Откровения Виктора Ивановича о Викторе Ивановиче | |
(wma, 440Кб) |
В эти дни исполняется 18 лет с начала политической деятельности Виктора Ишаева. Как и положено к совершеннолетию, мы припомним первые шаги самого известного теперь дальневосточного политика.
В. Ишаев |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Политические роды
Бывший депутат Хабаровского краевого Совета народных депутатов, ныне председатель ветеранских организаций ДВО Виктор Болдырев, капитан первого ранга в отставке, помнит, как пришел к власти наш бывший губернатор, а ныне полпред президента РФ в ДФО. Он так и говорит: «Ишаев как губернатор «рождался» на моих руках»...
— В 1991 году я пришел к Ишаеву, он тогда работал начальником Главного планово-экономического управления края, и говорю: «Виктор Иванович, тебя хотят сделать губернатором (так за глаза тогда называли главу администрации. - Ред.)». Его тогда демократы подвигали на этот шаг — Михаил Колбаско и Вячеслав Михальцов, — вспоминает Болдырев. — А он мне в ответ: «Пошел ты… Ты что, обалдел? Какой я тебе губернатор!».
Виктор Болдырев был тогда руководителем рабочей группы по подбору губернатора Хабаровского края. Всего через его руки прошло 42 кандидата.
Закулисная возня
- Данилюк Николай Николаевич, председатель краевого Совета народных депутатов, пришел тогда ко мне и говорит: «Ты мне устрой встречу с Десятовым, представителем президента РСФСР в Хабаровском крае. Они с ним «на ножах» были, - продолжает Виктор Болдырев. - Я Десятову звоню, а Десятов из Комсомольска, как и я. Он согласился на встречу.
К чести Данилюка, он зашел к Десятову и прямо без околичностей спрашивает: «Владимир Михайлович, могу ли я баллотироваться в губернаторы? Мы с вами сработаемся?». Тот однако ответил так: «Николай Николаевич, пока я представляю президента, мы с вами никогда не сработаемся!»
- Тогда Николай Николаевич заявил, что свою кандидатуру снимает. Но оружия не сложил. У него был хороший друг в Москве, Олег Николаевич Сосковец - народный депутат СССР, министр металлургии СССР, потом первый заместитель председателя правительства РФ. (В 1996 г. был замешан в скандале с выносом из Белого дома с коробкой из-под бумаги фирмы «Xerox» с $500 тыс. – Ред.). И Данилюк, судя по всему, решил действовать через него.
Тем временем мы в рабочей группе к сентябрю 1991 года определили четыре кандидата в губернаторы: первым был Владимир Десятов, второй – Виктор Ишаев, затем представитель из Москвы, ученый, доктор геолого-минералогических наук Михаил Масаович Судо, а также директор территориального проектного института «Хабаровскпромпроект» Юрий Валентинович Стругов.
А дальше дело развивалось так. У нашего собеседника Болдырева, по его словам, были тогда добрые отношения с помощником Десятова Брагиным. Ему Болдырев и позвонил прежде всего. Но опоздал самую малость: тот сообщил, что все, мол, Десятов уже полетел в Москву - за должностью губернатора. Однако уже на следующее утро около 5.00 Брагин перезвонил, разбудив Болдырева, и сказал всего два слова: «Не состоялось».
Как потом узнал Болдырев, Десятов прямо в кабинете у президента РСФСР Бориса Ельцина столкнулся с Данилюком! «Разумеется, Десятов вылил ушат сведений на Данилюка, а тот в свою очередь выложил всё, что знает о Десятове. У них накануне конфликт вышел из-за Владимира Гинзбурга, директора Комсомольской-на-Амуре студии телевидения. Ельцин, в силу своего характера, выгнал обоих кандидатов в губернаторы».
Следующий претендент
Вскоре после той стычки в кабинете Ельцина в Хабаровск на имя зампредседателя Хабаровского краевого Совнардепа Игоря Цветкова приходит телеграмма из Москвы, с таким примерно вопросом: Кто следующий у вас там кандидат в губернаторы? Следующим в списке оказался Виктор Иванович Ишаев. «Ишаев пришел ко мне, а я жил в гостинице «Центральная», и в номере я ему все и рассказал», - вспоминает Виктор Болдырев.
Вот так случайно фортуна улыбнулась нашему будущему "политическому тяжеловесу". Впрочем, Указ президента РСФСР о назначении его губернатором был подписан значительно позже описанных событий - 24 октября 1991 года. А 25 октября, незамедлительно, Виктор Ишаев вылетел в Москву.
- Когда Ишаев вернулся в Хабаровск, - продолжает Болдырев, - то встретил меня и говорит: «Все, я теперь губернатор!».
И рассказывает, как это было. Мол, прихожу в Белый дом к Валерию Антоновичу Махарадзе, начальнику контрольного управления президента РСФСР (он тогда командовал территориями - Ред.). Представился. Махарадзе зачитал Указ…
— Хоть бы со мной посоветовались! — вырвалось у Ишаева.
- Пошел на ... отсюда! - отрезал на это хозяин кабинета.
Тут Ишаев опешил: такие люди - и вдруг маты! Подумал, мало ли что случилось сегодня. Спрашиваю, можно, я завтра приду? Махарадзе сказал: да-да, завтра в 10.00. Прихожу на следующий день, а Махарадзе опять: «Какого … ты приперся? Тебе губернию дали - езжай и правь! Чтоб я тебя не видел!»
