По данным ведомственного учета территориальных органов Росрегистрации в Дальневосточном федеральном округе в качестве юридических лиц зарегистрировано 6927 общественных объединений, в том числе 176 структурных подразделений политических партий.
Около половины всех общественных объединений округа действуют на территориях двух субъектов Российской Федерации -в Приморском крае 1836 (или 26,5%) и в Республике Саха (Якутия - 1531 (22,1%). В Хабаровском крае действуют 1076 (15,5%; объединений;
Амурская область - 635 (9,2%) объединений;
Камчатская область и Корякский автономный округ - 464 (7%) объединения;
Магаданская область - 452 (6,5%) объединения;
Сахалинская область - 677 (9,8%) объединений;
Еврейская автономная область - 177 (2,6%) объединений;
Чукотский автономный округ - 79 (1,1%) объединений.
Классификация объединений по направлениям деятельности позволяет говорить о преобладании спортивных объединений, которых насчитывается 900, то есть около 13% от общего числа общественных объединений, большинство из которых действуют в Приморском (294) и Хабаровском (164) краях
Многие общественные объединения провозглашают своими целями защиту определенных прав, достижение общественно-полезных для неопределенного круга лиц целей либо защиту прав конкретного социально незащищенного слоя населения.
Так, в Дальневосточном федеральном округе действуют около 140 правозащитных организаций (из них в Хабаровском крае всего 7),
161 благотворительная организация, более 100 образовательных 107 экологических.
По принципу социальной направленности, среди общественных объединений округа можно выделить около 391 организаций инвалидов, 320 организаций этнических направленности, 350 молодежных и детских объединений, более 200 объединений военных, 39 организаций по защите прав и интересов «афганцев», 45 общественных казачьих объединений.
Отдельный вид общественных объединений составляют политические партии (на настоящий момент в России действуют 35 партий).
Для сравнения: на начало 2003 года было зарегистрировано 60 партий, на середину 2004 - 48 партий.
В прошлом году прекратили свою деятельность ряд партий.
Политическая партия «Национально-патриотические силы Российской Федерации» («НПС РФ») «Партия самоуправления трудящихся» и Политическая партия «Евразийская партия - Союз патриотов России» в связи с изменениями, внесенными в Закон «О политических партиях» уже преобразовались в общероссийские общественные движения, не набрав установленную численность членов партий.
Недавно образованная «Всероссийская коммунистическая партия будущего (ВКПБ)» ликвидирована по решению суда в июле 2005.
В текущем году решением суда ликвидирована «Объединенная Российская партия «Русь».
В Дальневосточном округе свои структурные подразделения имеют 33 партии (за исключением партии «Свободная Россия» и «Национально-консервативной партии России»), которых на 01.04.2006 в округе зарегистрировано 176 (в т.ч. 173 региональных и 3 местных отделения политических партий), в частности: в Хабаровском крае - 25 региональных и 1 местное отделение (СПС);
Анализ реестров зарегистрированных региональных отделений политических партий по субъектам Российской Федерации округа показал, что региональные отделения таких партий, как «Единая
Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации» и «Либерально-демократическая партия России» действуют во всех 10 субъектах Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ.
В 9 субъектах Российской Федерации округа (кроме Чукотского автономного округа) зарегистрированы региональные отделения «Российской партии пенсионеров», в 8 (за исключением Сахалинской области и Корякского автономного округа) «Народной партии России», Также в 8 субъектах Российской Федерации округа (за исключением Корякского и Чукотского автономных округов) действуют региональные отделения политических партий «Союз Правых Сил», «Партии ЖИЗНИ» и «ЯБЛОКО».
Кроме того, в округе действуют 998 религиозных организаций.
в Приморском крае - 291 или 29,1%; в Хабаровском крае - 167 или 16,7%;
Действующие в округе, религиозные организации представлены 26 конфессиями.
Анализ конфессиональной принадлежности религиозных организаций свидетельствует о том, что подавляющее большинстве составляют религиозные организации христианской направленности их 941 (94,3%), которые, в свою очередь, подразделяются на православные (РПЦ) (359), протестантские
(543) И католические (римско-католическая церковь) (23).
