Б. Резник
Б. Резник

Беседа с заместителем председателя комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, членом президиума Российского национального антикоррупционного комитета, секретарем Союза журналистов России Борисом Резником.

 

- Борис Львович, в середине января в средствах массовой информации было объявлено об учреждении Академии российской прессы и о том, что в числе первых десяти действительных членов академии названо ваше имя. Поздравляем!

 

- Спасибо. Для меня стало полной неожиданностью, когда на торжественном приеме, посвященном Дню российской прессы, президент академии, генеральный директор агентства ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко в ряду легендарных деятелей российской журналистики, которых медийное сообщество страны определило достойными этого высокого звания, назвал и меня. Это большая честь и ответственность - быть в одном ряду с такими корифеями нашей профессии, как президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, мастера пера Инна Руденко, Василий Песков, Юрий Рост, Всеволод Овчинников, Владислав Фронин, Павел Гусев, Николай Зятьков. Одна из первых задач академии - защита профессиональных интересов и прав журналистов во всех областях.

 

- Но с этим как-то не вяжется то обстоятельство, что вы отозвали свой законопроект, которым статьи 129 и 130 Уголовного кодекса, предусматривающие наказание за клевету и оскорбление, переводились в Административный кодекс. А ведь эти статьи наиболее часто бьют именно по журналистам. Почему вы это сделали?

 

- Во всех цивилизованных странах существует декриминализация журналистского труда. Проще говоря, за клевету и оскорбления журналисту не грозит тюремная камера, ему могут за это присудить умопомрачительный денежный штраф. Хорошо бы иметь подобную практику и у нас. Этим я руководствовался, когда готовил законопроект.

 

Но жизнь такова, что практически ежедневно приходится сталкиваться с фактами бессовестного вранья, омерзительной клеветы, извергаемыми мерзавцами, которые примазываются к нашей профессии. Особенно это проявляется в виртуальном пространстве. А в журналистской работе бесчестье любого из нас, даже самое малое, воспринимается как бесчестье профессии.

 

Не экономический кризис, а бессовестность отдельных людей, называющих себя журналистами, приводит к кризису читательского доверия. Продажных, коррумпированных журналистов может и должен остановить как профессиональный суд коллег, так и суд уголовный. Вот поэтому я и счел преждевременным вносить изменения в Уголовный и Административный кодексы. А наш Союз журналистов России решил объявить серьезный решительный бой клеветникам.

 

- Что будет делаться в этой связи?

 

- Почему будет - уже делается. При Союзе журналистов России организовано агентство журналистских расследований, руководителями которого коллеги избрали знаменитого петербургского писателя Андрея Константинова и меня. На счету агентства уже несколько ярких примеров выявления и наказания клеветников, прячущихся в дебрях Интернета.

 

Сошлюсь на один, который касается нашего Хабаровского края. Не так давно в так называемой «общероссийской общественно-политической электронной газете The Moscow Post», учрежденной якобы региональной общественной организацией «Содействие эколого-образовательным программам», появились отнюдь не экологические, а совершенно клеветнические статьи, касающиеся руководителей нашего края и моего коллеги, депутата Госдумы Александра Шишкина. Наше обращение в управление «К» МВД России, которое занимается преступлениями в интернет-пространстве, ничего не дало. Газета оказалась зарегистрированной по подложному адресу, а общественная организация-учредитель оформлена на некую гражданку Уколову, которая с паспортом жительницы Ростовской области умудрилась зарегистрировать в столице еще

 

76 (!) различных фирм. Это была вся информация, полученная от милицейских чинов. Тогда за дело принялись расследователи из нашего агентства.

 

Довольно быстро выяснили, что истинным владельцем электронной газеты является некий Алексей Львович Козлов, зарегистрированный по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Энгельса, 24, кв. 101. Но и там Козлова не оказалось. Подмосковную квартиру он сдает. А нашли мы его в Санкт-Петербурге, установили адрес.

