализация в Хабаровском крае?
 
- Хабаровск будет городом-миллионником без всяких усилий. Это историческая неизбежность. Наша цель - ускорить процесс и сделать город привлекательным и еще более удобным для жизни. Начнем со строительства нового здания Дальневосточного художественного музея, комплекса Святителя Иннокентия Московского с выходом как раз на новую набережную. Мы ждем решения по межвузовскому кампусу, наша заявка подана, ждем подведения итогов до конца года. Параллельно в порядок начнем приводить парк «Северный», обновим рельсовый электрический транспорт и займемся реконструкцией Амурского и Уссурийского бульваров.
 
Интерфакс, 15.9.22
https://www.interfax-russia.ru/far-east/exclusives/gubernator-habarovskogo-kraya-mihail-degtyarev-u-kraya-est-vse-vozmozhnosti-razvivat-transportno-logisticheskie-svyazi-rossii-i-stran-azii