Над жилищно-коммунальным хозяйством Хабаровского края нависла угроза крупных денежных потерь. В мае ему приостановили финансирование из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. Причина такой санкции была названа простая: край нарушил условия, на основании которых регионам предоставляется поддержка за счет средств фонда. Если в течение четырех месяцев нарушения не будут устранены, фонд может потребовать от края вернуть и все ранее выданные средства. А это - более миллиарда рублей.

 

 

Неожиданная неприятность

 

Напомним, буквально в последнюю неделю апреля министр ЖКХ края Анатолий Литвинчук, выступая на заседании местного координационного совета общественных организаций, заявил: «Одна из основных наших задач - максимальное привлечение средств из федерального фонда реформирования ЖКХ». И отрапортовал, что за два последних года из этого фонда привлекли в край более 1,1 млрд. руб. За счет этих финансовых поступлений, по словам г-на Литвинчука, было отремонтировано 365 жилых домов, где проживает более 62 тыс. человек. В 2010 г. край планирует получить из этого же источника 1 млрд. 270 млн. руб. На эти деньги планируют отремонтировать еще 570 домов,  где проживает более 80 тысяч.

 

Но, как говорится, краевой министр предполагает, а фонд располагает. И располагает он не только миллиардами рублей, которые в свое время были выделены из госказны, но и правом отлучать проштрафившиеся регионы от этого финансового источника.

 

Неприятное для края известие появилось на официальном сайте госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» (ГК ФСР ЖКХ) 30 апреля. Сообщалось следующее:

 

«Правлением ГК ФСР ЖКХ принято решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки Красноярскому краю и Хабаровскому краю за счет средств Фонда. В соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», финансовая поддержка субъектам РФ для реализации программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и расселению граждан из аварийного жилья предоставляется только при соблюдении условий реформирования отрасли в соответствии со ст. 14 ФЗ № 185.

 

Одним из таких условий является наличие в субъектах РФ вступивших в силу не позднее 1 января 2010 года региональных нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.

 

Красноярский край и Хабаровский край, приняв в 2009 г. необходимые законодательные акты и получив в установленном законом порядке финансовую поддержку от Фонда, приостановили действие этих законов. Таким образом, регионы не выполнили указанные условия ФЗ «О Фонде...». Нарушение условий предоставления финансовой поддержки влечет за собой приостановление финансирования регионов за счет средств Фонда, а в случае неустранения указанных нарушений в течение 4 месяцев - отзыв средств, полученных ранее регионом из Фонда».

 

Условные нарушения

 

Итак, правление фонда обвинило краевую власть в срыве договоренностей о проведении полной монетизации льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Если нарушения не будут устранены в указанный срок, ЖКХ края грозят тяжкие финансовые потери. Они, понятно, весьма болезненно отразятся не столько на краевом министерстве ЖКХ, сколько на простых гражданах: кому-то не отремонтируют подъезд в доме, кто-то не сможет покинуть свое ветхое жилье...

 

Сразу после майских праздников мы попытались получить комментарии от министра ЖКХ края Анатолия Литвинчука. Но он был недоступен. Удалось дозвониться только до одного из его заместителей. Тот сказал, что причины приостановки финансирования несколько иные, нежели те, что указаны в официальном сообщении ГК ФСР ЖКХ. Какие именно нарушения вызвали приостановку финансирования края из  фонда? В краевом министерстве ЖКХ сказали, что ответ на этот вопрос мы сможем получить, только если направим в министерство официальный письменной запрос. Известно, ответы на подобные запросы нередко приходится ждать около месяца. Хуже того, можно получить простую отписку.  

 

Между тем в Красноярском крае официальные комментарии по поводу отлучения от фонда появились в СМИ еще 7 мая. Там назвали приостановку фондом финансирования «рабочей процедурой». И успокоили население, что до отзыва средств фонда дело не дойдет. Один из местных депутатов сделал такое смелое заявление: «Проблемы с фондом — это проверка федеральными чиновниками на уступчивость нового красноярского губернатора Льва Кузнецова. Неполная монетизация льгот — вопрос не новый, но прежнему губернатору Хлопонину удавалось договариваться с федеральным центром».

