Подошел к окончанию первый этап избирательной кампании по выборам мэра дальневосточной столицы. На старте непривычно много соперников - аж десяток желающих побороться за кресло градоначальника. Кто из них имеет серьезные амбиции, а кто просто решил провести личную или, по ходу, партийную PR-кампанию? И самое интересное, все ли выдвиженцы примут участие в реальной борьбе за голоса избирателей?
 
Пока местные аналитики аккуратно помалкивают в оценках и даже простых комментариях. Или считают, что выборы хабаровского мэра не стоят их внимания, или попросту разъехались в летние отпуска? И, заметим, зря так делают. Грядущий сентябрьский плебисцит в дальневосточной столице можно считать знаковым, если хотите, переломным.
 
Ищите женщину?
 
Некоторые же претенденты на главный городской пост между тем уже пробуют "светиться", причем даже в несуществующих кандидатских статусах на митингах, правда, весьма малочисленных, на разного рода встречах и просто посиделках.
 
Обычно, когда выдвигается достаточно приличное число участников, то среди них, как правило, по элементарным законам природы, вполне могут появиться одна-две женщины. Но на этот раз среди десятка претендентов почему-то нет ни одной представительницы слабого пола, в отличие от параллельной губернаторской кампании.
 
Хотя, если мне не изменяет память, за всю новейшую историю выборов хабаровского градоначальника женщины в списках кандидатов вроде бы никогда и не присутствовали, даже в качестве спойлеров. Но чего уж греха таить, гендерного фактора в политике никто не отменял, он даже был сознательно акцентирован кремлевскими кукловодами на мартовских выборах президента страны.
 
Ну, к примеру, выдвинулась бы на пост хабаровского мэра 50-летний депутат краевой думы от ЛДПР Елена Грешнякова. Политического и организационного опыта ей не занимать, да и человек в городе известный, не замешанный ни в каких склоках и уже тем более коррупционных дрязгах. Даже самый примитивный политолог дал бы этой уважаемой и независимой женщине в качестве прогнозного результата как минимум второе место. А если бы соратники по партии еще и всерьез, а не понарошку подключились, то, чем черт не шутит, и победить могла бы. Но, видимо, либерал-демократы приберегли для Елены Геннадьевны иную политическую роль?
 
"Критические дни" бывали
 
Для начала взглянем оптом на всех претендентов в мэры Хабаровска (в алфавитном порядке, как это сделано на сайте крайизбиркома):
 
- Безденежных Сергей (ЛДПР) – 38 лет.
- Ворсин Алексей (самовыдвижение) – 30 лет.
- Елизаров Сергей (самовыдвижение) – 40 лет.
- Кравчук Сергей (Единая Россия) – 57 лет.
- Кукушкин Максим (КПРФ) – 41 год.
- Михалев Никита (Справедливая Россия) – 25 лет.
- Романов Сергей (СДПР) – 39 лет.
- Савельев Андрей (самовыдвижение) – 48 лет.
- Смолькин Евгений (ПАРНАС) – 34 года.
- Хачатрян Армен (Национальный курс) – 35 лет.
 
Первое на что обращаешь внимание, глядя на этот список, так это на отсутствие у многих кандидатов если не жизненного, то хотя бы серьезного управленческого опыта уж точно.
 
Одно дело, когда ты - молодой, у тебя куча идей, и ты с революционным флагом врываешься в какой-нибудь парламент, от деятельности которого, честно говоря, мало что зависит. И совсем другое дело, когда ты избираешься на должность мэра дальневосточной столицы.
 
Заглянем для интереса в постсоветскую историю выборов мэра Хабаровска. Их всего-то было три человека.
 
- Тевелевич Виктор Михайлович (управлял Хабаровском с 1991 по 1994 гг.) – избрался главой городской администрации в возрасте 47 лет.
- Филиппов Павел Дмитриевич (правил городом с  1994 по 2000 гг.) - первый раз избрался главой городской администрации в возрасте 43 лет.
- Соколов Александр Николаевич (градоначалит с 2000 г. по настоящее время) - первый раз мэром Хабаровска избрался в возрасте 50 лет.
 
Конечно, хочется видеть у власти сегодня людей помоложе, покреативнее, побойчее. Но все же, как молодому и, возможно, перспективному без опыта работы в «системе» не то, что бы изменить положение дел, а хотя бы разобраться в огромном сложном хозяйстве, и еще не развалить его буквально за первый год? Это только кажется иным гражданам, вот, мол, сяду в кресло мэра и сделаю все иначе.
 
"Критические дни" у города были и во времена Тевелевича и во времена Филиппова, да и Соколову Хабаровск достался, можно сказать, в полуразобранном состоянии. В начале нулевых нужно было буквально все начинать с нуля и даже с "минуса".
 
