На самой восточной пограничной заставе в России открыт памятный мемориал |
|
Мемориальную доску изготовил общественный совет при Хабаровском ВООПИиК еще два года назад и передал в дар пограничникам Чукотки - Службы в Анадыре Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району.
Ратманова - не только самая крайняя восточная точка России на севере, но и самая близкая точка к территории США - всего через 4 км соседний остров - Крузенштерна. Он уже американский. Из с. Лаврентия, откуда на вертолете летают на остров Ратманова - на погранзаставу - всего 20 минут.
Официально погранзастава «Ратманова» («Св. Диомид») создана 1 июля 1941 года. Первым ее командиром с июля 1941-го по август 1943-го был капитан Иван Христофорович Шишкин (1913-1998).
Отряд и 140 тонн груза прибыли на остров Ратманова 19 сентября 1941 года на пароходе «Волхов» (капитан Ю.В. Клементьев) из Владивостока. 7 ноября 1941 года застава была построена. Она вошла в 61-й морской пограничный отряд Управления пограничных войск Приморского округа НКВД (Чукотский пограничный отряд).
Современные названия получены в честь русских мореплавателей: остров Ратманова (Большой Диомид) - в честь своего товарища по кругосветному плаванию и остров Крузенштерна (Малый Диомид) - в честь командующего первым кругосветным плаванием, - были даны островам в 1815 году лейтенантом русского флота Отто Коцебу.
30 марта 1867 года, после продажи Аляски Америки, между островами с тех пор и стала проходить государственная граница между Российской империей и США. Там же проходит граница часовых поясов и международная линия перемены дат. Здесь начинается время.
В 1925 году к острову Ратманова из Владивостока вышел пограничный сторожевой корабль II ранга «Воровский» (командир капитан-лейтенант Александр Клюсс) Владивостокского отряда ОГПУ, в оперативном подчинении Дальневосточной пограничной охраны. 19 августа 1925 года «Воровский» подошел к острову Ратманова и высадил десант моряков. Американцы пытались сопротивляться. Лишь после применения оружия, они покинули остров. Котельный машинист «Воровского» В.П. Чашунашвили водрузил над крышей фактории государственный флаг СССР.