Нынешний император Акихито |
|
За его распределением и использованием зорко следят чиновники особого министерства, которое занимается делами его величества.
Поговаривают, что чиновники контролируют даже меню и гардероб монарха и членов его малой семьи. О повседневном быте высочайшей персоны известно ничтожно мало, а скрытая за средневековыми стенами территория обширного комплекса его дворцов в центре Токио почти целиком закрыта для широкой публики. Короче, существование монарха окружено секретностью и жесточайшим образом регламентировано - в нем, кажется, нет места даже малейшему экспромту.
Однако чудеса случаются, и этим летом произошло невероятное: нынешний император Акихито решился не просто на своеволие, а на бунт - люди из его окружения сообщили, что 82-летний монарх хотел бы отречься от престола и уйти на покой. А это прямо нарушает ныне действующий закон, который предполагает, что отставку императору дает только смерть. К тому же намерение Акихито - не просто забавная история, оно может иметь весьма серьезные политические последствия.
Потомок богини Солнца
Непрерывная династия японских императоров - явление уникальное, совсем не похожее на часто менявшиеся королевские дома Европы. Считается, что первым в линии был легендарный Дзимму, праправнук солнечной богини Аматэрасу, который взошел на трон в 660 году до н.э. Это, конечно, чистая мифология. Но начиная с V века н.э. линия японских монархов неплохо документирована - так что примерно за 1500 лет династии можно смело ручаться.
Отречения от Хризантемового трона происходили за эти века много раз - последний такой случай был в 1817 году. Между тем монархи к управлению страной отношения не имели: они были скорее верховными жрецами, временами жили в полном забвении и даже нищете, поскольку реальная власть находилась у военных правителей - сегунов.
Все изменилось с началом модернизации Японии по западному типу во второй половине XIX века. Самураи-реформаторы сделали императора символом обновления и объединения страны и при определении его статуса частично взяли за основу прусско-германский образец, казавшийся тогда эталоном эффективности.
Монарх, по конституции, при наличии парламента и сильного правительства стал главой государства и исполнительной власти, сувереном, главнокомандующим, хотя на деле к решению текущих конкретных вопросов отношения по-прежнему не имел. Принятый тогда же закон об императорском доме отречения от престола не предполагал. Такое положение сохранилось и после капитуляции Токио во Второй мировой войне - но с одним нюансом.
В 30-40-е годы, во времена фашизоидного милитаристского режима, император стал в Японии идолом истеричного шовинистического культа, знаменем самых агрессивных сил, которые и втянули страну в затяжную войну, закончившуюся Хиросимой и Нагасаки. Монарх официально считался «арахитогами» - богочеловеком, ради него на смерть шли фанатики-камикадзе.
После капитуляции американские оккупационные власти вынудили императора открыто отречься от своего божественного статуса. По новой конституции он был лишен прав суверена и всех полномочий. Сейчас в основном законе император называется лишь «символом государства и единства народа».
Страх перед тем, что реакционные реваншистские силы вновь используют монарха в своих интересах, стал причиной того, что после войны бывший потомок богини Аматэрасу был поставлен под жесткий контроль и лишен даже намека на политическое влияние. С этим связан и подтвержденный после войны запрет на отречение, поскольку ушедший в отставку император может мгновенно превратиться в фигуру колоссального авторитета и влияния с опасными последствиями. Эту конструкцию и поставил сейчас под угрозу непослушный Акихито, который, кстати, и раньше не раз ломал шаблоны.
История любви
После капитуляции Токио в войне и начала оккупации к 13-летнему будущему императору приставили опытную и умелую наставницу. Приехавшая из США педагог и автор детских книжек Элизабет Грей Вайнинг учила мальчика английскому и обычаям западной жизни. Насколько Акихито овладел языком Шекспира, неизвестно, а вот представления о свободах и правах человека он, похоже, усвоил хорошо. В конце 50-х годов Акихито решительно поломал старинную традицию, требовавшую от наследного принца выбирать жену из узкого круга высшей придворной знати, связанной кровными узами с большим императорскими домом.