Да и нынче дальневосточная столица нуждается, как минимум, в новых и очень серьезных стимулах для развития. Так что, победителю мэрских состязаний придется несладко. Тем более, что буквально сразу после сентябрьских выборов у градоначальства забот прибавится многократно в связи с грядущей зимой. А ведь Хабаровск уже знавал "холодные бунты" 90-х именно на политической волне, когда буквально на глазах разваливалось жилищно-коммунальное хозяйство и многое другое.
 
Последний островок либерализма
 
Некоторые претенденты еще задолго до стадии выдвижения критиковали хабаровские власти в том числе за закрытость, коррумпированность (как следствие закрытости) и прочие грехи. Ну, а если посмотреть на все это через самое главное окно - политическое.
 
Из 85 российских регионов только в семи остались прямые выборы, а на Дальнем Востоке сохранили "всамомделишную" политическую конкуренцию и вовсе только в двух городах - Хабаровске и Якутске. Дальневосточная столица по своей сути сегодня остается одним из последних островков политического либерализма в стране. "Дебри-ДВ" как-то уже писали об этом, по сему повторяться смысла нет.
 
Другой вопрос, как сохранить этот островок, сделав его полезным для развития гражданского общества, независимых СМИ, реальной, а не мифической политической и экономической конкуренции? Пока эффективный способ один-единственный - пресловутые прямые всенародные выборы того же градончальника, когда на самых что ни на есть законных основаниях можно открыто и остро высказываться в адрес все той же муниицпальной власти. И главное - тебя услышат. Хотя словесная критика чиновников в принципе давно уже перестала быть движителем политических процессов, во всяком случае в Хабаровске.
 
"Он вам не мурзилка"
 
Любопытно, что среди претендентов на мэрскую должность все - наши, местные жители, нет никаких "засланцев" с запада, однофамильцев, ставленников одной и той же партии или клонов. Но зато есть другое...
 
Сейчас в политическом жаргоне закрепилось слово «мурзилка» - некий маленький человечек. И некоторые претенденты на кресло хабаровского градоначальника через образ этого самого мурзилки в соцсетях пытаются показать, что есть в мэрской гонке некие «кандидаты-спойлеры», работающие в интересах муниципалитета. К таким спойлерам причислили почему-то и одного из кандидатов с депутатским мандатом, хотя он называет себя чуть ли не главным оппозиционером в Хабаровске. Фамилий называть не будем, дабы не стравливать на пустом месте молодых и независимых претендентов друг с другом, и еще чего хуже, не допустить склоки, которая может обернуться грубыми ошибками соперников в начинающейся избирательной кампании. Ошибками, не дай бог, с серьезными последствиями.
 
Примечательно лишь то, что знающие люди в мэрии сами говорят о "своем спойлере" весьма скептически и сдержанно. Дескать, "взаимодействие с депутатом происходит исключительно в рамках работы администрации города с городской думой". По словам этих же источников, "периодические положительные высказывания депутата в отношениии кандидата от мэрии оказывают последнему медвежью услугу, а потому чиновник не в восторге от таких высказываний". Из разговора все с теми же людьми из мэрии выясняется, что "если бы молодой депутат представлял интересы города, то, наверное, муниципалитет направил бы его усилия против другого кандидата-оппозиционера, но этого как раз и не происходит".
 
В общем, пока молчат штатные политологи об аффиллированности тех или иных претендентов, на городском избирательном поле выстраиваются различные конспирологические версии, как правило, совершенно необоснованные. Мы не зря упомянули одну из них, ибо такая кампания нередко приводит к поражению претендента еще до его официального старта.
 
Ключевое слово "должен"
 
«Сушка явки» - тоже термин из политического жаргона.  Это когда администрация и соответствующий теризбирком в результате неполного информирования граждан и других ухищрений искусственно снижают количество избирателей, прибывающих в день голосования на участки. Явление такое существует уже давно, в том числе и в Хабаровске.
 
Однажды пару лет назад на политической конференции один из руководителей хабаровского реготделения "Единой России" накануне очередных выборов разоткровенничался и признался журналистам портала "Дебри-ДВ", что низкая явка была бы выгодна "партии власти"...
 
Вряд ли есть смысл сомневаться, что и администрации 600-тысячного города невысокая явка может быть выгодна, к примеру, для того, чтобы в день выборов произвести так называемое мобилизационное голосование, когда на избирательные участки приходят в большинстве своем как краевые так и муниципальные бюджетники.
 
Но выгода выгодой, а ситуация сегодня в дальневосточной столице весьма далека от той, что была, к примеру, в 2008 году, когда в выборах мэра Хабаровска принимали участие всего два кандидата: действующий на тот момент градоначальник Александр Соколов и политически некому неизвестный некий Борис Серебряков.
 
