И. Пушкарев |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Напомним, в этом году краевой и городской бюджет выделили на текущий ремонт владивостокских дорог более 330 миллионов рублей. По замыслу властей, эти средства должны были решить проблемы бездорожья на полутора десятках городских улиц будущей столицы Саммита АТЭС-2012. Однако ремонтная кампания проходила с технологическими проблемами и несмотря на наступление холодов, до сих пор не завершена.
Местные СМИ неоднократно сообщают о фактах нарушения технологии при укладке асфальта. Невзирая на низкие температуры дорожное покрытие в эти дни меняют на улице Калинина, Пушкинской, Воропаева, Шепеткова. Бордюрный камень также устанавливают с нарушениями ГОСТов – без щебеночного основания, прямо в снег и грязь.
Теперь же выясняется, что вместо запланированного и обещанного мэром дологовечного бордюрного камня отечественного производства из гранита укладывают декоративную горную породу диорит, рассыпающийся прямо на глазах.
А помнишь как все начиналось
Идея одеть владивостокские улицы в гранит родилась в мэрии Владивостока в этом году. По словам главы администрации Игоря Пушкарева, качество бетонного бордюра, установленного ранее на дорогах города, вызывает много претензий. А гранитный бордюрный камень обладает, можно сказать, неограниченным сроком годности. К тому же, «сам по себе камень красивее бетона, для нас эстетическая сторона тоже имеет значение». Игорь Пушкарев признался: гранитный бордюр дороже бетонного, но его долговечность - более весомый довод.
Видимо поэтому в конкурсной документации аукциона на ремонт автомобильных дорог, объявленном в июле, детально прописали, что чиновники хотят видеть на реконструированных дорогах. В частности, в Ведомостях объемов работ по 16 городским улицам насчитали 19 312 погонных метра гранитных бортовых камней, которым предписывалось соответствовать ГОСТу 6666-81 «Камни бортовые из горных пород».
Шило на мыло?
Ремонт по всем 16 запланированным адресам начался резво. В сентябре муниципальное предприятие «Дороги Владивостока», выигравшее аукцион, в массовом порядке демонтировало бетонные бордюры, выкладывая взамен новые, похожие на гранит. Горожане утверждают: далеко не во всех случаях такая замена была адекватной. Все-таки в советское время бетон лили на совесть и бортовой камень вполне мог прослужить еще некоторое время. Так или иначе, но через пару недель резвость с установкой новых бордюр резко пошла на убыль. Вроде бы и погодные условия позволяли, но работа на объектах либо замерла, либо ограничивалась укладкой асфальта. На месте, где должны быть бортовые камни, строители предусмотрительно оставляли пустое пространство.
Почему в конце сентября затормозились работы? Гендиректор МУПВ «Дороги Владивостока» Александр Лакиза объяснил это «нарушением поставщиком сроков доставки гранитного бордюра». Однако в скором времени все нестыковки, выразил уверенность директор, разрешатся в положительную сторону и ремонт городских дорог будет завершен, согласно утвержденному графику.
Тогда же было озвучено и происхождения бортового камня - город Амурск Хабаровского края. Якобы именно там, в одном из карьеров добывается для Владивостока высококачественный гранит. По словам Лакизы, там же, на месте, камень обрабатывают и доводят до необходимого стандарта – 1000х300х150 мм. Городу одна такая метровая «штуковина», по словам директора МУП, обходится в 1500 рублей.
В ООО «Амуркамень», куда кор. «Ежедневных новостей» обратился за комменатрием, сообщили, что отправили во Владивосток всего лишь 18 вагонов бордюра. Цена – 1350 рублей за погонный метр. Гранит, из которого по уникальной технологии делают бортовой камень полностью соответствует требованиям ГОСТ 6666-81. А вот обвинения в нарушениях сроков доставки в Амуркамне не подтвердили. Дескать, все, что планировалось, давно уже поставлено во Владивосток. Кто же тогда нарушил сроки и фактически сорвал ремонтную кампанию в городе?
Поддержим китайского производителя!
В конце октября, после многодневного перерыва, места ремонта дорог заполонили большегрузные фуры с бордюрами. Оживились и рабочие. При детальном ознакомлении с партией бордюрного камня, доставленного для установки на улицах Калинина, Шепеткова и ряда других фотокорреспоненту «Ежедневных Новостей» удалось запечатлеть происхождение партии стройматериала. Увы, продукция Амуркамня с его качественной продукцией и уникальной технологией шлифовки с этими стройматериалами рядом не стояла.
