Валерий Лимаренко |
|
В конце июля «НГ» писала о процессах приватизации аэропортов в России. Поводом стала ситуация вокруг передачи главного аэропорта на острове Сахалин структурам компании «Ренова» Виктора Вексельберга. Руководитель компании «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский выступил перед законодательным собранием Сахалинской области, чтобы заручиться поддержкой депутатов. Тогда это вызвало серьезный резонанс, половина депутатов возмутилась таким процессам.
Как оказалось, в день выхода публикации 27 июля губернатор Сахалина Валерий Лиморенко подписал поручение, в котором прямым решением распорядился внести акции авиапредприятия в уставный фонд специально созданного АО «ДВ-Инвест», зарегистрированного в Южно-Сахалинске с уставным капиталом 3 млрд руб. Его владельцами являются входящее в «Аэропорты регионов» ООО «Кольцово-проект» (49%) и АО «Ретранс» (51%) гражданина РФ Владимира Резера.
Поспешность, с которой правительство Лимаренко планирует избавиться от крупного регионального актива поразила не только местных депутатов, но и профильных участников рынка, которые отказались комментировать ситуацию на Сахалине. Дело в том, что согласно перечню поручений за №23-ПП от 27.07.2020, приватизировать пакет необходимо до 10 сентября. При этом местному Минтрансу не предписывается провести ни оценку акций, ни торги.
Однако в прессе уже появилась информации об интересе других участников к участию в развитии аэропорта. Так, по информации «Сахалин.инфо», Международный аэропорт Владивосток, входящий в аэропортовый холдинг «Базэл Аэро», в феврале 2020 года обратился в правительство Сахалинской области с письмом, где указал на заинтересованность в развитии аэропорта на Сахалине. Но в связи с ограничениями в условиях пандемии встреча с властями региона так и не состоялась.
В начале августа компания снова проявила свой интерес и обозначила намерения. В письме предлагалось рассмотреть возможность ее участия, а также поручить правительству побыстрее начать процедуры по объявлению конкурса на привлечение инвестора в аэровокзал Южно-Сахалинска.
Из Хабаровского края также поступил сигнал об интересе к приватизации аэропорта. АО «Хабаровский аэропорт» и консорциум японских инвесторов (Sojitz Corporation, JATCO, фонд Join) подтвердили заинтересованность участия в реализации проекта строительства нового аэровокзала и в приватизации АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», в том числе участия в открытых конкурсных процедурах по выбору инвестора для завершения строительства нового аэровокзального комплекса и продаже контрольного пакета АО «Аэропорт Южно-Сахалинск».
Как видно, претенденты есть, и есть возможность продать актив выгодно. Однако местному губернатору, видимо, по каким-то причинам не выгодно устраивать торги. Схема, реализуемая на Сахалине, почти повторяет ситуацию в Иркутской области, где бывшего губернатора-коммуниста Сергея Левченко оштрафовали за нарушение антимонопольного законодательства: ФАС не устроило, что без конкурса частным инвестором строительства нового терминала аэропорта Иркутска был определен холдинг «Новапорт» Романа Троценко.
Пока Федеральная антимонопольная служба остается единственным госорганом, который оперативно отслеживает и реагирует на любые попытки обхода законодательства о соблюдении конкуренции. Поскольку сахалинская история похожа на иркутскую, можно предположить, что и в этом случае решения долго ждать не придется. Станет ли губернатор Сахалинской области вторым Левченко и грозит ли ему приставка «экс», покажет время.
Виталий Барсуков,
«Независимая газета», 13.8.20