Руководитель филиала ФБУ Росавтотранс Конев И.А. направлял коллегам в КНР письма с просьбой проверить законность работы конкретных автобусов конкретных перевозчиков
Руководитель филиала ФБУ Росавтотранс Конев И.А. направлял коллегам в КНР письма с просьбой проверить законность работы конкретных автобусов конкретных перевозчиков
С началом летнего сезона многие фирмы Приморского края, занимающиеся туризмом, а не организацией т.н. «шоп-туров» для провоза чужого товара под видом своего багажа, переживают тревожные моменты.
 
Связаны их волнения с наличием бланков типа «В» на пересечение государственной границы автобусами нерегулярных маршрутов - бланки эти ежегодно распределяются рабочей группой по подготовке межправительственной комиссии РФ и КНР, причем российской стороне, как правило, достается больше бланков типа «С», для грузового транспорта, а китайской - бланков типа «В», для пассажирских автобусов.
 
К примеру, в минувшем году перевозчикам российских турфирм выделили 3000 бланков, - причем, это на всех, работающих в Сибири и на Дальнем Востоке (!), а китайским - 23500. Хотя китайская сторона свои лимиты из года в год не осваивает, а российским перевозчикам, с клиентами в лице туроператоров, бланков хватает лишь на 7-8 месяцев работы, и заканчиваются они именно в разгар туристического летнего сезона.
 
В частности, в прошедшем, 2017 году, ситуация повторилась, как обычно: бланки типа «В» у перевозчиков приморских турфирм стали заканчиваться уже к июлю. И туристические компании ожидали, что на очередном заседании рабочей группы межправительственной комиссии, проходившем 18-20 июля 2017 года в г. Ченду (КНР), бланки перераспределят, передав российской стороне часть, не использованных Китаем.
 
Но этого не случилось, и в прошлом году множество турфирм края «сели на мель» и вынуждены были слать экстренные телеграммы в Минтранс, в Минвостокразвития, в правительство России, полпреду президента в ДФО и первому вице-премьеру Юрию Трутневу - с одной и той же просьбой: экстренно вмешаться в ситуацию и принять меры к разрешению кризиса…
* * *
 
Актуальный для перевозчиков и туроператоров Приморья вопрос по перераспределению бланков типа «В», для организации работы в туристический летний сезон, в этом году остается открытым
Актуальный для перевозчиков и туроператоров Приморья вопрос по перераспределению бланков типа «В», для организации работы в туристический летний сезон, в этом году остается открытым
Однако их жалобы и просьбы не принесли желанного результата: никто не стал срочно собирать рабочую группу и заниматься перераспределением бланков.
 
Туристические фирмы Приморья, где на самый популярный погранпереход между пос. Пограничным и городом Суйфэньхе выделяется всего 400 бланков в год на всех пассажироперевозчиков, работающих на нерегулярных автобусных рейсах, были вынуждены выкручиваться, кто как смог. Или возить туристов через другие переходы, выполняя дальний крюк, примерно, в 400-500 лишних километров, или самим добывать бланки «В» через китайских партнеров.
 
Но на этом пути их подстерегает опасность - в лице Дальневосточного филиала ФБУ Росавтотранс. Данное федеральное агентство Министерства транспорта, заметим, не имеет прямого отношения к распределению и выдаче бланков на пересечение границы (выдает эти бланки АСМАП - Ассоциация международных автоперевозчиков).
 
По уставной своей деятельности, оно должно «организовывать работу компетентного органа в области автомобильного транспорта при реализации обязательств, вытекающих из международных соглашений Российской Федерации» (п. 2.1 Устава ФБУ), но почему-то в Приморье озаботилось именно работой перевозчиков, обслуживающих туристические компании на нерегулярных рейсах, т.н. «заказными» автобусами.
 
