Охотский порт отметил юбилей. ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» |
|
27 июня 1716 года из Охотска, на тот момент еще не получившего статус самостоятельной административно-территориальной единицы, но использовавшегося в качестве морского порта и судостроительной верфи, на Камчатку вышла ладья «Восток» - первое морское судно, построенное на Дальнем Востоке по приказу Петра I.
Строительством ладьи руководил корабельный мастер Яков Невейцын и мастер Кондрат Мошков. Судно вел мореход Никифор Треска под руководством Козьмы Соколова.
В осуществлении этой и последующих экспедиций, выходивших из Охотска, особенно ярко проявились замечательные качества русских землепроходцев: мужество, упорство, трудолюбие и беззаветная отвага. Без этих качеств матросов, казаков, служилых, плотников невозможен был бы ни этот, ни последующие походы.
Коренной поворот в жизни Охотска наступил со времени организации Первой Камчатской экспедиции. К этому времени Охотск расширился и стал походить на большой приморский поселок, в котором главными средствами к жизни Морскому были мореплавание, рыболовство, военная служба. Появились частные дома - признак того, что люди избрали его постоянным местом жительства. На судостроительных верфях, на Ураке, Кухтуе и Охоте, шло строительство судов, заготовка леса. Прибывали все новые и новые мореходы.
К 1730 году положение Охотска настолько окрепло и роль его так возросла, что именным указом, объявленным из Сената от 10 (21) мая 1731 года «О назначении сосланного в Сибирь Григория Писарева начальником Охотска; о населении ему сего места и учреждения при оном малой верфи и пристани и об отправлении туда на поселение неоплатных должников вместо каторги» Охотск фактически получил статус морского порта.
С первой трети XVIII века Охотск становится важнейшим экономическим центром на побережье Тихого океана. Сюда стекались привлекаемые морским промыслом и выгодной пушной торговлей купцы Сибири и Якутска, промышленники. С 1747 по 1799 годы на верфях Охотска было построено около 30 судов для промысла.
Значение Охотска как порта и экономического центра еще более усилилось с организацией в 1799 году Российско-американской компании. Из европейской части страны и Сибири доставлялись товары для торговли с Америкой и Китаем, для снабжения Чукотки, Камчатки и Охотского побережья.
Могучим штормовым валом дошел до Охотского побережья Великий Октябрь. Гражданская война прекратилась с началом навигации 1923 года, когда в июне этого года к побережью подошли первые советские суда «Индигирка» и «Ставрополь», на которых в Охотск прибыл отряд Степана Сергеевича Вострецова. «Красный десант» освободил побережье от белогвардейцев.
С этого времени началась новая эра в истории Охотского морского порта. За годы войны хозяйство порта стало непригодным.
Штат состоял всего из четырех человек: капитана порта, лоцмана, берегового матроса и сторожа.
В 1930-1940 годах не было единого руководства операциями и флотом. Ответственность за обработку судов возлагалась в разное время на разные организации: ОхотскоАянский госрыбтрест, торгово-заготовительная контора треста, Охотскснаб треста, а с 1948 года - на портпункты треста.
Материально-техническая база сильно отставала от быстро возрастающих нужд: бурно развивающаяся рыбная отрасль требовала в достатке плавсредства.
В 30-40 годах порт в своем непосредственном распоряжении имел только один катер «Совторгфлот», остальной флот принадлежал рыбозаводам. Но этот флот был маломощным.
Сложна и затруднительна была обработка пароходов. Возникали простои судов, платились большие штрафы за простои, часть судов уходила, не выгрузив груза, иногда имеющие очень важное значение, такие как продовольствие, материалы для судоремонта и путины, фураж (растительный корм, предназначенный для коз, овец, свиней, уток, гусей, кроликов и другое).
Велика была и аварийность на флоте. Имелись случаи, когда за один только шторм терпели аварии от 15 до 19 судов!
Приведенные факты и цифры диктовали необходимость создания в поселке морского рыбного порта как организации. В 1953 году на основании приказа министерства промышленности продовольственных товаров СССР, приказа Главка «Главамуррыбпром» и приказа по управлению Охотско-Аянским госрыбтрестом на базе Охотского портпункта создан Охотский морской рыбный порт с Инским и Уракским приписными портпунктами.
Целевыми задачами являлись обработка пароходов на рейдах, предоставления услуг водного транспорта и погрузо-разгрузочных работ для организаций района.
Структура порта состояла из Охотского и Новоустьенского грузовых районов, портфлота, Инского и Уракского портпунктов, береговой службы. Береговая механизация в своем составе имела ручные поворотные краны, паровой кран, автокран, автопогрузчики. Портфлот состоял из 89 единиц, 27 из которых были самоходными плавединицами.
Служба капитана порта состояла из штормо-сигнальной службы, аварийно-спасательной группы, навигационной камеры и портового надзора.
С момента организации порта началось и формирование коллектива. К сожалению, кадровый вопрос оставался сложным из-за большой текучки кадров.
Она объяснялась отсутствием своего жилого фонда, а у работников плавединиц - рабочих дипломов или плавательного ценза.
Но время не стояло на месте. Развивалась производственная мощность порта, самоходный флот, увеличивалась материально-техническая база, строились причалы, механические мастерские, складские емкости. Постепенно порт оснащался перегрузочной техникой, воспитывался основной костяк кадров. Одним из ярких событий того времени был приход в порт буксира, оснащенного радиопеленгатором, эхолотом и настоящей судовой радиостанцией. По сравнению с уже имеющимися в порту судами буксир казался на то время верхом совершенства судостроения.
Начиная с 1960 года в районе начался новый этап развития рыбной промышленности - освоение «голубой целины», ведение активного промысла жировой сельди в открытом море, в районе островов Спафарьева и Завьялова. В первый год освоения «голубой целины» буксировщиками порта было доставлено на берег 1000 тонн рыбы.
По воспоминаниям работников порта и жителей района, до 90-х годов прошлого столетия порт считался крупным на тот момент времени предприятием. На Охотском рейде бросали якоря морские и океанские суда, он был неплохо оснащен современной по тем годам техникой, перерабатывал ежегодно сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов.
Охотский рейд никогда не оставался без кораблей. Приходили торговые и экспедиционные суда, доставлялся товар для жителей побережья, вывозилось богатство Охотоморья.
И в наше время, когда море очищается ото льдов, открывается навигация. Одно за другим на рейд прибывают суда с грузом, жизненно необходимым для населения всего района. И пусть объемы перевалки груза уступают тем, которые были достигнуты в наилучший для порта период его развития, судоходство в морском порту имеет огромное значение для всего северного региона Хабаровского края.
П. Золотова,
главный специалист архивного отдела
«Охотско-эвенская правда», 29.5.21
п. Охотск.