Вот тогда и можно было, наверное, подозревать чиновников сначала в "спойлерстве", затем в "сушке явки" и еще бог знает в чем. Сейчас же ситуация радикально противоположная. Нынче кандидатов аж в пять раз больше. И впервые реально представлены все парламентские партии, часть левой и правой оппозиции, несколько самовыдвиженцев. Куда уж больше?
 
Да и о какой «сушке» может идти речь, когда каждый из кандидатов должен внести в копилку явки свою лепту? И, кстати, именно на этом многоформатном поле и строится вся интрига и, если хотите, неопределенность итогового результата…
 
Ключевое слово в этом предполагаемом актуме «должен». И относится оно, несомненно, ко всем претендентам. Но пока заметны лишь усилия кандидата от партии власти, да и то не в смысле агитации за себя любимого, а - по роду своих должностных обязанностей, осуществляющего объезды значимых объектов города Хабаровска. Активности остальных, увы, пока мы не видим.
 
При таком раскладе, скорее всего, 9 сентября мы вполне можем получить результат аналогичный единоросовскому мэрскому праймериз, который прошел 3 июня этого года. Где при отсутствии полноценной агитации со стороны оппонентов кандидат от мэрии без приложения каких-то дополнительных усилий одержал оглушительную победу над своими так называемыми «конкурентами».
 
Вот вам и предпоследний оставшийся островок демократического гражданского общества и политического либерализма на Дальнем Востоке. Вот вам и столица федерального округа.    
 
Кто дойдет до финиша?
 
В этой связи напрашиваются определенные предположения, можно сказать, неутешительные для многопартийной городской политсреды. Предположения, касающиеся тех претендентов, у которых есть хоть какая-то возможность стартануть, просто попасть в бюллетени и элементарно дойти до финиша, даже не важно, с каким результатом. Кто бы что ни говорил, но нынче у хабаровской политической прослойки, скорее всего, последний шанс, демократическим путем привести на участки своих сторонников. Надеемся, независимая пресса, впрочем, как и медиа-субсидиары помогут этот шанс использовать всем участникам процесса. В иной ситуации прямые выборы вообще могут потерять политический смысл.
 
Попробуем еще разок пройтись по претендентам на градончальство.
 
Итак, напомним, что кандидатам социал-демократу Сергею Романову, парнасовцу Евгению Смолькину и "национально-курсовому" Армен Хачатряну, как и представителям от парламентских партий, федеральное законодательство разрешило не собирать подписи. Но в отличие от старших товарищей кто-то из этих «новичков» (по крайней мере один) может невольно допустить какой-нибудь грубый «финансовый» или организационный ляп, вследствие которого ему могут отказать в участии в избирательной гонке. В общем, 10 минус один - как минимум.
 
Путь самовыдвиженца Алексея Ворсина очень тернистый и, конечно, сложный.  Не получилось выдвинуться от «ПАРНАСа», не вышло от «Яблока». Сейчас претендент занят активным сбором подписей. Известно, что с каждым годом эта процедура все сложнее и сложнее, тем более для оппозиционного кандидата. При этом собирает автографы молодой политик не для выдвижения в районные или поселковые депутаты, а в орган исполнительной власти столицы федерального округа. Наверное, многое будет зависеть от того, насколько кандидат оправился от удара, который ему нанесли свои же товарищи по идеологии, и осталась ли у него преданная, а не задекларированная команда? Поэтому шансов зарегистрироваться у Алексея по всей надлежащей форме, скажем так, фифти-фифти.
 
Сергей Елизаров и Андрей Савельев тоже самовыдвиженцы. Но если у их коллеги Ворсина есть шанс зарегистрироваться, поскольку Алексей имеет хотя бы опыт участия в избирательных кампаниях (пусть даже негативный) и наличие какой-то команды, то у Сергея и Андрея такого опыта просто нет. Даже если каким-то чудом произойдет регистрация одного из них, то скорее в период агитации он допустит ошибку, следствием которой будет отказ в регистрации. Итак, 9 минус два.
 
Продолжим список. Либерал-демократ Сергей Безденежных, единороссовец Сергей Кравчук, коммунист Максим Кукушкин и справоросс Никита Михалев, понятное дело, представляют все парламентские партии, у которых опыт по подготовке качественных документов в избиркомы должен по идее быть поставлен на поток.
 
Простой арифметический подсчет оставляет нам в бюллетенях на выборах мэра Хабаровска 6-7 кандидатов. Если, конечно, кто-то из зарегистрированных претендентов не снимет свою кандидатуру в пользу фаворита. А такое, заметим, совсем не исключено.
 
Петр Рощупкин