Кроме того, в округе зарегистрировано 16 исламских религиозных организаций: 7 в Приморском крае, по 3 в Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае и по 1 в Камчатской, Сахалинской и Магаданской областях.
Количество религиозных организаций иных верований, таких как иудаизм, буддизм, вера Бахай и прочие, невелико и колеблется 0,1-1,8% от общего числа религиозных организаций.
Точных сведений о количестве иных некоммерческих организаций в силу объективных причин на настоящее время не имеется, однако по предварительным подсчетам территориальных
органов Федеральной налоговой службы, их в 2,5 - 3 раза больше, чем общественных объединений.
Касательно общей характеристики политической и конфессиональной ситуации в Дальневосточном федеральном округе, можно отметить, что общественные _ объединения и религиозные организации округа довольно активно принимают участие в общественной и политической жизни, в том числе путем проведения публичных мероприятий.
Анализ полученных данных о количестве публичных мероприятий, организованных при участии общественных объединений (в основном, региональных отделений политических партий) позволяет говорить о значительном росте социальной активности и напряженности. Так, если за 2004 год в целом проведено лишь 115 массовых публичных мероприятий, за 2005 год - 350, то в 1 квартале 2006 года организовано - уже около 160 таких мероприятий (в т.ч. 3 несанкционированных).
Основной целью проведения массовых публичных мероприятий стало привлечение внимание органов власти к протестам населения против принятия нового Жилищного кодека Российской Федерации, реформы ЖКХ и новых тарифов по оплате услуг ЖКХ. В целом по округу проведено порядка 80 подобных митингов и пикетирований, т.е. около 50% от их общего количества.
Чаще всего организаторами и участниками публичных акций выступают структурные подразделения КПРФ: за отчетный период ими проведено 77 санкционированных митингов и пикетирований на территории округа (более 50% от общего числа публичных мероприятий).
Активно проявили себя и региональные отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия.
Среди общественных объединений своей социальной и политической активностью довольно заметно выделяется Межрегиональное общественное движение содействия укреплению демократии «Наша страна», действующее без регистрации в качестве юридического лица. Пикетирования с участием активистов этого движения стали неотъемлемым компонентом общественной жизни регионов Дальнего Востока. В отчетном квартале структурными подразделениями указанного движения проведено 18 акций массового характера, в т.ч. 1 несанкционированное пикетирование.
В заключение хотелось бы отдельно осветить вопросы деятельности таких общественно значимых групп объединений, как объединения коренных малочисленных народов Севера и казачьи общества.
На настоящий момент в Дальневосточном федеральном округе зарегистрировано 107 общественных объединений коренных народов Севера и Дальнего Востока, 80 из которых занимаются только непосредственно вопросами коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Остальные общественные объединения данной группы созданы в целях развития и защиты интересов не только КМНС, но и других коренных народов и этнических общностей Дальнего Востока.
Количественный состав общественных объединений коренных народов Севера и Дальнего Востока в субъектах Российской Федерации округа представлен следующим образом:
- в Хабаровском крае - 27 объединений;
- в Республике Саха (Якутия) - 10 объединений:
- в Приморском крае - 14 объединений;
- в Амурской области - 2 объединения;
- в Камчатской области - 23 объединения; .
- в Магаданской области - 12 объединений;
- в Сахалинской области - 12 объединений;
- в Камчатском автономном округе - 5 объединений;
- в Чукотском автономном округе - 2 объединения;
- В Еврейской автономной области - не зарегистрированы.
Практически все они созданы после принятия Федерального закона от 30.04.1999 №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Наивысшая степень активности населения в создании объединений пришлась на 1998-2000 гг.
В 2005-2006 гг. создано 10 общественных объединений КМНС.
В данном случае я веду речь об общественных объединениях КМНС, которые необходимо отличать от общин КМНС.
До настоящего времени актуальное значение имеет проблема государственной регистрации общин (родовых, территориально-
соседских) КМНС. В 90-х годах большинство общин было
зарегистрировано как общественные либо коммерческие
организации.
