Спикер чукотского парламента упал в списке «Форбс», но быстро реабилитировался, спустив на воду самую роскошную, длинную и современную гигаяхту.
Яхта Eclipse («Затмение») |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Информация о таинственном «Проекте 978» под кодовым названием Eclipse («Затмение») впервые появилась более трех лет назад, когда вопрос о начале строительства яхты еще только обсуждался. Однако уже тогда близкие к будущим производителям судна — немецкой компании Blohm & Voss — инсайдеры сообщали, что те, кто выступает со стороны заказчика, якобы представляют интересы тогда еще действующего губернатора Чукотки.
42-летний миллиардер, коллекционер яхт, экс-губернатор и уже год как спикер местной думы Чукотского АО, Роман Абрамович знаком с немецкими корабелами не менее шести лет. По данным представителей корпорации ThyssenKrupp Marine Systems, в которую входит Blohm & Voss, через ее судоверфи прошел почти весь флот Романа Аркадьевича. В 2003 и 2005 годах в доках компании меняла обшивку, многократно ремонтировалась и проходила всяческие модификации (вроде пристройки платформы для вспомогательного катера — тендера) 108-метровая яхта Le Grand Bleu, позже подаренная партнеру Евгению Швидлеру. В 2004—2005-м там же пристроили новую вертолетную площадку к 115-метровой яхте Pelorus. А в 2005 и 2007 годах последовательно модифицировали 86-метровую Ecstasea.
Р. Абрамович |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
В этом смогли убедиться те, кто оказался свидетелем спуска на воду яхты Eclipse 12 июня в 9.31 утра на пристани Kuhwerder Hafen в немецком порту города Гамбурга. 170-метровый великан, который легко можно ставить в один ряд с круизными лайнерами, в полтора раза превосходит Pelorus. За размеры Eclipse уже прозвали не мега-, а гигаяхтой. Стоимость этой «великанши» — 492 миллиона долларов (почти полмиллиарда) — фактически в три—три с половиной раза превышает стоимость предыдущих «игрушек» «яхтенного адмирала».
Несмотря на состоявшийся спуск на воду, говорить о полной готовности судна пока рано. Яхту ждет покраска, оснащение оборудованием, доработка дизайна интерьеров и прочая «косметика». По оценкам специалистов, такого рода «доделки» обычно обходятся владельцам в треть стоимости всего судна — то есть в данном случае дополнительные расходы могут достичь 150 миллионов долларов. Ежегодное содержание, которое обычно составляет 10—12 процентов стоимости мегаяхты, в случае с Eclipse тогда возрастет до 65—70 миллионов долларов. Даже сейчас устранение лишь одной-двух царапин на корпусе яхты с 12-слойным лаковым покрытием может обойтись в десятки, а то и сотни тысяч евро.
Инсайдеры утверждают, что таким большим и затратным «Проект 978» стал не случайно и не в один день. По их данным, переговоры начинались с меньшей длины, но с течением времени планируемая длина будущей яхты корректировалась в сторону увеличения. Естественно, параллельно происходило удорожание — каждый лишний метр «добавлял» к стоимости проекта очередные 1,5—2 миллиона долларов.
В результате на сегодняшний день в рейтинге крупнейших яхт мира Eclipse заняла почетное первое место. Яхта шейха Дубая отстает теперь от нового лидера на целых 10 метров. Получается, Роман Абрамович, яхты которого раньше не поднимались в мировом рейтинге выше 8-го места, теперь — в разгар мирового кризиса — умудрился оставить позади всех арабских шейхов, султанов, королей, принцев, компьютерных магнатов и прочих миллиардеров. Неплохая компенсация за недавнюю утрату прежних позиций в мировом списке «Форбс».
Впрочем, как известно, наше государство (в лице уполномоченных банков) в каком-то смысле помогло Роману Аркадьевичу, реструктурировав его кредитные задолженности и выделив «Евразу» 1,8 млрд долларов, чтобы спасти от банкротства.
Передача яхты в личное пользование хозяина должна состояться после завершения редизайна — к лету 2010 года. Возможно, поэтому до сих пор вокруг «Проекта 978» сохраняется завеса секретности и нет официального подтверждения производителей о том, что владельцем Eclipse является именно тот, от чьего имени и велись все переговоры.
«Новой газете» удалось связаться с официальным представителем Романа Абрамовича, однако и его комментарии по этому поводу не были достаточно внятными. По словам Джона Манна, Роман Абрамович сейчас находится в отпуске и традиционно не доступен для журналистов. На просьбу прокомментировать информацию немецких СМИ о том, что в Германии со стапелей спущена на воду яхта Eclipse, владение которой приписывают именно Роману Абрамовичу, Джон Манн сообщил следующее: «Зачем? Мы не подтверждаем, что эта яхта принадлежит Роману Аркадьевичу. И дальше комментировать это событие не можем, СМИ с нами не связывались перед тем, как это напечатали. Мы не комментируем частную жизнь Абрамовича и не реагируем на эти сообщения. Понимаете, если говорить об одном, то надо будет говорить обо всем».
Pelorus |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Между тем «Новая» на всякий случай выяснила, сможет ли спикер чукотской думы, будь он владельцем гигаяхты, приехать на заседание местного парламента прямо на Eclipse, подобно тому, как посещал экономический форум в Санкт-Петербурге на Pelorus. Оказалось, что длина причальной стенки Анадырского морского порта составляет 249 метров, то есть причалить сможет. Если, конечно, спокойно проберется через зону полетов северокорейских ракет «Тэпходон». Но и здесь, как оказалось, все продумано. На яхте Eclipse — собственная система противоракетной обороны и оповещения о ракетном нападении военного класса, подводная лодка для безопасного спуска под воду на глубину 50 метров, бронированный корпус и иллюминаторы. Более того, яхта содержит в своих ангарах два вертолета, имеет пять специальных запасных выходов, через которые можно покинуть яхту секретным образом, и плюс к тому оснащена специальной системой сенсоров и цифровых камер, которая включает в себя также подводные камеры, реагирующие на тепло и движение.
В остальном яхте Eclipse ничто не мешает оставаться обычным прогулочным судном. «Джентльменский набор» составляют кинотеатр, дискотека, открытый и крытый бассейны, 11 люксовских кают, комплекс SPA, барные стойки, прогулочные катера, скутеры и прочие аксессуары. Каюта хозяина площадью 460 квадратных метров расположена на пятой из девяти имеющихся палуб, имеет отдельную веранду с видом на океан и летний садик.
И мы не можем не похвалить Романа Аркадьевича, который в столь трудные времена столь высоко поднял престиж нашей страны и в очередной раз внес существенный вклад в спасение мировой лакшери-экономики. Это событие, безусловно, займет свое место в ряду иных российских достижений, как, например, финал «Евровидения».
Дарья Пыльнова, Дмитрий Шкрылев,
«Новая газета», 17.06.09/
Компромат.ру.
Фото: EPA, «Четвертая власть», Фонтанка.Ру.