На деревянных каркасах вновь доставленной партии значилась марка камня: Taocun Grey, размер, вес и страна-изготовитель – Китай. На большинстве упаковок маркировка отсутствовала, видимо, кто-то дал команду «заметать следы» происхождения стройматериала. Эти подозрения подтверждали и валяющиеся кое-где рванные клочки все с той же «компроментирующей» информацией.
Что же пытались скрыть от общественности? Почему китайское происхождение бордюрного камня в городе, где львиная доля стройматериала поставляется из соседней страны, заставляет кого-то напрягаться? Ответ на этот вопрос можно найти на Интернет-сайте китайской компании из провинции Шаньдун, являющейся производителем этих бордюр.
Дешевый и недолговечный
В спецификации бортового камня, который пытаются выдать за гранитный, утверждается, что плотность материала составляет 2.9 гр/куб. см. В то время как у гранита природного он ниже – 2,6 гр/ куб. см, а прочность – выше. Из этого следует, что бордюр, выкладываемый на улицах Владивостока, не только не амурский, но и не гранитный? Следовательно, о долговечности, ради которой замышлялась масштабная реконструкция, можно забыть?
Наши сомнения подтвердили и в ООО Приморгеология», которым «Ежедневные Новости» предоставили образец бордюрного камня, точнее один из осколков, которые во множестве валяются в местах дорожного строительства:
– Это не что иное, как фрагмент горной породы гранодиорит, зона добычи которой (как и любого строительного камня) достаточно широка: добывается он и в России, и в соседнем Китае, – пояснил заместитель начальника отдела геологии ОАО «Приморгеология» Александр Бохан. – Используется гранодиорит в качестве облицовки, в декоративных целях, однако нагрузки, физической или механической он не выносит. Поэтому бордюры конкретно из этой породы делать не рекомендуется – из-за крупнозернистой структуры, он будет ломаться, крошиться, быстро потеряет товарный вид.
Для справки – камень, из которого изготовлены амурские бордюры, и который приморские геологи определили, как диорит (правда, сотрудники ООО «Амуркамень» дали ему название ульба) гораздо прочнее, и по своим техническим характеристикам действительно подходит для изготовления бордюрных блоков. В разговоре с «ЕН» амурчане «открестились» от бордюров из гранодиаритов, заметив, что по визуальным характеристикам эти блоки (более светлые с крупным зерном в разрезе) схожи с изделиями поставляемыми Китаем.
Мнение приморских геологов подтверждает Большой энциклопедический словарь, который говорит о том диорите и гранодиорите как декоративных стройматериалах, а отнюдь не как о долговечном бордюрном камне. Вот справка из словаря:
Гранит - кислая магматическая интрузивная горная порода. Практическое применение: Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Оптимальный материал для мощения как внутри помещения, так и снаружи.
Гранодиорит — интрузивная кислая порода горная порода, является промежуточной по составу между гранитом и диоритом. Практическое применение: Используется как отделочный камень.
Диорит — глубинная магматическая интрузивная горная порода, среднего состава, нормального ряда щёлочности. Практическое применение: Служит строительным материалом, используется для облицовки зданий, изготовления ваз, столешниц, постаментов и т. д. В Древнем Египте и древней Месопотамии использовался и как скульптурный материал.
То, что происходит сегодня во Владивостоке может означать не просто крах планов мэрии Владивостока, обещавшей долговечность реконструированных дорог. И не только игнорирование требований ГОСТа. Это еще, надо полагать, и грубейшее нарушение со стороны подрядчика – МУПВ «Дороги Владивостока» условий аукционной документации и муниципального контракта.
Чем может закончится скандал с подменой природного гранита? Вариантов несколько. Либо должностные лица мэрии, которые подпишут акт приемки дорожных работ и оплатят за счет бюджета откровенный брак пойдут под суд. Либо подрядчика заставят вновь выковыривать фальшивый гранит и ставить на его место то, что прописано в муниципальном контракте – бортовой камень гранитный, соответствующий ГОСТу. Благо, опыт таких переделок в современной истории Владивостока уже имеется - в этом году дорожники уже меняли бетонные заграждения на гострассе от ост. Фабрика Заря до 14-го километра.
Чем закончится скандал?
Тем временем большинство экспертов, к которым мы обратились за комментариям были единодушны во мнении – ситуация требует пристального внимания правоохранительных органов.
- К сожалению, наши контролирующие функции заканчиваются на этапе завершения процедуры размещения муниципального заказа, говорит руководитель Приморского УФАС Сергей Вялых. - Мы контролируем соответствие конкурсной документации действующему законодательству. После того, как мэрия заключила договор с подрядчиком, наши функции считаются исчерпанными.
