Сергей Бурындин
Сергей Бурындин
Земля и лес - основное богатство нашей области. Но и первое, и второе не особо ее обогащают. Особенно лес. Проезжая по дорогам области, мы часто обращаем внимание на то, что там, где раньше были деревья и даже целые рощи, ничего нет. Пустота! Но если лес рубят, где деньги от его реализации? И вообще, кто-нибудь учитывает наш лес? Кто-нибудь может сказать, сколько участков было вырублено вчера, сколько вырубят завтра?
 
На днях состоялось заседание комитета по аграрной политике и вопросам природопользования Законодательного собрания ЕАО, на котором как раз и шла речь о том, что происходит с нашим лесом. С законодательной инициативой выступила природоохранная прокуратура, предложив принять на региональном уровне закон, который будет регулировать отношения, не урегулированные Лесным кодексом, но против принятия которого, по словам представителя природоохранной прокуратуры, очень активно протестовал нынешний исполняющий обязанности вице-губернатора ЕАО господин Сироткин. Я поинтересовался у прокурора природоохранной прокуратуры, в чем заключается суть данной инициативы и что не устроило в этой инициативе господина Сироткина.
 
- Дело в том, что федеральное законодательство, в том числе и закон № 415-ФЗ, регулирует лишь те правоотношения, которые связаны с государственным лесным фондом, - объяснил Александр Альбертович Кучумов. -  Это и подача лесных деклараций, и внесение в государственную единую автоматизированную систему фактов сделок, совершенных с древесиной, и т.д. Лесной кодекс имеет отношение к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые занимаются, в основном, заготовкой древесины. В общем, Закон есть и худо-бедно, но он работает. Согласно ему, чтобы начать заготовку древесины, необходимо заключить договор аренды или продажи участка леса. Прежде, чем тот же арендатор начнет заготовку леса, он должен подать лесную декларацию, которая, помимо договора, дает ему право вести лесозаготовку в определенном месте, в определенный период времени, в определенном объеме и в определенных породных составах. В общем, федеральное законодательство регулирует вопросы, связанные с лесным фондом.  
 
Но есть участки земель, собственность на которые не разграничена. Такие участки, на которых произрастают лесные насаждения, которые де-факто являются лесом, а де-юре таковыми не являются, из федерального законодательства просто выпали. Кроме того, выпадает сегмент частников, физических лиц, которые на свой страх и риск обустроили «Пилораму», принимают этот же лес, распиливают, продают, получают доход. Их проконтролировать сегодня невозможно. Их единая государственная автоматизированная система не учитывает, не контролирует.
 
Именно эти вопросы федеральное законодательство дает возможность урегулировать на региональном уровне.
 
Та древесина, которая заготавливается для собственных нужд, которую закон запрещает отчуждать, все равно отчуждается, такие факты имеют место быть, и она уходит как раз в этот сегмент, который не урегулирован федеральным законодательством. Учета нет, инспекторы, которые должны контролировать, по большому счету, не контролируют.
 
Против нашей инициативы активно протестовал на заседании комитета исполняющий обязанности вице-губернатора господин Сироткин. Он считает, что не надо учитывать «Пилорамы», не нужно контролировать, сколько леса они принимают, сколько продают. Но это очень большой сегмент, и инициаторами наведения в нем порядка еще в прошлом году выступили лесные инспекторы. Они работают на земле и видят, куда уходит на самом деле наш лес, но, не имея полномочий, ничего с этим поделать не могут.
 
По словам прокурора, никаких дополнительных финансов на реализацию областного закона, если он будет принят, выделять не надо. Лесные инспекторы и так имеют право вести учет древесины, заготавливаемой, например, для собственных нужд. Но зайти с инспекцией к частнику на «Пилораму» они не могут. Как правило, такие «Пилорамы» строят на своих участках рядом с домом, по сути, как часть своего дома. Инициатива природоохранной прокуратуры и заключается в том, чтобы дать право лесным инспекторам зайти на «Пилораму» и посмотреть, какую древесину принял хозяин «Пилорамы», какого природного состава, какое количество и на основании каких документов.
 
Таким образом, можно будет препятствовать вырубке ценных пород деревьев, тех лесных насаждений, которые уничтожать нельзя, можно будет выявлять нарушителей, вырубающих лес в объеме, превышающем тот, на который им дано разрешение. Кстати, управление лесами озвучило наличие шестидесяти таких «Пилорам». Часть из них, скорее всего, работает вполне легально. Но остальная часть работает просто, как говорится, на себя, не принося региону никаких доходов в виде тех же налогов, например. Они скупают лес, распиливают его, продают и все! Замечу, что речь идет о больших деньгах. Стоимость одного кубометра пиломатериала, в зависимости от породы, составляет от восьми до двенадцати тысяч рублей. Лес на территории нашей области вырубается сотнями, тысячами кубометров, а регион и половины того, что должен получать от его продажи, не получает.
 
- Мы даже не знаем, сколько древесины сегодня «уходит в тень», - говорит Александр Альбертович.  - В регионе ежегодно заключаются несколько сотен договор на вырубку леса для собственных нужд. Поэтому можно предположить, что теневой сегмент очень большой. Ведь сегодня никто не проверяет, действительно ли человеку нужно было заготовить для собственных нужд именно столько древесины, а не в два или три раза меньше, и куда ушел этот заготовленный лес. Скажу больше, из районов области от жителей поступает информация, что лес вырубается именно под эгидой «заготовка для собственных нужд».
 
Земля и лес - основное богатство нашей области. Особенно лес. Но что-то не очень-то заметно, чтобы область от этого богатства богатела. Это понимает, я думаю, каждый житель региона. Это понимают и депутаты Законодательного Собрания ЕАО, и общественность. Несмотря на протесты и.о. вице-губернатора Сироткина, комитет по аграрной политике и вопросам природопользования единогласно решил рекомендовать Законодательному Собранию принять закон во втором чтении, что не удивительно. Зато очень удивляет позиция господина Сироткина. Редко, наверное, можно встретить чиновника такого уровня, который открыто выступает против наведения порядка в лесном хозяйстве области и внедрения жесткого контроля за сохранением одного из главных богатств региона - леса.
 
Сергей Бурындин,
«Газета на Дом».