 

Депутат Александр Шишкин подал на электронную газету и на Козлова иск в Измайловский районный суд Москвы о защите чести и достоинства.

 

23 декабря 2009 года федеральный судья Суханова вынесла решение, которым полностью удовлетворила иск Шишкина, взыскав с «The Moscow Post» и с ее истинного владельца Козлова большую сумму денег. Кроме того, начальник ГУВД по г. Москве

 

В. Колокольцев сообщил нам, что «…по фактам распространения в информационной сети Интернет газетой «The Moscow Post» сведений клеветнического характера» возбуждено аж два уголовных дела. Еще по трем заявлениям подобного характера проводится доследственная проверка. Мы обратились к семи гражданам, также оклеветанным этой подложной газетой, с предложением подать иски о защите чести и достоинства на огромные суммы. Агентство журналистских расследований окажет им необходимую юридическую помощь.

 

- Считаете, что этот пример кого-то чему-то научит?

 

- А мы будем преподавать науку индивидуально. За каждую клеветническую статью виновные будут нести ответственность. Кстати, по хабаровской помойной яме, каковой является некий сайт, который публично назовем позже, мы подготовили пока три судебных иска, но, видимо, их будет гораздо больше, как и заявлений о возбуждении уголовных дел по фактам клеветы. Тем более, что подобную практику мы нарабатываем.

 

По нашей инициативе создана рабочая группа, готовящая проект закона об Интернете. Известные юристы думают над тем, какие действенные заслоны можно будет поставить перед клеветниками, делающими из журналистской профессии позорный продажный бизнес.

 

- Как правило, истинных клеветников бывает не так-то просто обнаружить. Они прячутся под псевдонимами, выдумывают множество уловок, как затеряться в виртуальном пространстве.

 

- Не только в виртуальном. После того, как я обнаружил, что депутат Госдумы от фракции КПРФ Виктор Илюхин написал в разные высокие инстанции огромное количество писем в защиту дальневосточных воров в законе (только в моем досье их 27) и обнародовал эту информацию, на меня обрушился каскад клеветы, размещенной на сайтах КПРФ, самого Илюхина, опубликованной в газете «Правда» за подписью некоего Ивана Ильина, который всячески превозносит нескончаемые добродетели самого Илюхина и пытается втоптать в грязь меня.

 

Я подал иск в суд на газету «Правда» и на автора клеветнических статей. Как оказалось, такого журналиста в «Правде» нет, и к ответственности привлекли только саму газету. На последние два заседания суда представители газеты не явились, а на предыдущих не могли предъявить ни одного документа в оправдание своего вранья. На днях суд вынесет решение по этому моему иску, но уже готов второй, на новую клеветническую статью в «Правде» за подписью все того же Ивана Ильина. Только теперь уже доподлинно известно, кто скрывается под этим псевдонимом. А выяснили это мои коллеги из агентства журналистских расследований очень просто. Позвонили, включив диктофон, весьма ответственному сотруднику «Правды», представились «ходоками» из Хабаровска и сказали, что хотели бы дать Ивану Ильину компромат на депутата Резника и руководителей края. «Правдист» радостно сообщил им, что Иван Ильин - это Виктор Иванович Илюхин собственной персоной и он охотно их примет с такой информацией, снабдил номерами телефонов помощников депутата-коммуниста.

 

Есть и местные примеры. Так, уже не тайна, кто скрывается под псевдонимом Аркадий Солоневич, разместивший клеветнические измышления на одном из местных сайтов. И совсем не секрет, кто, оставаясь за кадром, является истинным кукловодом кучки обозленных лгунов, по недоразумению называющих себя журналистами.

 

Для чего мы системно и последовательно ведем эту непростую и довольно неприятную работу? Только осознав свою ответственность в изменившемся мире, избавив профессиональное сообщество от писак-наемников, мы можем сохранить уважение людей к нашей профессии и к нам, ее представителям.

 

Вела беседу Анна Степанова.

Фото Сергея Плотникова.

«Тихоокеанская звезда»,  № 15. 29.01.10.