Комсомольчанин Максим Коблов с помощью прессы и правозащитников отстоял право земляков ездить на оборудованных внедорожниках.
Комсомольчанин Максим Коблов с помощью прессы и правозащитников отстоял право земляков ездить на оборудованных внедорожниках.
К началу августа тысячи автовладельцев 27 региона, ознакомившись с официальным документом за подписью главного автоинспектора Комсомольска А.А. Лютова, перестали прятать свои внедорожники.
 
Руководство отдела ГИБДД выполнило обещание, прозвучавшее в зале, где с автоинспекцией и начальством межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела (МРЭО) в присутствии прокурора и СМИ общалось напрямую без малого 400 встревоженных автомобилистов.
 
На улицы города с минувшей недели могут вновь без опасения выезжать транспортные средства (ТС) с дополнительным техническим оборудованием. Если, конечно, это не дорожные монстры без государственной сертификации крупных конструктивных изменений и с потенциальной угрозой для других участников дорожного движения.
 
Тем, кто, к примеру, установил без специального разрешения заводские модели «Ниссан-Сафари» или УАЗ на ходовую ГАЗ-66, либо приварил вместо бампера железнодорожную рельсу, придется и впредь доказывать гаишникам безопасность своего оригинального автотворчества вплоть до получения разрешительного документа в компетентных инстанциях.
 
На особом контроле, как предупредил подполковник полиции Александр Лютов, ТС с топливной системой, переделанной под заправку газом. Именно моторы на «голубом топливе», как свидетельствует полицейская статистика, становятся «уличной взрывчаткой».
 
Подробный видеоматериал об ответственном диалоге руководства ГИБДД с автовладельцами уже распространяется через Интернет-Сеть. Этот опыт будет полезен джиперам, правозащитникам, а также владельцами специализированных сервисов Москвы, Санкт-Петербурга, Петропавловска-Камчатского. Южно-Сахалинска и других городов России, где возникали аналогичные конфликты.
 
Ключевые лица дорожной полиции и МРЭО Комсомольска, внимательно выслушав аргументы водителей дооборудованных внедорожников, конструктивно и в позитивном ключе обсудили с городской общественностью вопросы, встревожившие многих автомобилистов РФ, вызвавшие массовые протесты и резонансные юридические процессы в регионах Дальнего Востока.
 
Как уже известно заинтересованному читателю, поводом для расширенного брифинга, организованного в июле автором материала, стала крайне жёсткая реализация Технического регламента Таможенного союза, причём без достаточных законодательных оснований, предварительных предупреждений и публичных обсуждений.
 
Напомним, служебную директиву, поступившую в управления УВД от Калининграда до Камчатки, некоторые местные инспекторы ГИБДД восприняли как указание - останавливать и с особым пристрастием осматривать джипы с «силовыми» бамперами и лебедками, выносными воздухозаборниками и экспедиционными багажниками, дополнительным освещением и увеличенными колесами.
 
Прямо на дорожных постах новоявленными «экспертами в погонах» составлялись протоколы с угрозой аннулирования регистрации ТС. Эти предписания шофера сразу окрестили «джип-стриптизом». Ведь их заставляли совершить нереальное: в течение 10 дней представить авто в состоянии, предусмотренном заводом-изготовителем на момент их выпуска.
 
В условиях тотального бездорожья на просторах ДФО такие скоропалительные меры стали шоком не только для любителей экстрима и джипклубов. Они могли бы стать тормозом в деятельности туроператоров, аграриев, геологоразведчиков, лесопромышленников, а также людей, намеренных осваивать отдаленный «дальневосточный гектар» с помощью лифтинга и шноркеля.
 
Как убедилась полиция и прокуратура, среди тех, кто, не жалея сил и средств, приспосабливает свои авто к бездорожью, нет взбесившихся от жиру снобов. На встречу с ГИБДД пришли сотни простых заводчан, предпринимателей, пенсионеров и энтузиастов технических видов спорта.
 
Но пока сахалинские и камчатские внедорожники ждали ответ от первых лиц государства ответ на обращение с просьбой приостановить «джип-стриптиз», один из «пострадавших» комсомольчан, владеющий особо проходимым внедорожником, обратился при содействии правозащитника Олега Панькова с соответствующим обращением в суд и прокуратуру.
 
Собственник двадцатилетнего «Suzuki еscudo» М.С. Коблов, которому протокол, выписанный старшим лейтенантом полиции М.Б. Каревым, грозил лишением личного ТС, заявил суду следующее (текст этого заявления сегодня уже используется в разных регионах РФ):
 
- Требование ГИБДД противоречит статье 209 Гражданского кодекса РФ, нарушает гарантированные статьёй 35 Конституции России право собственности, лишая меня права использовать транспортное средство по своему усмотрению. Административный регламент МВД исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. №185, не предусматривает возможности для инспекторов ДПС ГИБДД вносить обязательные для исполнения требования. Нацелен также обжаловать предписания, нарушающие принцип презумпции невиновности, определённый статьей 49 Конституции РФ.
 
Пунктом 74 Техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» установлено: «К находящимся в эксплуатации транспортным средствам не применяются требования настоящего технического регламента к наличию подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение».
 
Во время покупки автомобиля на нем уже были установлены силовой бампер с лебедкой, шноркель, металлический багажник. Ежегодно я проходил техосмотр и не было никаких замечаний к его техническому состоянию. Инспектор ДПС фактически присвоил себе полномочия эксперта, утверждая без наличия каких-либо доказательств внесения изменений в конструкцию ТС.
 
Однако на очередном судебном заседании Максим Коблов, чье исковое заявление становится «юридическим шаблоном» для многих российских автовладельцев, отказался от своего заявления. Комсомольчанин обосновал свое решение судье официальной отменой оспариваемых требований ГИБДД в досудебном порядке.
 
Как уведомил истца накануне судебного заседания врио начальника отдела госинспекции Александр Лютов, «… в связи с неоднозначностью законодательной позиции, выданное Вам требование об устранении обстоятельств, способствующих совершению административного нарушения, в настоящее время исполнению не подлежит».
 
Правда, сколь долго продлится «настоящее время» - пока неизвестно. Следим за ситуацией.
 
- Как специалист по изготовлению и монтажу дополнительного автооборудования, я лично не против наведения порядка в этой сфере, - признает индивидуальный предприниматель Максим Комогорцев, достаточно известный в регионе мастер по джип-тюнингу. – Но надо требовать с водителей только то, что они в силах выполнить. Необходимо, как минимум, предоставить владельцам дооборудованной колесной техники четкую пошаговую инструкцию, направить их к конкретным экспертам, обнародовать официальный прайс на услуги сертификации бамперов, лебедок и прочего, создать условия «одного окна». Только тогда можно будет избежать социального конфликта и по закону спросить с энтузиастов, нацеленных преодолевать дальневосточное бездорожье.
 
Юрий Ковалев.