Однако в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее Закон КМНС) общины КМНС являются некоммерческими организациями, имеющими особый статус, и по своему определению, принципам организации и деятельности, другим важным критериям не могут быть отнесены к общественным объединениям. По качественным характеристикам и критериям, установленным вышеуказанным Законом КМНС, для государственной регистрации общины наиболее подходящей организационно-правовой формой является некоммерческое партнерство, предусмотренное Федеральным законом «О некоммерческих организациях».
Более того, в случае регистрации общины в качестве общественного объединения, ее члены лишаются части своих прав, в том числе имущественных.
Так, членами общественного объединения в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут быть лица, достигшие 18 лет. Вместе с тем Законом КМНС предусмотрено право приобретения членства в общине с 16 лет, а также коллективное членство (членство семей (родов), предполагающее участие детей.
Имущественные интересы представителя КМНС, как участника общественной организации, нарушаются отсутствием права на получение части имущества организации при выходе из состава участников или ликвидации объединения. Закон КМНС, напротив, содержит нормы аналогичные для некоммерческого партнерства и предусматривает право члена общины на получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации,. Более того, в указанных ситуациях при выделе доли из имущества общины формальный подход к определению подлежащих выдаче средств не допускается, т.к. Законом КМНС предписано предусматривать сохранение за вышедшими возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционное хозяйствование.
В целях защиты конституционных прав и законных интересов КМНС необходимо содействовать в проведении разъяснительной работы среди указанных групп населения по вопросам действующего законодательства.
п
Говоря о казачьих формированиях необходимо особо остановиться на их классификации.
Казачьи формирования могут образовываться в виде общественных объединений казаков, казачьих обществ и иных видов некоммерческих организаций казаков.
Данная классификация имеет важное значения для решения вопроса о привлечении казаков к несению государственной и муниципальной службы.
Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2005 №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» договоры о привлечении казаков к несению государственной и иной (в /г.ч.мушщипальной) службы могут заключаться только с казачьими обществами, которым является некоммерческая организация казаков, члены которой в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению Государственной и муниципальной службы, внесенная в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Конкретные обязательства членов казачьих обществ по несению государственной и иной службы отражаются в их уставах
(п.З Указа Президента Российской Федерации от 09.08.1995 №835).
Указанные положения уставов подлежат согласованию с Минобороны России, другими министерствами и ведомствами
РОССИЙСКОЙ Федерации (п.1 ст.6 Федерального закона «О государственной службе российского казачества», п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1992 №632).
Основные положения порядка принятия решений и внесения записи в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 05.12.2005 №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
Органом, уполномоченным вести Реестр и принимать решение о внесении в него казачьего общества, является Федеральная регистрационная служба (ее центральный аппарат).
Казачье общество для внесения в Реестр должно представить в Росрегистрацию необходимые документы, на основании которых в
течение 30 дней со дня их получения должно быть принято решение о включении казачьего общества в Реестр и выдано соответствующее свидетельство.
Единственным основанием к отказу в принятии указанного решения и возврату документов на доработку является несоответствие представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации (пп. 1 п.4 ст.6 Федерального закона «О государственной службе российского казачества»)
Вместе с тем в настоящее время не все так просто с регистрацией казачьих обществ. Определенные проблемы существуют.
Для сведения сообщаю Вам, что согласно информации Росрегистрации до настоящего времени Реестр и документы внесенных в него казачьих обществ в Федеральную регистрационную службу в установленном порядке не переданы, решения о внесении казачьих обществ в Реестр не принимались.
Учет казачьих обществ в территориальных органах Росрегистрации округа не ведется, так как вопрос о порядке представления необходимых документов для его ведения остался неурегулированным.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.02.2003 №249 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» остальные функции по вопросам казачества в настоящее время переданы аппаратам полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и другим подразделениям Администрации Президента Российской Федерации. Распоряжением Президента Российской Федерации от 25.02.2003 №98-рп «О советнике Президента Российской Федерации» на советника Президента Российской Федерации Трошева Геннадия Николаевича возложена координация деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах по обеспечению методического руководства деятельностью казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Кстати, у него же есть вся информация о зарегистрированных в реестре казачьих обществах.