 

Возможно, в Хабаровском крае, как и в Красноярском, новый губернатор тоже не сумел договориться с Москвой? А может быть, руководство ГК ФСР ЖКХ недовольно тем, что губернатор Вячеслав Шпорт в апреле этого года издал постановление, смягчающее негативные для льготников последствия монетизации жилищных и коммунальных льгот.

 

Весеннее смягчение

 

Впрочем, дело тут не только в губернаторе. Вот что сообщила на том же апрельском заседании замминистра социальной защиты края Светлана Петухова:

 

- В первые месяцы этого года, когда стартовала жилищно-коммунальная монетизация, краевое министерство соцзащиты мониторило ситуацию. По результатам мониторинга были внесены поправки в механизм предоставления льгот в денежной форме. И 16 апреля вышло постановления № 105 губернатора Хабаровского края, которое дает право некоторым льготникам обращаться в центры социальной поддержки за перерасчетом ежемесячной денежной компенсации по фактическим расходам.

 

Почему возникла такая необходимость? По словам г-жи Петуховой, это связано с тем, что монетизация, увы, ухудшила материальное положение некоторых категорий льготников. Например, ветеранов боевых действий.

 

- По действующему законодательству, они имеют право на получение льготы только по оплате жилого помещения, - пояснила г-жа Петухова. - А размер оплаты жилого помещения утверждают органы местного самоуправления. И эти тарифы никак не регулируются. Поэтому в некоторых районах края денежные компенсации не вписались в натуральные льготы. Поэтому когда ветераны боевых действий получили денежную компенсацию вместо натуральной льготы, это вызвало у них резкое недовольство. В связи с этим мы внесли поправки, и 16 апреля вышло постановление № 105 губернатора.

 

Согласно этому постановлению, в центры социальной поддержки сейчас могут обращаться за возможным перерасчетом не только ветераны боевых действий, но и льготники, которые живут в больших помещениях либо в ветхих домах, где образовано ТСЖ, а потому у них может быть высокая плата за жилое помещение.

 

Словом, апрельское постановление губернатора внесло некоторое послабление в  монетизацию жилищно-коммунальных льгот. Возможно, это не понравилось руководству ГК ФСР ЖКХ.  

 

Как бы то ни было, но 12 мая оно провело всероссийское селекторное совещание, на котором сообщили о нововведениях в деятельности фонда. В частности, не позднее 1 июля 2010 г. должна начаться реализация совместной программы Федеральной службы по тарифам и Минрегионразвития РФ при участии фонда ЖКХ. Ее суть — создание  информационной системы, которая позволит сосредоточить все сведения о тарифах во всех муниципальных образованиях РФ. С помощью информационной системы фонда будет обеспечен сбор информации о тарифах, платежах населения за жилищно-коммунальные услуги, а также о размере предоставляемых гражданам субсидий. Вся эта информация станет доступна гражданам на портале «Реформа ЖКХ», где каждый сможет определить размер своего платежа.  

 

Видимо, в фонде сейчас тоже озадачились беспредельным ростом жилищно-коммунальных тарифов и оптимизацией бюджетных расходов на реформу ЖКХ.

 

Кстати, руководству фонда не мешало бы начать такую оптимизацию с себя. По данным Генпрокуратуры, за 2008 г. общая сумма вознаграждений членам правления Фонда, состоящего из гендиректора, его заместителей и директора юридического департамента, составила 55 млн. руб. Для сравнения: примерно столько же в ЕАО потрачено на капремонт 48 многоквартирных домов общей площадью 56,15 тыс. кв. м. В частности, замгендиректора фонда Татьяна Попова, не проработавшая и месяца в должности члена правления, получила вознаграждение в размере 1,1 млн. руб. Председателю правления фонда Константину Цицину в качестве годового вознаграждения было выплачено 16,5 млн. руб. - это в несколько раз больше доходов президента и премьера.

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», № 21.

----------

 

Генпрокуратура не может применить никаких санкций к руководству фонда. Правовой статус госкорпораций чрезвычайно благоприятствует бесконтрольному расходованию бюджетных средств. Имущество и финансы, внесенные в госкорпорацию государством, более государству как бы не принадлежат, - они становятся собственностью этой структуры. Между тем, заметим, все госкорпорации получают средства из казны, то есть из наших с вами карманов. Вот и подумайте сами, кого в первую очередь следовало бы отлучить от этого фонда.