При этом, хотя исчерпывающий перечень компетенции ФБУ Росавтотранс приведен в п. 2.2 Устава этого учреждения (с учетом 10 дополнений к Уставу), и контроль за выдачей и использованием бланков типа «В» в этот перечень не входит, руководитель филиала ФБУ Росавтотранс Конев И.А. направлял коллегам в КНР письма с просьбой проверить законность работы конкретных автобусов конкретных перевозчиков, обслуживающих конкретных туроператоров.
 
В результате такой инициативы госслужащего, на китайской стороне задерживались «для проверки» автобусы, привозившие туристические группы, которые обеспечивали своим группам трансфер по территории Китая, экскурсионные поездки и т.п. Туристы, в итоге, были вынуждены претерпевать неудобства, компания - организатор тура - экстренно искать другие «заказные» автобусы на китайской стороне и нести дополнительные, никак не запланированные и ничем не оправданные расходы.
 
И хотя после проверки автобусы выпускали, но их простой в течение 1-3 дней наносил ощутимый экономический ущерб не кому-нибудь, а именно российским, отечественным туристическим компаниям!
* * *
 
Можно ли подобную деятельность филиала госучреждения Министерства транспорта РФ считать направленной на развитие туристической отрасли и на «реализацию обязательств, вытекающих из международных соглашений Российской Федерации»? Ведь у китайской стороны не было никаких вопросов и претензий к работе российских перевозчиков или их клиентов-турфирм.
 
Не возникло никаких претензий и после запроса Игоря Конева от лица филиала ФБУ Росавтотранс. А вот у туристических компаний и перевозчиков вопросы к этому ведомству возникли: на каком правовом основании государственное учреждение за рамками своей уставной деятельности предпринимает такие действия?
 
Однако на запрос компании-перевозчика, чьи автобусы подвергались китайской проверке по запросу Дальневосточного филиала ФБУ Росавтотранс, ведомство не ответило. Указав лишь, что не должно никому отчитываться о своей ведомственной переписке.
 
Так вопрос, в итоге, остался открытым: на каком основании российская госструктура, не имея явных оснований, да и полномочий, для проверки деятельности компании-перевозчика просит об этом представителей КНР?
 
Между тем, другой актуальный для перевозчиков и туроператоров Приморья вопрос по перераспределению бланков типа «В» во втором полугодии, для организации работы в туристический летний сезон и в этом году остается открытым.
 
А если наши, российские чиновники, вместо оказания действенной помощи компаниям туристического рынка по получению дополнительных бланков, будут принимать всевозможные запретительные и ограничительные меры, вроде запросов в Китай о проверках российских фирм, то о каком развитии отрасли можно вести речь?
 
Помнится, еще экс-губернатор Миклушевский на прошлогоднем PITE - Тихоокеанском туристическом форуме, поручал создать список «брендовых мест региона», развивать историко-познавательный туризм, в т.ч. с использованием 108 объектов Владивостокской крепости, привлекая не только русских и иностранных туристов, но и инвесторов, для чего требовал наладить на наиболее перспективных объектах инфраструктуру, позаботиться об их сохранности, отреставрировать. С этой целью даже специальный общественный экспертный совет намеревались создавать, но… на практике пока что все обстоит не столь радужно для туристических компаний.
 
Банальные бюрократические препоны, пассивность представителей российской стороны в рабочей группе по подготовке межправительственных комиссий и в перераспределении бланков более выгодны китайским туристическим компаниям, чем отечественным. Так и выходит, что пока в Китае развивается туризм, российские чиновники «не пущают» своих - чего доброго, вслед за бланками и талоны на турпоездки в обиход введут. Такие вот подводные камни в этой сфере...
 
Павел Чаплицкий,
г. Владивосток.
 
VestiRegion.ru, 05.06.18.
http://vestiregion.ru/2018/06/05/podvodnye-kamni-turizma-v-primore-chinovniki-v-stremlenii-derzhat-i-ne-pushhat-gotovy-dazhe-prevyshat-svoi-dolzhnostnye-polnomochiya/