Шесть дней в хабаровской гостинице «Интурист» работала «Школа журналистских расследований». В числе преподавателей - президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, журналист-расследователь, автор знаменитого приморского сериала об оборотнях в погонах «Вирус» Игорь Корольков, бывший главный редактор газеты «Совершенно секретно» Галина Сидорова и экс-депутат Госдумы, журналист Борис Резник.
 
Открывать школу намеревался Алексей Симонов. Но в первый же день президент ФЗГ заболел и попал в больницу. Школу открыл недавний хабаровчанин Борис Резник.
 
«Расследовательская журналистика в стране сегодня переживает кризис, - начал свое первое выступление перед двумя десятками хабаровских репортеров Борис Резник. - И не надо, наверное, рассказывать, каких масштабов нынче достигла коррупция... Это - гидра».
 
Журналист на собственных примерах рассказал, как добывается так называемая расследовательская фактура, о том, что благодаря правоохранительным органам, которые вбрасывают в СМИ нужную им информацию (порой за деньги) нынче очень много заказных статей.
 
На второй день работы Алексей Симонов напомнил об истории создания Фонда защиты гласности и его наиболее значимых акциях. В их числе - «Школа журналистских расследований» в сорока российских регионах. Последние школы проходили с большим трудом. К примеру, в Барнауле было совершено нападение на ведущего занятия Григория Пасько, а в Сыктывкаре попытались выключить свет в период журналистских занятий.
 
«Неприятности были и в Хабаровске в период организации, - продолжил глава ФЗГ. - Поначалу заявки прислали около 30 человек, но затем, когда мы попросили журналистов написать мотивационные письма, поясняющие причины их участия в «школе», то желающих осталось пятеро».
 
Алексей Симонов заявил, что ему очень не нравится определение журналистики как четвертой власти. Задача журналистики - формировать и отражать общественное мнение. И как раз эти задачи местные журналисты старательно обходят. В советское время политической журналистики не могло быть по определению: критика власти воспринималась как антисоветская деятельность, за которой следовало либо помещение в тюрьму, либо в психиатрическую больницу. Но политическая журналистика существовала во времена «семибанкирщины» - участия российских олигархов в политических процессах страны. «Самая полная свобода слова была тогда, когда телеканалы принадлежали олигархам, и у каждого канала была своя точка зрения. Найдите сейчас хоть один канал, который бы хранил иную точку зрения?!», - говорит А. Симонов.
 
Ущербная журналистика привела к рождению в России нового политического феномена: политик-блогер. Застрельщиком этого явления был Алексей Навальный, который сочетает в себе журналиста и политика
 
Трехчасовая речь Симонова была яркой, насыщенной фамилиями и фактурой.
 
Колумнист радио «Свобода», экс-редактор (2002-2010) ежемесячника «Совершенно секретно» Галина Сидорова считает, что расследование - это не просто критический материал.
 
«Это, как правило, многосоставная история, с разными лицами, разными мнениями, где разные интересы сталкиваются, - продолжает она. Есть расследователи, а есть ревизоры, который выводят на чистую воду нечестных, нехороших людей в конкретном случае. Расследование предполагает широту охвата проблемы».
 
Впечатления от школы так прокомментировал комсомольский депутат Олег Паньков на страницах портала «Дебри-ДВ»: «Оглядев нестройные ряды людей, называющих себя журналистами в день работы Школы журналистских расследований в Хабаровске, я понял, что по этой профессии можно заказывать реквием. В крае днем с огнем не найдешь критических репортажей в печатных и электронных средствах массовой информации в отношении губернатора и правительства края. На качество журналисткой деятельности значительно влияет прикормленность СМИ и личная трусость пишущей братии», - считает он.
 
Владимир Дымов,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе
Дайджест Фонда защиты гласности № 780, 05.12.16
http://www.gdf.ru/digest/item/1/1431#z1