Потом, когда в 1998 году появилась книга Ишаева «Особый район России», Болдырев встретил Виктора Ивановича на банкете у командующего войсками ДВО и спросил, как получилось, что в книге не так написано про назначение губернатора? И услышал в ответ: «Об этом помнишь только ты. Кому какое дело...»
С тех пор прошло долгих 18 лет. И только сегодня в случайных разговорах всплывают яркие и эмоциональные страницы нашей истории, которые почему-то мало кто знал и вспоминал все эти годы. Но, как известно, все тайное становится явным. То, что мы сегодня пересказали из воспоминаний Виктора Болдырева, надо полагать, лишь небольшая и далеко не полная часть того клубка событий. Может, мы изложили где-то и что-то неточно, что-то мог запамятовать и наш рассказчик. Так давайте писать историю вместе — мы будем рады впечатлениям очевидцев тех или иных событий, имевших большое значение для Хабаровского края.
Подготовил Константин Пронякин,
«Хабаровский Экспресс», № 38
-----------
Кандидаты в главы Хабаровского края, сентябрь 1991 г.
№ 1. Владимир Михайлович Десятов. Представитель президента РСФСР в Хабаровском крае с 24.08.91 по 18.11.93 гг., до этого инженер-конструктор последнего дизельного проекта ПЛ «Варшавянка» на Амурском судостроительном заводе в Комсомольска-на-Амуре. Ныне он председатель регионального отделения союза «За химическую безопасность» и Международного социально-экологического союза.
№ 2. Виктор Иванович Ишаев. С 1988 по 1990 гг. был директором Хабаровского завода алюминиевых конструкций им. Сидоренко, затем утвержден первым заместителем председателя Хабаровского крайисполкома – начальником ГлавПЭУ. 24.10.91 г. Указом президента РСФСР назначен главой администрации Хабаровского края. Руководил краем по апрель 2009 гг. Ныне — полпред президента РФ в ДФО.
№ 3. Михаил Масаович Судо. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный эколог РФ. Завкафедрой геоэкологии Международного независимого эколого-политологического университета (Москва).
№ 4. Юрий Валентинович Стругов. Возглавлял «Хабаровскпромпроект», был сторонником движения «Демплатформа России» вместе с Юшмановым, Яндульским и Врабием. В 1994 г. — председатель оргкомитета общественной палаты при главе администрации края. Теперь живет в Москве, работает в проектном НИИ, пишет книги.
Вне списка. Николай Николаевич Данилюк. С 1973 г. по 1986 г. возглавлял Железнодорожный, Индустриальный райисполкомы Хабаровска. Далее, до 1990 г., был председателем Хабаровского крайисполкома. Затем председательствовал в краевом Совнардепе - с 26.04.90 по 26.11.91 гг. После работал начальником отдела ДВ региона министерства по делам региональной и национальной политики. На пенсии.
------
Официальная версия
Глава 1. «Чаша власти»
Отрывок из книги В. И. Ишаева «Особый район России», 1998 г.
«…28 октября 1991 года мне позвонили из правительства России и сказали, что я срочно должен прибыть в столицу. Я вылетел в тот же день.
В Домодедово у трапа меня встречал Десятов. По его словам, нас пригласил для беседы Геннадий Бурбулис. …Он был не один, рядом с ним сидел Валерий Махарадзе, начальник контрольного управления президента, человек, которого в регионах откровенно побаивались.
Бурбулис немного помолчал, а потом своим скрипучим голосом сказал примерно следующее: «Мы вас собрали здесь для того, чтобы обсудить вопрос о назначении главы администрации Хабаровского края. С этим регионом у нас вопрос непростительно затянут. Какие будут ваши мнения?»
Мы с Литвиновым только переглянулись. Десятов нетерпеливо заерзал. Вздохнув, мы сообщили, что уже подписали письма, где не возражали против назначения на должность главы администрации Десятова. «Он представитель президента, - заявили мы, - кому же, как не ему, быть первым руководителем территории».
Валерий Махарадзе, выслушав спокойно наше убедительное, как нам казалось, заявление, прищурившись и все так же покуривая, ответил: «Вы все здесь опытные, ответственные люди. Вы знаете цену своим словам, но и мы далеко не простаки с околицы. Для чего же вы, любезные, предлагаете нам абсолютно неподготовленного, да и, похоже, пустого человека на такой ответственный пост? Уж не для того ли, чтобы он провалил все реформы, завалил краевое хозяйство, а вы потом свалили бы это на недальновидность Ельцина?»
- Если уж сам представитель президента вас не устраивает…, - тут на меня как-то странно посмотрел Махарадзе. - Если вас сам представитель президента не устраивает, - повторил я, не обращая внимания на его взгляд, - то назначьте тогда Литвинова. Он - председатель крайисполкома, поэтому вполне логично было бы назначить главой администрации его.
…Бурбулису, похоже, это представление надоело. Он открыл папку, достал оттуда лист бумаги и оповестил нас о том, что Указом президента от 24 октября 1991 года за номером 154 главой администрации Хабаровского края назначен Виктор Иванович Ишаев.
- Правильно! - произнес вдруг молчавший до этого Литвинов. - Я полностью поддерживаю это решение.
Тут уже взорвался я.
- Очень интересно! А моего согласия вам на это не надо? Почему вы со мной не поговорили?
Бурбулис устало откинулся на спинку стула и сказал, что он на нас потратил уже двадцать минут, и попросил покинуть кабинет в связи с окончанием беседы и решением проблемы»...