Акихито на теннисном корте фешенебельного горного курорта встретил однажды очаровательную девушку по имени Митико. Она была хорошей спортсменкой, поразила принца остроумием и образованностью. Акихито сделал свой выбор, несмотря на проблему - Митико была чистой простолюдинкой, хотя и из богатой семьи. По слухам, мать принца была против ломки традиций, но Акихито проявил твердость.
Невероятная, сказочная история любви принца и простолюдинки всколыхнула Японию, которая только вылезала из послевоенной нищеты. Миллионы людей после долгих лет лишений раскошелились тогда на свой первый черно-белый телевизор - только для того, чтобы увидеть в прямой трансляции свадебный кортеж кронпринца и его избранницы. Решительность Акихито стала символом того, что Япония будет меняться к лучшему, этот шаг, как мне говорили многие, дал стране мощную прививку оптимизма и веры в обновление.
Нестандартные поступки случались и потом. Например, в декабре 2001 года Акихито неожиданно раскрыл страшную тайну, которую как бы все знали, но говорить о ней не решались. Эксперты допускают, что клан японских императоров имеет не вполне чистое японское происхождение - в раннем Средневековье он был связан семейными узами с соседней Кореей, бывшей тогда несравнимо более культурной и технологически продвинутой. Но современным националистам невыносимо признать, что потомки сияющей Аматэрасу, хранители священных регалий имеют отношение к стране, которая в прошлом веке была колонией Токио.
И вот на одной из крайне редких пресс-конференций Акихито как бы случайно обронил, что отлично относится к Корее и корейцам, потому что один из его прямых предков был сыном корейской принцессы. Император выразился крайне осторожно, но это была бомба! Он признал наличие у себя корейской крови!
Какая у императора фамилия?
Симпатии к Акихито резко возросли в 2011 году, когда побережье северо-востока Японии было разрушено ударами цунами, вызвавшими страшную аварию на АЭС «Фукусима-1». Выбросы радиации, как тогда казалось, могут накрыть и Токио, находящийся всего в 250 км от атомной станции. Императору советовали уехать из города, но он твердо решил остаться с его жителями. Более того, выступил с беспрецедентным обращением к нации, призвав соотечественников к мужеству. Это было почти нарушением запрета на самостоятельную общественную деятельность.
Теперь Акихито решил подать в отставку, он не желает выглядеть развалиной, которую терпят по необходимости. Говорят, что последним толчком для него стали события прошлого года, когда на церемонии по случаю 70-летия капитуляции во Второй мировой войне Акихито слегка перепутал слова своего обращения. «Я должен исполнять обязанности в полном объеме или обязан уйти», - заявил император после этого.
На официальном уровне информацию о намерении Акихито, конечно, не подтверждают, но власти, как сообщается, уже конфиденциально начали «проработку вопроса». Комиссия экспертов при премьере будет готовить поправки к законодательству, а решить нужно многое. Какой статус будет у ушедшего монарха? Получит ли он все права, включая возможность политического выбора и полную свободу слова? Будет ли у него фамилия, поскольку ее нет у императорского дома?
Говорят, может быть принят особый временный закон только для Акихито, чтобы не создавать прецедента. Есть вариант с регентством: тогда обязанности отошедшего от дел императора будет исполнять его старший сын, 56-летний наследный принц Нарухито. Но Акихито это вряд ли устроит - плохие ассоциации.
В 20-х годах прошлого века уже было регентство при тогдашнем императоре Тайсе, который был психически невменяем. Есть история и с отцом Акихито, мучительно болевшим в последние годы на престоле. Но нынешний император хочет уйти здоровым и дееспособным. Самый бесправный человек в Японии намерен вопреки всему отстоять свое последнее право - право на покой.
Василий Головнин,
завбюро ТАСС, - специально для «Новой», Токио
«Новая газета», №349