- Укладывание бордюров в грязь, что тут скажешь, это просто кому-то очень нужно. Пустая и неоправданная трата бюджетных средств. Делать такие работы в зиму просто ненормально. Дорог в городе нет, зато бордюры устанавливаем. Если бордюры китайские, а глава города утверждал, что будут отечественные, то это, мягко говоря, лукавство, - считает Геннадий Турмов, депутат Думы города Владивостока, президент ДВГТУ.
Коллегу поддерживает депутат Николай Марковцев: «Когда я услышал, что мэр собирается выкладывать бордюрный камень из гранита, был очень удивлен - ведь это безумно дорого. Предположил, что поставками будет заниматься фирма, близкая Пушкареву. Выкладывать дорогим камнем улицы Владивостока - то же самое, что покрывать позолотой крыши разрушающихся «панелек». Вся эта затея - расточительство. Разве денег некуда девать? Администрация города должна населению 1,5 миллиарда рублей по проигранным в судах искам. Это текущие крыши, ободранные подъезды, потрескавшиеся стены».
- Как житель города скажу одно, то, что творится с укладкой бордюров – это зарывание денег в землю, - говорит Дмитрий Пенязь, депутат Думы Владивостока. - Ни один нормальный человек на своем дачном участке не будет заниматься подобными работами в снег и воду. Все весной развалится, природу не обманешь. Да и вообще, надо сначала дороги отремонтировать, а потом бордюрами заниматься. Я не знаю, какие бордюры должны были быть по конкурсу российские или китайские. Во Владивостоке много хороших компаний, которые могли произвести бордюр. Могли поставить китайские, чтобы сэкономить деньги для бюджета. Хотя в столь сложные времена нужно, а мой взгляд надо было поддержать отечественные местные компании. Во Владивостоке есть счетная палата, я не исключаю вероятности, что по эти фактам депутатами будет инициирована проверка.
Дмитрий Новиков, депутат Думы города Владивостока:
- На какой вид бордюра проводился конкурс я не знаю. Если налицо будет мошенничество, я лично буду обращаться в прокуратуру.
Владимир Беспалов, депутат Законодательного Собрания Приморского края:
- Я видел эти бордюры, они не похожи на природные гранитные. По ним необходимо провести четкую независимую проверку. Лично я не удивлюсь, что возможна фальсификация, это вполне может быть. Кроме того, правоохранительным органам нужно проверить поставщика, сделать запрос в таможне, почему вдруг бордюры стали китайскими. Городские чиновники утверждали, что они будут отечественные.
В случае подтверждения расхождений с конкурсными требованиями, необходимо возбуждать уголовные дела, причем не только против представителей заказчика – должностных лиц администрации города Владивостока, но и поставщика, всех кто подписывал контракты, акты выполненных работ. Прокуратура должна будет проследить и всю финансовую цепочку – кто и сколько за эти «работы» получил, в том числе и откаты, если они были.
Андрей Кудисов, приморский политолог:
- Деятельность мэра Владивостока Игоря Пушкарева вызывает удивление не только у политической элиты, но и у всего населения Владивостока. Для чиновников города уже давно присущ полный правовой нигилизм, рядовым случаем для них является невыполнение законных требований прокуратуры. И скандальные ситуации с дорожными работами во Владивостоке стали постоянны, начиная с прошлого года, когда сотни миллионов рублей были выброшены на ветер при реконструкции въезда в город. В рамках экономического кризиса и выделения Владивостоку беспрецедентных средств в рамках саммита АТЭС, я думаю случай с бордюрами должен быть подвергнут самой жесткой проверке со стороны контролирующих и правоохранительных органов.
Я уверен, что прокуратура города не ждет обращений и уже занимается этим вопросом. Ее сотрудники - тоже жители города, они видят эти безобразия, что творятся на улицах Владивостока. Думаю, если претензии подтвердятся, в чем я почти уверен, карьера мэра Владивостока закончится в суде.
То, что «гранитный скандал» может иметь для Игоря Пушкарева негативные последствия подтверждает и его предшественник на посту мэра Виктор Черепков.
- Мне вспоминается история с колумбарием - началось с японских инвестиций, а закончилось сами знаете чем. Тут определенные интересы лежат на поверхности и такими вопросами должны заниматься следственные органы.
Ринат Литвинов,
«Ежедневные новости Владивостока», 10.11.09.